От смерти к жизни, и от земли к Небеси

От смерти к жизни, и от земли к Небеси

Все Пасхальные богослужения проникнуты одним чувством — чувством ликующей радости о Воскресшем Господе. Венцом же всех духовных песней, исполняемых на Пасху, является Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, составляющий существенную часть Пасхальной утрени.

Это великий поэтический шедевр. Здесь сосредоточена вся радость и Божественный смысл праздника, отражено содержание и ощущение Пасхальной службы. И потому именно ему дано стать центром пасхальной церковной радости как в светлую ночь Воскресения Христова, так и во все дни Светлой седмицы и последующие воскресные дни, вплоть до Вознесения Господня.

Этот канон охватывает, по сути, все основные моменты учения Церкви о спасении человека: боговоплощение, предсказанное пророками, смерть и Воскресение Христа, торжество света, исполнившего вселенную, приход ко Христу многих народов, устроение Нового Иерусалима, Церкви Христовой, Царства Божиего, воплотившегося на земле. Канон невелик по объему: каждая песнь кратко повествует об истории празднуемого события, раскрывает его духовное значение для нашего спасения.

Уже первые строки Пасхального канона совершенно ясно выражают главное содержание торжества: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия». Мы торжествуем переход от духовной смерти к вечной жизни, от земли, «мира греха» — к Небу, «обители святости». И торжество это столь велико, что к празднованию его призывается весь мир, все творение Божие, причем не только на земле, но и в Ангельском мире.

В конце мы слышим такие слова: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее (истово) Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего».

Исполнению каждой песни канона сопутствует каждение алтаря, храма и молящихся в нем, сопровождаемое пасхальным приветствием «Христос Воскресе!».

После шестой песни канона духовенство, хор и молящиеся в храме попеременно поют гимн «Воскресение Христово видевше…». Он исполняется трижды в знак веры в истинность совершившегося события.

По завершении канона поются стихиры Пасхи. Это пять торжественных песнопений, которые, как и канон Пасхи, посвящены истории события Воскресения и указывают на его значение. «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха, двери райския нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных» — столь возвышенными словами характеризует праздник преподобный Иоанн. Праздник, в который происходит наше «избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсия Христос…».

Важной темой, проходящей через весь канон Пасхи, является человек, переживающий эти святые дни во храме и жаждущий приобщиться благодати Воскресения: «Вчера (на утрене Великой Субботы) я погребался вместе с Тобою, а сегодня совоскресаю с Тобою Воскресшим; вчера (в Великий Пяток) я распинался вместе с Тобою, а (сегодня) Ты Сам, Спаситель, прослави меня (вместе с Собою) во Царствии Твоем».

Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова и призывает к радости глубокой и осмысленной.

Радуясь празднику, постараемся не забыть его истинного содержания и, торжествуя, попытаемся сохранить «святые дни» в нашей жизни. И пусть именно духовной радостью отзываются в нашем сердце слова праздничного приветствия «Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!».

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 октября 2017 г. 5 октября ст.ст. среда. Седмица 20-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Московские святители
Московские святители

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи