От смерти к жизни, и от земли к Небеси

От смерти к жизни, и от земли к Небеси

Все Пасхальные богослужения проникнуты одним чувством — чувством ликующей радости о Воскресшем Господе. Венцом же всех духовных песней, исполняемых на Пасху, является Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, составляющий существенную часть Пасхальной утрени.

Это великий поэтический шедевр. Здесь сосредоточена вся радость и Божественный смысл праздника, отражено содержание и ощущение Пасхальной службы. И потому именно ему дано стать центром пасхальной церковной радости как в светлую ночь Воскресения Христова, так и во все дни Светлой седмицы и последующие воскресные дни, вплоть до Вознесения Господня.

Этот канон охватывает, по сути, все основные моменты учения Церкви о спасении человека: боговоплощение, предсказанное пророками, смерть и Воскресение Христа, торжество света, исполнившего вселенную, приход ко Христу многих народов, устроение Нового Иерусалима, Церкви Христовой, Царства Божиего, воплотившегося на земле. Канон невелик по объему: каждая песнь кратко повествует об истории празднуемого события, раскрывает его духовное значение для нашего спасения.

Уже первые строки Пасхального канона совершенно ясно выражают главное содержание торжества: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия». Мы торжествуем переход от духовной смерти к вечной жизни, от земли, «мира греха» — к Небу, «обители святости». И торжество это столь велико, что к празднованию его призывается весь мир, все творение Божие, причем не только на земле, но и в Ангельском мире.

В конце мы слышим такие слова: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее (истово) Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего».

Исполнению каждой песни канона сопутствует каждение алтаря, храма и молящихся в нем, сопровождаемое пасхальным приветствием «Христос Воскресе!».

После шестой песни канона духовенство, хор и молящиеся в храме попеременно поют гимн «Воскресение Христово видевше…». Он исполняется трижды в знак веры в истинность совершившегося события.

По завершении канона поются стихиры Пасхи. Это пять торжественных песнопений, которые, как и канон Пасхи, посвящены истории события Воскресения и указывают на его значение. «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха, двери райския нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных» — столь возвышенными словами характеризует праздник преподобный Иоанн. Праздник, в который происходит наше «избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсия Христос…».

Важной темой, проходящей через весь канон Пасхи, является человек, переживающий эти святые дни во храме и жаждущий приобщиться благодати Воскресения: «Вчера (на утрене Великой Субботы) я погребался вместе с Тобою, а сегодня совоскресаю с Тобою Воскресшим; вчера (в Великий Пяток) я распинался вместе с Тобою, а (сегодня) Ты Сам, Спаситель, прослави меня (вместе с Собою) во Царствии Твоем».

Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова и призывает к радости глубокой и осмысленной.

Радуясь празднику, постараемся не забыть его истинного содержания и, торжествуя, попытаемся сохранить «святые дни» в нашей жизни. И пусть именно духовной радостью отзываются в нашем сердце слова праздничного приветствия «Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!».

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

29 июня 2017 г. 16 июня ст.ст. четверг. Седмица 4-я по Пятидесятнице. Петров пост. Разрешается рыба.

Икона дня

Тихон Калужский
Тихон Калужский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Тихона, еп. Амафунтского (425). Совершается служба со славословиемПрп. Тихона Медынского, Калужского (1492). Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503). Прп. Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002). Сщмч. Тигрия пресвитера и мч. Евтропия чтеца (404). Сщмчч. Гермогена, еп. Тобольского, Ефрема, Михаила и Петра пресвитеров и мч. Константина (1918).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. Если совершается служба прп. Тихона Калужского или прп. Тихона Луховского, то на литургии чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Мф. 11, 27-30). "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему. Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: "возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое". И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди - иго, и грехи - бремя. Но сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора. Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Священнослужители Покровского благочиния приняли участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти и скорби
Все фоторепортажи