Этот фантастический мир

Этот фантастический мир

С экранов телевизоров на нас буквально обрушился фантастический мир. Кто-то с радостью в нем «купается», кого-то он раздражает, а кто-то его просто игнорирует. Не так давно я случайно услышала разговор двух женщин. Одна из них с возмущением говорила о современном телевидении. Меня заинтересовала та  часть беседы, в которой шла речь о фантастике. Дама громко говорила: «Детям головы задурили, по телевизору посмотреть нечего, одна выдумка, фантастика. Да что у нас вообще происходит?  (далее она прошлась по российскому кинематографу, захватив заодно зарубежный). Да и вообще, Православная церковь против всяких там фентэзи!» Что касается последнего, то это, скажем так, не совсем верно. Как говорит настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы священник Игорь Копшев, у Православной Церкви не может быть какого бы то ни было отношения к фентэзи. Одобрять или не одобрять фантастику могут лишь отдельно взятые священнослужители, и они не имеют права говорить от имени Церкви.

 Отец Игорь,  многие батюшки высказываются категорично в адрес фантастических фильмов, книг. Почему?

Отношение к фантастике у церковных людей (в том числе и священнослужителей) самое различное. Что же касается отрицательного отношения к этому жанру, то оно, на мой взгляд, объясняется тем, что сейчас фантастика – это в основном литература “нью-эйдж”: колдовство, параллельные миры, сомнительные религии. Если мы в Церкви говорим, что наш мир создан Богом, то это выход в какой-то другой мир, который живет не по Божиим законам, а скорее по законам магии. Вещь достаточно подозрительная для верующего человека. Или другой пример. Американец Филипп Дик, чья гениальность граничит с безумием, описывает Землю после победы фашистов во Второй мировой войне. (На теоретическую возможность существования такого мира вполне серьезно указывает знаменитый физик-агностик Стивен Хокинг в своей «Краткой истории времени», когда рассказывает о приложении квантового принципа неопределенности к описанию Вселенной в момент Большого взрыва). Но и это еще не предел. В России успехом пользуются произведения так называемого турбореализма, которые пытаются убедить читателей, что мировоззрение — это что-то вроде набора для оригами. Главный корифей такого рода произведений Виктор Пелевин заявляет, что мир не что иное, как компьютерная игра или галлюцинации жука-богомола.

Но ведь фантастикой увлекается каждый в детстве. Неужели нельзя ничего сказать в защиту этого жанра?

Можно, и очень многое. Фантастика фантастике рознь. Отдельные фантастические произведения могут быть приравнены к классике. Это касается не только таких старых авторов, как Герберт Уэллс или Толкиен, но и Стругацких, Клиффорда Саймака, Рэя Бредбери и др. Фантастические ситуации в их книгах выводят на первый план то, что скрыто за мирской суетой, проявляют более выпукло те или иные социальные или моральные проблемы. То, что незаметно в реальном мире, показывают из мира воображаемого. Многие фантасты стараются изображать самых обыкновенных людей — правда, в запредельных обстоятельствах. Эта литература удивительна не столько своими догадками о будущем, сколько своей способностью извлекать мораль из настоящего. Скажем, если реалист, бичуя современные пороки, может только невнятно обещать будущие кары, то фантаст имеет возможность явить эти кары во всей красе.

Может ли быть христианская фантастика?

Конечно. Такие писатели-фантасты, как Толкиен и Льюис – яркий тому пример. Толкиен был верующим христианином, католиком. Многие образы "Властелина Колец" он взял из обыденной жизни, но придал им символичный смысл. В его произведениях очень много христианских аллюзий. Что же касается Льюиса, то он известен не только как автор «Хроник Нарнии», но и своими многочисленными богословскими и апологетическими трудами (апологетика – это защита веры).

В богословии есть направления, связанные с предсказанием разных грозных событий вплоть до конца света. Может ли фантаст использовать эти предсказания в произведении, которое будет и нравственным и интересным для современного читателя?

Думаю, что может. Но для этого необходимы прежде всего интеллект и внутренняя честность. Затрагивать религиозные вопросы нужно очень осторожно, чтобы своевольная трактовка не привела бы к оскорбительному для верующих людей содержанию. Многие читатели не знают, где правда, где ложь, они воспринимают вымыслы научной фантастики как выводы, основанные на научном знании, а потом распространяют суждения, не выдерживающие никакой критики.

И как сделать так, чтобы правильная фантастика была не занудна, интересна детям?

Многие поколения детей с огромным удовольствием читают и произведения Жюля Верна, и «Хроники Нарнии» Льюиса. Вот такой и должна быть литература для детей – увлекательной, с интересным сюжетом, герои которой совершают такие поступки, которые можно объяснить с позиций христианской морали. Ведь даже сверхпопулярная среди детей эпопея о Гарри Поттере оканчивается вполне по-христиански.

Сегодня в телепрограмме можно увидеть много фантастических фильмов. Не слишком ли их много?

Телевидение идёт на поводу у зрителя. То, что пользуется спросом, то и транслируется по всем телеканалам. Причём, что интересно, растёт число передач, пропагандирующих магию, экстрасенсорику, НЛО, астрологию, паранормальные явления и т.п. Мне кажется, всё это звенья одной цепи.

Почему начинают увлекаться на Ваш взгляд фантастикой?

Наверное, чтобы уйти хоть на какое-то время от реальности. Правильно ли это? Некий уход от реальности, если он остается в определенных рамках, вполне нормален, особенно для юного возраста. Опасность возникает, если такое увлечение превращается в страсть, становится смыслом всей жизни.

Есть ли будущее у современной фантастики?

Я думаю, что в этом жанре, как и в любом другом, наряду с дешёвым ширпотребом будут появляться вполне серьёзные авторы, которые будут по-своему предлагать нам задуматься над проблемами окружающего нас мира.

Беседовала Наталья Колоярова

"Курьер Поволжье" №18 от 9 мая 2012





Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 октября 2017 г. 10 октября ст.ст. понедельник. Седмица 21-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Прп. Амвросий Оптинский
Прп. Амвросий Оптинский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евлампия и Евлампии (303-311). Совершается служба с полиелеемПрп. Амвросия Оптинского (1891). Свт. Иннокентия, епископа Пензенского (1819). Мч. Феотекна (ок. 284-305). Прп. Вассиана, чудотворца (V). Прп. Феофила исп (ок. 717-741). Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Собор Волынских святых. Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 7, 36-50). Отчего так случилось, что Симон фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: "если бы Он был пророк"?. . Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, припавшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства перед лицом всеведущего Господа.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи