Христос нам дарует свободу

Христос нам дарует свободу

В мае на сайте «Взгляд-инфо» проходила онлайн-конференция Епископа Покровского и Николаевского Пахомия. На протяжении нескольких дней Владыка Пахомий отвечал на вопросы посетителей портала относительно самых разных сторон церковной и общественно-политической жизни. Предлагаем вниманию читателей ответы на некоторые из них.


Дмитрий (Саратов). Владыко, благословите! Меня крестили в честь царевича Дмитрия Угличского. Я немного знаком с историей Смутного времени, но за что его канонизировала Церковь? В чем его подвиг, ведь сам, по сути, он ничего не сделал. Разъясните, пожалуйста.

Действительно, царевич Димитрий прожил всего девять лет и невинно погиб в результате политических интриг. Канонизирован он был уже через 15 лет после смерти. Правительство Василия Шуйского предприняло энергичные меры для того, чтобы, во-первых, доказать истинность гибели царевича в 1591 году и, во-вторых, утвердить образ погибшего царевича как невинно убиенного мученика. В этом случае появлялась возможность пресечь дальнейшее развитие самого факта самозванства, от которого столько пострадал русский народ в Смутное время.

Однако со временем политическая ангажированность постепенно уходила, и образ святого Димитрия Угличского как заступника Русской земли и чудотворца все более утверждался в сердцах русских людей, а его житие постоянно публиковалось начиная с XVII века. Известный составитель житий святых святитель Димитрий Ростовский сравнивает Димитрия Угличского с убитыми Святополком святыми Борисом и Глебом, а число чудес, явленных святым (преимущественно исцелений от слепоты), доводит до 46.

Святой царевич Димитрий представляет образ невинного страдальца за грехи своих родителей, родственников, народа, образ жертвенности, кротости, которые всегда были близки христианскому сердцу. К тому же не надо забывать о том, что у Бога нет мертвых (тем более, если речь идет о святых). И хотя царевич Димитрий здесь, на земле, прожил очень мало и по сути ничего запоминающегося не успел сделать, в вечности его жизнь продолжается, а значит, и продолжается молитвенная помощь людям, и в том числе тем, кто носит его имя.


Рома (Саратов). Как Вы относитесь к публичным заявлениям юриста Дагира Хасавова в эфире телеканала «РЕН»? Что это было: дешевый PR или попытка разжечь межрелигиозную войну?

Что стояло за высказыванием Дагира Хасавова, нужно спросить у него самого. Ведь даже его единоверцы осудили заявление, что мусульмане «зальют Москву кровью», если на территории всей Российской Федерации не появятся шариатские суды, которые, как я понимаю, должны либо заменить, либо потеснить существующую судебную систему. Только спросить будет проблематично, так как он спешно покинул Россию и отправился в одну из европейских стран. В любом случае, телеканалу совершенно справедливо объявлено предупреждение, а Хасавову грозит уголовная ответственность по ст. 282 УК РФ (возбуждение религиозной ненависти).

Лично я отношусь к этому инциденту с болью и тревогой. Ведь дело даже не в Хасавове, который получил сомнительные дивиденды от своей выходки. Потому что если дешевую известность таким способом и можно получить, то заработать серьезный профессиональный и политический вес вряд ли. Но дело-то ведь и в нас самих. Любая провокация, будь то выпад националиста, кощунственная выходка или прямое оскорбление нашей истории, культуры, — это проверка наших сил, нашей твердости и мужества. Мы должны быть всегда готовыми адекватно ответить на вызов. Не разжигать войну и кровопролитие, от которых всегда страдают невинные, а провокаторы остаются в стороне, но в то же время проявить твердость, не испугаться угроз и хамского поведения, уметь постоять за свои интересы. Ведь и в обыденной жизни, когда гость начинает вести себя в нашем доме как хозяин, угрожая расправой в случае невыполнения его претензий, это очень тревожный сигнал, нам есть о чем задуматься.


Большедворская Е. (Саратов). У меня есть проблема с сыном, он употребляет наркотики. Я в отчаянии! Не знаю, что делать. Мой друг — работает в областной прокуратуре — также не может ничем помочь. Что я только не делала! По телевизору говорили, что люди, вступая в различные секты, избавляются от наркотической зависимости — я не хочу идти по этому пути… Может, Церковь нам поможет?

Наркотическая зависимость — это серьезная проблема, очень Вам сочувствую. Вы совершенно правы, что не хотите пойти в секту — избавившись от одной проблемы (если получится, ведь нигде нет официальной статистики по исцелениям от наркозависимости в сектах, а есть только реклама), Вы приобретете массу других.

В Церкви есть опыт помощи таким людям. Центры помощи наркозависимым действуют при некоторых храмах и монастырях, есть священнослужители, имеющие соответствующий опыт работы. Но для того, чтобы получить исцеление от этой зависимости, у Вашего сына должно быть желание излечиться и вера в Бога, решимость с Его помощью справиться с этой пагубной страстью. А, как известно, наркоманы не всегда реально представляют размер опасности.

Лично Вам я бы посоветовал не отчаиваться и не переставая молиться за сына. Если он крещеный, подавать записки о его здравии в храмах, милостыню с просьбой помолиться за сына. Есть поговорка: «Молитва матери со дна моря достает». И дай Бог, чтобы в Вашем случае так и произошло, чтобы Христос спас Вашего сына из той бездны, в которую он сам себя по легкомыслию погрузил.

Роман Аркадьевич (Саратов). Если да, то как Вы относитесь к идее создать в Интернете социальную сеть, ориентированную только на православных верующих? Реализуема ли она?

К идее создать сеть только для верующих отношусь отрицательно, так как против любых гетто для православных. Православный человек является не только прихожанином храма, но и членом семьи, сотрудником того или иного учреждения, участником общественных организаций с самыми разными интересами. И в то же время Православием может заинтересоваться не только воцерковленный человек, но тот, кто только ищет свой путь ко Христу. Было бы неправильно превратить Церковь в закрытый клуб, даже если это произойдет всего лишь в социальных сетях.


Николай (Саратов). Почему Православие так негативно относится к любым христианским конфессиям, помимо РПЦ? Однажды мне довелось услышать, как священник РПЦ отозвался о лютеранстве как о «непонятном сектантстве». Как может себе позволять священнослужитель называть «сектой» официальную религию практически всех государств Северной Европы?

Мне бы хотелось бы несколько поправить вопрос Николая. Православие не относится негативно к христианским конфессиям, нет такого вероучительного положения. Немощи отдельных христиан все же нельзя возвести в догмат всей Церкви. Православие лишь признает, что в их вероучении утрачена первохристианская полнота. Подчас из самых лучших побуждений такие деятели, как Мартин Лютер, Жан Кальвин, очень сильно изменили христианские догматы, добавив учение о предопределении одних людей к проклятию, других к спасению, о ненужности Церкви и т. д.

Православие не осуждает протестантов или католиков, оно лишь свидетельствует, что их учение искажает те догматы, которые исповедовали апостолы и святые отцы древности, идет вразрез с определениями Церковных Соборов, а их представление о духовной жизни не соответствует традиции Церкви.

Чтобы глубже понять суть этой проблемы, советую Вам, Николай, почитать книги об истории христианской Церкви и о разделении православных и католиков, о возникновении протестантизма. Тогда Вам многое станет понятным.


Девушка (Энгельс). Здравствуйте! Разбавлю дискуссию немного очень личным, ведь сама Церковь для каждого — очень личное. Я девушка 24 лет — крещенная в младенчестве, верую в душе, но вот к Православной Церкви и традициям с детства не приучена. Молюсь по-своему — так сказать, своими словами. Иногда прихожу в Церковь, но как-то не по себе находиться там — смотрительницы на тебя косятся, однажды даже жестко обругали, что я не покрыла голову, да и смутно представляю значение икон, а когда рядом стоит кто-то, кто неистово крестится и бьет поклоны до земли, то чувствуешь себя не в своей тарелке. Что Вы можете сказать таким, как я? Ответьте без обычного церковного пафоса, что я могу дать Церкви и что она мне может дать? Заранее благодарна.

Не надо смущаться тем, что Вы чего-то в храме не знаете и не понимаете. Так же как и не стоит осуждать сотрудников и прихожан храма. Внимательный, глубокий человек, даже если ему сделали замечание в некорректной форме, спросит себя: «А не обидел ли я этих людей? Может, в моем облике, манерах, поведении есть что-то, что не соответствует этому месту?». Это, конечно, не оправдывает грубость и невнимательное отношение, которое, к сожалению, порой встречается в наших храмах. Но это и не может остановить человека ищущего. Если Вы не приучены с детства посещать храм, богослужение, чего-то не знаете или не понимаете, разве это может остановить современного образованного человека? Возьмите книгу — сегодня издается масса самой разнообразной православной литературы. Подойдите к священнику и задайте интересующие Вас вопросы. Проявите смирение и терпение, наконец. Если Вам больно и неприятно, когда люди не могут понять трудности только пришедшего в храм человека, не обижайте и Вы тех, кто дольше Вас в храме, кто выражает свою любовь и стремление ко Христу ревностными поклонами. В храме нужно не только ждать уважения и любви, но и научиться проявлять эти качества самой.

А что касается второго и третьего вопросов, хотелось бы сказать следующее. Господь, а стало быть, и Его Церковь, могут дать человеку самое главное — обретение самого себя и смысла жизни. Христианство предлагает нам очень трезвый взгляд на человека, на его немощи и добродетели, слабые и сильные стороны. Мирскому человеку порой даже и не приходит в голову, в каком самообольщении он живет. Он думает штампами, которые предлагает общество потребления, поступает исходя из искусственных потребностей, сформированных рекламой, выстраивает отношения по принципу «как все» и при этом считает себя очень свободным, незакрепощенным человеком. А Господь дарует каждому из нас удивительную свободу быть самим собой, достичь настоящего своеобразия, в котором отразится Образ Божий.

Вы же, как и любой из нас, можете дать Христу только одно — свое сердце, ведь Богу от человека, кроме любви и благодарности, ничего не нужно. И если в Вашем сердце будут эти чувства, то оно само подскажет Вам, где и как Вы можете помочь Церкви и ближним.


Нерешительная (Саратов). Мужество святые отцы, в противоположность безволию и малодушию, определяли как твердость стояния в истине и умение действовать уверенно в трудных обстоятельствах. Они подчеркивают его большое значение для духовной жизни. Можно ли его приобрести человеку нерешительному? И если можно, то как?

Мужество, как и любую добродетель, можно приобрести с Божией помощью. Нужно только, не жалея себя, стараться выполнять волю Божию во всех случаях жизни. Мужеству можно научиться, только мужественно поступая, решимости — проявляя решительность в разных ситуациях своей жизни. Дорогу может осилить только идущий, а не сидящий на месте и мечтающий о красоте христианских добродетелей.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи