Только отдавая, можно чем-то владеть

Только отдавая, можно чем-то владеть

В краеведческом музее в рамках программы «Встреча с интересными людьми» состоялась встреча Епископа Пахомия с учителями и школьниками общеобразовательных школ г. Покровска (Энгельса). Это общение обещало быть очень интересным.


Отвечая на вопросы организаторов и участников встречи, Владыка совершил вместе со слушателями увлекательное путешествие в прошлое, когда в первые века христианства ищущие подвига служения Христу люди уходили в пустыни, закладывали традиции монашеской жизни, а также затронул некоторые темы, волнующие наше общество сегодня.

Как человек приходит к Богу, почему он сам стал монахом — это, по словам Владыки, глубоко личный, относящийся к сокровенной внутренней жизни человека вопрос. Но все-таки, если сказать кратко, то в немалой степени этому способствовал учитель истории той школы, где учился будущий епископ.

— Этот человек был не просто педагогом, он был другом нашего класса, ярким, интересным собеседником. Вместе мы совершали поездки по историческим местам, в том числе в Троице-Сергиеву Лавру, Новоиерусалимский монастырь. И тогда я удивлялся, почему так разнится жизнь в миру и жизнь в монастыре. Здесь все настраивало на высокий духовный лад, сердце оживало. Постепенно я стал воцерковляться и, когда уже заканчивал вуз, наконец понял, что для меня нет ничего важнее этой жизни, что я хочу только одного — отдать свое сердце служению Творцу. Так я стал послушником подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. Потом меня постригли в монахи, я стал иеродиаконом, потом иеромонахом, восемь лет был настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова, а теперь вот я с вами в качестве Епископа Покровского и Николаевского…

Что заставляет людей совершать дикие, вызывающие поступки, как это сделали скандально прославившиеся девушки из группы Pussy Riot, — желание самоутвердиться, прославиться или что-то еще? Этот вопрос сегодня волнует многих. И, пожалуй, для молодых людей найти правильный ответ на него особенно важно — ведь именно в юности человеку часто хочется быть «не как все», самоутвердиться иногда самым невероятным, эпатажным способом. И в то же время молодости свойственно искать своего «героя», которому хотелось бы подражать.

Епископ Пахомий так охарактеризовал происшествие в Храме Христа Спасителя.

— В народе уже давно точно подмечено: «Если Бог хочет наказать человека, Он отнимает у него разум». Лучше не скажешь. Этих девушек очень жаль: их поступок — это хула на Бога, на Божью Матерь, и это не может остаться без последствий. Нечто подобное уже было в истории нашей страны. В памяти наших дедов немало случаев, когда кощунственные поступки по отношению к святыням оборачивались против людей, которые их совершили. Причем, иногда очень страшно. И, как правило, эти люди сразу понимали, за что именно они наказаны Богом. Но ситуация, о которой мы говорим, ужасна еще и тем, что показывает: в нашем обществе много людей, готовых пошлый, отвратительный, а проще говоря греховный поступок называть как-то иначе. В данном случае — «современным искусством». Уходит само понятие о грехе. И раньше люди много грешили, но они сознавали это, чувствовали свою вину, а значит, имели возможность покаяться перед Богом и людьми, очиститься, изменить свою жизнь. Кроме того, кощунственный поступок совершен в храме, посвященном победе нашего народа в Отечественной войне 1812 года. На его стенах тысячи имен генералов, офицеров, участников этой войны, на алтарь победы в которой наши предки положили все, что имели, в том числе свои жизни. Богохульство, презрение к истории собственного народа становятся нормой жизни, перестают восприниматься как нечто позорное, греховное. Это очень страшно.

Каждому молодому человеку предстоит создать свою семью, или, как принято называть ее в Православии, «малую церковь». Какой видит Владыка семью в современном обществе?

— Как институт монашества, так и институт семьи не должен меняться во времени, так как идеал, к которому стремятся монахи, и те, кто осознанно создает свою «малую церковь», все тот же — Христос. Семья — это самое главное в жизни каждого человека — все остальное преходяще, — считает Владыка. — То, что человек получил от своих родителей, чему научился в своей семье, останется с ним на всю жизнь. Чтобы семья была крепкой, нравственной, вступая в брак, нужно быть готовым принять на себя все трудности и тяготы, быть готовым к жертве ради своих близких. Тогда и семья будет крепкой и счастливой. К сожалению, сегодня в нашем обществе люди все меньше задумываются об этом.

Несколько лет назад на телевидении был запущен проект «Имя России», мы все наблюдали, как выбиралось имя человека, который олицетворял бы наше Отечество. Владыка рассказал собравшимся о тех чувствах, которые он испытывал, пока шли эти дебаты.

По его мнению, сделать подобный выбор — задача совершенно невыполнимая, так как наше Отечество богато замечательными людьми — глубокими, возвышенными. Они навсегда остались в памяти нашего народа.

— Но если бы выбирал я, — сказал Владыка Пахомий, — то, пожалуй, остановился на двух именах — это, во-первых, преподобный Сергий Радонежский, которого русский народ назвал игуменом земли Русской и который является для меня иконой русского духа, иконой кротости, терпимости, смирения и в то же время мужества, бескомпромиссности. Второе имя — женское. Это святая праведная Иулиания Лазаревская, которая жила в городе Муроме. Все ее жизнеописание — это простая жизнь женщины, у которой была семья, 12 детей. Она с радостью служила ближним, несла возложенный на нее крест, довольствуясь тем, что у нее есть. На самом деле, таких судеб было немало. Подвиг ежедневного неприметного и радостного служения ближним — то, чему нужно учиться всем нам.

Для чего в школах введен курс изучения Основ религиозных культур и светской этики? Отвечая на этот вопрос, Владыка Пахомий обратил внимание аудитории на то, что знание, например, основ христианства важно, чтобы почувствовать себя наследником величайшей культуры.

— У меня есть близкий друг — художник, и вот он признался мне, что его в Церковь привело чувство, что он не владеет неким кодом, паролем, которым владели наши предки. Кто изображен на картинах великих мастеров, кто такой Адам, зачем явился Христос народу, откуда Он пришел и к кому? В поисках ответов на подобные вопросы мой друг постепенно стал глубоко верующим человеком.

Действительно, чтобы понять русскую, европейскую литературу, живопись, архитектуру, музыку, даже само государственное устройство, нужно знать историю христианства.

3-6.jpgВстреча с Владыкой Пахомием была очень интересной, особенно для тех, кого действительно интересует жизнь Церкви, кому важно мнение архиерея о тех или иных событиях и явлениях жизни. Такое простое общение епископа с молодыми людьми еще не стало чем-то обычным, это лишь первые опыты. И хотелось бы поделиться своими наблюдениями и впечатлениями.

Достаточно серьезный разговор с архиереем предполагает хотя бы минимальную подготовленность к нему аудитории. Действительно, чтобы прозвучал ответ, нужен вопрошающий. А вот интересных, живых вопросов от школьников прозвучало мало. Поэтому их задал ребятам сам Епископ Пахомий: «Для чего мы живем, в чем смысл нашей жизни? О чем нужно просить Бога? На кого человеку можно надеяться?».

Ответы подростков ясно показали, сколько еще заботы, любви и внимания требуется нашим детям, чтобы они выросли глубокими, мудрыми и милосердными людьми, способными создавать крепкие семьи, возрождать духовную жизнь, защищать Отечество. И реальность наших дней говорит о том, что родители и учителя сегодня не вполне справляются с этой задачей. Поэтому символично, что на вопрос ученика 10 класса Алексея Горячева: «А не смущает ли Вас, что Вас называют Владыкой? Мне кажется, что это как-то не скромно, разве этому учит Евангелие?», — Владыка ответил:

— Начну издалека. У нас в монастыре был один послушник — молодой человек из Молдавии. В Евангелии Христос и священники часто называются пастырями, христиане — овцами, плохие христиане — козлищами. И мы всегда представляли себе этаких кротких нежных существ — шелковистых, послушных овечек. «А знаете ли вы, какие это непокорные, коварные и мстительные существа на самом деле? — спросил нас этот послушник — молдаванин, которому не раз приходилось помогать своему отцу пасти овец. — И какие чудеса находчивости и смекалки приходится проявлять пастуху, чтобы уберечь их от волка или чтобы они не заблудились?». Вот и архиерею, общаясь со своей обширной паствой, приходится проявлять чудеса мудрости, терпения, готовность приносить себя в жертву. Владыка — не просто владеет, но, прежде всего, отдает себя своей пастве без остатка. Отдавать свою жизнь служению Христу и людям — это один из монашеских обетов. Только отдав Богу все, можно чем-то действительно владеть.

Елена ГААЗЕ



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 августа 2017 г. 7 августа ст.ст. воскресенье. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан Воронежский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Попразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прп. Антония Оптинского (1865). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора Фиваидского (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы (IV). Прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239). Прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV). Собор Валаамских святых. Сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Митрофана читаются, если ему совершается служба. * * Чтения прмч. Дометия читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 9, 2-12; Мф. 18, 23-35). Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь - не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, - и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, - и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи