От смерти к жизни, и от земли к Небеси

От смерти к жизни, и от земли к Небеси

Все Пасхальные богослужения проникнуты одним чувством — чувством ликующей радости о Воскресшем Господе. Венцом же всех духовных песней, исполняемых на Пасху, является Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, составляющий существенную часть Пасхальной утрени.

Это великий поэтический шедевр. Здесь сосредоточена вся радость и Божественный смысл праздника, отражено содержание и ощущение Пасхальной службы. И потому именно ему дано стать центром пасхальной церковной радости как в светлую ночь Воскресения Христова, так и во все дни Светлой седмицы и последующие воскресные дни, вплоть до Вознесения Господня.

Этот канон охватывает, по сути, все основные моменты учения Церкви о спасении человека: боговоплощение, предсказанное пророками, смерть и Воскресение Христа, торжество света, исполнившего вселенную, приход ко Христу многих народов, устроение Нового Иерусалима, Церкви Христовой, Царства Божиего, воплотившегося на земле. Канон невелик по объему: каждая песнь кратко повествует об истории празднуемого события, раскрывает его духовное значение для нашего спасения.

Уже первые строки Пасхального канона совершенно ясно выражают главное содержание торжества: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия». Мы торжествуем переход от духовной смерти к вечной жизни, от земли, «мира греха» — к Небу, «обители святости». И торжество это столь велико, что к празднованию его призывается весь мир, все творение Божие, причем не только на земле, но и в Ангельском мире.

В конце мы слышим такие слова: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее (истово) Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего».

Исполнению каждой песни канона сопутствует каждение алтаря, храма и молящихся в нем, сопровождаемое пасхальным приветствием «Христос Воскресе!».

После шестой песни канона духовенство, хор и молящиеся в храме попеременно поют гимн «Воскресение Христово видевше…». Он исполняется трижды в знак веры в истинность совершившегося события.

По завершении канона поются стихиры Пасхи. Это пять торжественных песнопений, которые, как и канон Пасхи, посвящены истории события Воскресения и указывают на его значение. «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха, двери райския нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных» — столь возвышенными словами характеризует праздник преподобный Иоанн. Праздник, в который происходит наше «избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсия Христос…».

Важной темой, проходящей через весь канон Пасхи, является человек, переживающий эти святые дни во храме и жаждущий приобщиться благодати Воскресения: «Вчера (на утрене Великой Субботы) я погребался вместе с Тобою, а сегодня совоскресаю с Тобою Воскресшим; вчера (в Великий Пяток) я распинался вместе с Тобою, а (сегодня) Ты Сам, Спаситель, прослави меня (вместе с Собою) во Царствии Твоем».

Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова и призывает к радости глубокой и осмысленной.

Радуясь празднику, постараемся не забыть его истинного содержания и, торжествуя, попытаемся сохранить «святые дни» в нашей жизни. И пусть именно духовной радостью отзываются в нашем сердце слова праздничного приветствия «Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!».

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи