Этот фантастический мир

Этот фантастический мир

С экранов телевизоров на нас буквально обрушился фантастический мир. Кто-то с радостью в нем «купается», кого-то он раздражает, а кто-то его просто игнорирует. Не так давно я случайно услышала разговор двух женщин. Одна из них с возмущением говорила о современном телевидении. Меня заинтересовала та  часть беседы, в которой шла речь о фантастике. Дама громко говорила: «Детям головы задурили, по телевизору посмотреть нечего, одна выдумка, фантастика. Да что у нас вообще происходит?  (далее она прошлась по российскому кинематографу, захватив заодно зарубежный). Да и вообще, Православная церковь против всяких там фентэзи!» Что касается последнего, то это, скажем так, не совсем верно. Как говорит настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы священник Игорь Копшев, у Православной Церкви не может быть какого бы то ни было отношения к фентэзи. Одобрять или не одобрять фантастику могут лишь отдельно взятые священнослужители, и они не имеют права говорить от имени Церкви.

 Отец Игорь,  многие батюшки высказываются категорично в адрес фантастических фильмов, книг. Почему?

Отношение к фантастике у церковных людей (в том числе и священнослужителей) самое различное. Что же касается отрицательного отношения к этому жанру, то оно, на мой взгляд, объясняется тем, что сейчас фантастика – это в основном литература “нью-эйдж”: колдовство, параллельные миры, сомнительные религии. Если мы в Церкви говорим, что наш мир создан Богом, то это выход в какой-то другой мир, который живет не по Божиим законам, а скорее по законам магии. Вещь достаточно подозрительная для верующего человека. Или другой пример. Американец Филипп Дик, чья гениальность граничит с безумием, описывает Землю после победы фашистов во Второй мировой войне. (На теоретическую возможность существования такого мира вполне серьезно указывает знаменитый физик-агностик Стивен Хокинг в своей «Краткой истории времени», когда рассказывает о приложении квантового принципа неопределенности к описанию Вселенной в момент Большого взрыва). Но и это еще не предел. В России успехом пользуются произведения так называемого турбореализма, которые пытаются убедить читателей, что мировоззрение — это что-то вроде набора для оригами. Главный корифей такого рода произведений Виктор Пелевин заявляет, что мир не что иное, как компьютерная игра или галлюцинации жука-богомола.

Но ведь фантастикой увлекается каждый в детстве. Неужели нельзя ничего сказать в защиту этого жанра?

Можно, и очень многое. Фантастика фантастике рознь. Отдельные фантастические произведения могут быть приравнены к классике. Это касается не только таких старых авторов, как Герберт Уэллс или Толкиен, но и Стругацких, Клиффорда Саймака, Рэя Бредбери и др. Фантастические ситуации в их книгах выводят на первый план то, что скрыто за мирской суетой, проявляют более выпукло те или иные социальные или моральные проблемы. То, что незаметно в реальном мире, показывают из мира воображаемого. Многие фантасты стараются изображать самых обыкновенных людей — правда, в запредельных обстоятельствах. Эта литература удивительна не столько своими догадками о будущем, сколько своей способностью извлекать мораль из настоящего. Скажем, если реалист, бичуя современные пороки, может только невнятно обещать будущие кары, то фантаст имеет возможность явить эти кары во всей красе.

Может ли быть христианская фантастика?

Конечно. Такие писатели-фантасты, как Толкиен и Льюис – яркий тому пример. Толкиен был верующим христианином, католиком. Многие образы "Властелина Колец" он взял из обыденной жизни, но придал им символичный смысл. В его произведениях очень много христианских аллюзий. Что же касается Льюиса, то он известен не только как автор «Хроник Нарнии», но и своими многочисленными богословскими и апологетическими трудами (апологетика – это защита веры).

В богословии есть направления, связанные с предсказанием разных грозных событий вплоть до конца света. Может ли фантаст использовать эти предсказания в произведении, которое будет и нравственным и интересным для современного читателя?

Думаю, что может. Но для этого необходимы прежде всего интеллект и внутренняя честность. Затрагивать религиозные вопросы нужно очень осторожно, чтобы своевольная трактовка не привела бы к оскорбительному для верующих людей содержанию. Многие читатели не знают, где правда, где ложь, они воспринимают вымыслы научной фантастики как выводы, основанные на научном знании, а потом распространяют суждения, не выдерживающие никакой критики.

И как сделать так, чтобы правильная фантастика была не занудна, интересна детям?

Многие поколения детей с огромным удовольствием читают и произведения Жюля Верна, и «Хроники Нарнии» Льюиса. Вот такой и должна быть литература для детей – увлекательной, с интересным сюжетом, герои которой совершают такие поступки, которые можно объяснить с позиций христианской морали. Ведь даже сверхпопулярная среди детей эпопея о Гарри Поттере оканчивается вполне по-христиански.

Сегодня в телепрограмме можно увидеть много фантастических фильмов. Не слишком ли их много?

Телевидение идёт на поводу у зрителя. То, что пользуется спросом, то и транслируется по всем телеканалам. Причём, что интересно, растёт число передач, пропагандирующих магию, экстрасенсорику, НЛО, астрологию, паранормальные явления и т.п. Мне кажется, всё это звенья одной цепи.

Почему начинают увлекаться на Ваш взгляд фантастикой?

Наверное, чтобы уйти хоть на какое-то время от реальности. Правильно ли это? Некий уход от реальности, если он остается в определенных рамках, вполне нормален, особенно для юного возраста. Опасность возникает, если такое увлечение превращается в страсть, становится смыслом всей жизни.

Есть ли будущее у современной фантастики?

Я думаю, что в этом жанре, как и в любом другом, наряду с дешёвым ширпотребом будут появляться вполне серьёзные авторы, которые будут по-своему предлагать нам задуматься над проблемами окружающего нас мира.

Беседовала Наталья Колоярова

"Курьер Поволжье" №18 от 9 мая 2012





Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 августа 2017 г. 8 августа ст.ст. понедельник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Зосима и Савватий Соловецкие с житиями
Зосима и Савватий Соловецкие с житиями

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи