Помогите усопшим родственникам

Помогите усопшим родственникам

Церковь возносит непрестанные молитвы о всех ушедших из жизни наших сродниках при всяком богослужении и особенно на Литургии. Ведь молитва — это единственное, чем мы можем помочь усопшим.

В определенные дни установлено особое поминовение — вселенские родительские субботы. Для каждого из нас есть возможность прийти в храм в этот день, чтобы подать записки о упокоении и самим вознести молитвы о своих умерших близких. В записках мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей и всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и об умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро.

После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и вселенном в райской обители, то и она не остается бесплотной, а обращается на благо молящемуся.

Почему родительские субботы так важны для нас всех?                                                                                      

На этот вопрос лучше всего ответит автор статьи, помещенной в журнале «Духовное наследие», № 3 (59), 2004 г. Приведу случай из статьи полностью, как его описал афонский монах, которому Бог открыл в видении.   «Была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посреди церкви).      

Я же стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: „Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. Диакон зажег свечи и стал раздавать присутствующим. И в это время я увидел, что много народа стало входить в дверь храма с улицы, а затем проникать сквозь стены и окна. Храм наполнялся множеством прозрачных теней. В этой массе я увидел женщин, мужчин и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще.

После возгласа священника они бесшумно, но чрезвычайно быстро заполнили весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.

Наконец их набралось так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых.

Но вот диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились рядом, глядели на них глазами, полными любви, радостного умиротворения. Мне даже казалось, что в руках духов появилась какая-то духовная горящая свеча, и они сами, молясь вместе с молящимися за них, сияли необыкновенно радостными лучами.

По мере того как прочитывалось каждое имя, из толпы безмолвных теней все более выделялось радостных фигур. Они бесшумно шли и сливались с живыми молящимися. Наконец, когда записки были прочитаны, осталось много неназванных — грустных, с поникшей долу головой, как будто пришедших на какой-то общий праздник, но забытых теми, кто бы мог пригласить их на это великое для них торжество. Некоторые из душ тревожно посматривали на дверь, словно ожидая, что, быть может, придет еще близкий им человек и вызовет их в свою очередь.

Но нет, новые лица не появлялись, и неназванным оставалось только радоваться радостью тех, которых призвали пришедшие для единения с ними.

Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая как бы смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел еще более чудную картину.

В то время, когда произносились слова „Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим” или слова “Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих”, видно было, как лица живых озарялись одинаковым светом с лицами отошедших, как сердца сливались в одно общее сердце, как слезы не уныния, а радости текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время какой горячей любовью, беспредельной преданностью горели глаза помянутых.

При облаке дыма благовонного кадила, при струях дыма от горящих свечей раздался дивный молитвенный призыв: „Со святыми упокой…”, и я увидел, что вся церковь как один человек стала на колени, и души, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те, о которых забыли, молились лишь за себя.

Когда окончилось молитвенное песнопение, затухли свечи и священник прочитал последний возглас, а диакон закончил общим поминовением отошедших, стоящие передо мной тени стали исчезать и оставались только люди, пожелавшие отслужить еще частную панихиду за своих усопших. Тогда я увидел на лицах такой покой, такое удовлетворение, такое обновление, которое не в силах передать.

Велик, свят и отраден для усопших обряд поминовения Православной Церковью. И как грустно бывает тем, кого предают забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем их духовное обновление и прощение их согрешений у Господа как во время панихиды, так тем более во время Литургии. Потому что с каждым разом, когда священник вынимает частицы за упокой души, души эти получают милость, приближаясь к Царствию Божию».

Как же еще мы можем помочь всем близким и родным, кого с нами уже нет?

Личной молитвой! Которая начинается с ежедневного молитвенного правила по молитвослову. В конце утреннего правила есть молитвы об усопших. Так же многие читают псалтирь по усопшим, акафисты и каноны «за единоумершего». Но сразу хочется напомнить, что если у нас появляется какое-то систематическое молитвенное правило, то его нужно обязательно согласовывать с духовником, тогда и пользы духовной будет гораздо больше. 

Кроме того, за усопших мы подаем милостыню. Причем милостыню может творить абсолютно каждый! Здесь как и материальная помощь, так и помощь трудом, когда мы делаем доброе дело и просим Господа принять это доброе дело за того, кого с нами нет и о ком мы молимся и переживаем. И Господь принимает эту милостыню об усопшем.

А также мы делаем поминки по усопшему. Поминки проводятся на третий, девятый, сороковой день. В течение всего года поминают день в день и лишь в дни Великого поста действует иной устав, касаемо заупокойной трапезы. Если день памяти выпадает на будничный день, то он переносится на субботу, то есть сами поминки переносим на субботу, а в сам день мы также подаем милостыню, молимся дома об усопшем, приходим в храм и ставим свечу. Если день памяти выпадает на последней неделе поста, Страстной Седмице, или на первой неделе Пасхи, то трапеза переносится на Радуницу, которая отмечается на второй неделе после Пасхи, во вторник.

Почему так важны дни: 3-й, 9-й, 40-й ?

Первые два дня душа почившего пребывает еще на земле и ходит по местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и добрых дел. В третий день Господь во образ Своего трехдневного Воскресения повелевает душе вознестись на небо для поклонения Ему. Именно поэтому Церковь молится за человека в третий день, чтобы Господь помиловал его. Затем душа шесть дней ходит по райским обителям и созерцает их красоту. 

На девятый день она снова предстает пред Лицо Божие на поклонение. Именно в этот день Церковь снова молится Богу за усопшего, испрашивая его помилование. После этого душе показываются муки грешников в аду, душа проходит мытарства и в сороковой день душа новопреставленного в третий раз возносится к Богу. В этот день решается ее участь: ей назначается место, которого она удостоилась по своим делам, до второго Пришествия Христа. Поэтому для души крайне необходимо совершать за нее молитву именно в эти дни.

Мы также поминаем в день смерти и в день рождения усопшего. Но сразу хочется оговориться: этого на самом деле мало! Ведь никто из нас не забывает себя покормить? Мы кушаем каждый день. А вот об усопших мы вспоминаем в дальнейшем лишь несколько раз в год. Хорошо было бы поминать чаще. Ведь поминки — это наша милостыня пред Богом за усопшего. Чем чаще мы ее подаем, тем легче нашим ушедшим близким. Но даже здесь, к сожалению, мы по незнанию, а порой и по маловерию допускаем много ошибок, тем самым лишая помощи наших усопших и разными заблуждениями перечеркиваем свой духовный труд.

Какие заблуждения, а зачастую языческие и оккультные обычаи можно встретить на поминках?

В течение сорока дней люди ставят стакан с водой на подоконник или на тумбочку, объясняя это тем, что душа якобы будет приходить и пить. Это большое заблуждение и языческий обычай. Заблуждение потому, что душа не может есть и пить физическую пищу, так как когда мы с вами кушаем, мы кормим только тело, которое нуждается в питательных веществах, а душа нуждается в духовной пище, которая созидается через молитву, таинства церковные, из которых самые главные — Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин. А посему этот стакан с водой является бесполезным. Или, точнее, полезным для бесов, т.к. это языческий обряд, а язычество, как вы знаете, — это поклонение ложным Богам, то есть сатане. Вот такой подлог ценностей происходит на поминках.

Основные заблуждения относительно поминок

Не нужно делать:

1. Ставить стакан с водой или водкой на поминальный стол, накрывая его хлебом или ложкой, — это языческий обряд.

2. Закрывать тканью зеркала — это относится к оккультизму (душа не может оставаться в доме больше двух дней, и ей совершенно нет дела до зеркал).

3. Оставлять пустое место и пустые приборы, якобы для усопшего.

4. Останавливать часы (просто глупость).

5. На поминках можно пользоваться всеми приборами, не только ложками, но и вилками. (Это обыкновенные столовые приборы, и никакой смысловой нагрузки они не несут).

6. Открывать калитку или дверь в доме на 40-й день и ходить на кладбище с мыслью проводить душу. (Как я уже сказал, душа от нас уже отошла на третий день и вернуться к нам уже не может).

7. Бросать деньги в могилу, чтобы выкупить усопшего.

8. Класть деньги, продукты и разные дорогие вещи в гроб или оставлять на могиле. Лучше отдать их неимущему верующему человеку, который будет молить Бога об упокоении усопшего.

9. Бессмысленно стучать по памятнику или по специально уложенной на могилу дощечке, дабы сообщить усопшему, что вы пришли.

10. Венки из искусственных цветов, например, бумажных, возлагать нежелательно. Лучше один живой цветочек положить на могилу, чем множество искусственных. Ведь живой цветок — символ всеобщего воскресения, а бумажный — это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет.

Кроме того, бывают такие ошибки, которые оскверняют память усопшего и перечеркивают все наши усилия, связанные с поминками!

1. Очень важно поминать той пищей, которая определяется уставом Церкви в эти дни. Если день постный (четыре длительных поста: Рождественский, Великий, Петров, Успенский, или один из постных дней, среда или пятница), то трапеза за столом только постная. Посему нужно заранее сходить в храм и поинтересоваться, как поминать усопшего.

2. Конечно, не допускается делать два стола — постный для верующих, непостный для неверующих. Это лукавство и грех.

3. Но самое страшное, что происходит на поминках, что является грехом и просто непочтением к усопшему, осквернением его памяти и небрежение в деле спасения пред Богом — это поминание спиртным! Ни в коем случае мы не поминаем спиртным! Лучше вообще не делать поминки. Ведь только задумайтесь! Поминки — это наш духовный труд пред Богом, в котором мы просим Господа принять эту жертву и по нашим трудам, по этой жертве простить душе усопшего грехи.

Не надо лить на могилу водку или наливать ее в заранее установленный стаканчик, руководствуясь таким «железным» аргументом, что «покойник водочку любил». Этим вы делаете усопшему очень больно, ведь за грех винопития он и так страдает после смерти. Не оскверняйте его память и не отнимайте последней надежды. Ведь усопшие себе уже ничем помочь не могут! Только наши молитвы и труды могут облегчить их загробную участь.

Кроме молитвы, большую пользу для умерших приносит милостыня. Весьма полезно подавать нищим посильную помощь с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо еду, для этого в храмах существуют особые поминальные столы. Благотворения, совершаемые живыми в память об усопших, имеют такое же значение, как если бы сам умерший совершал эти добрые дела.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотию в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью. Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Мы, живущие на земле, составляем с отошедшими от нас одну Церковь. Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Ведь если мы забудем о поминании наших родителей, то вряд ли и наши дети будут молитвенно поминать нас.

Священник Евгений Клементьев



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

25 апреля 2017 г. 12 апреля ст.ст. вторник. Седмица 2-я по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Поста нет.

Икона дня

Икона Божией Матери Муромская
Икона Божией Матери Муромская

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Прп. Исаака Сирина в Сполете Италийском (550). Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении (860). Прмч. Сергия (1938). Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. 4, 1-10; Ин. З, 16-21). "Неверующий в Сына Божия уже осужден". За что же? За то, что когда кругом свет, он остается во тьме, по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример в св. ап. Павле. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий посетил праздничный концерт «Пасха, Господня Пасха!»
Все фоторепортажи