Вопрос Архиерею. Новые ответы

Вопрос Архиерею. Новые ответы На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

У нас с мужем трое детей: 12 лет, 1,5 года и 6 месяцев. Мы с мужем и старший сын крещеные, остальные дети пока нет. Дети маленькие, бабушек-дедушек, которые могли бы помочь, нет, поэтому никак не получается организовать крещение. Недавно мне приснилась смерть, которая заявила, что она пришла за мной. Я ответила, что никуда с ней не пойду. «Тогда, — сказала смерть,— я заберу твоего сына Сашу». Я ответила: «Нет, я тебе его не отдам». Смерть сказала: «Ты выбирай, я приду еще». Через два дня мне снова приснилась смерть. «Ну что, решила?» — спросила она меня. Я ответила: «Сказала же, что никого тебе не отдам». А смерть: «Это я буду решать». Под утро этой же ночи в дверь нашей спальни постучал наш старший сын Саша. Ему было очень плохо, он задыхался. Вызвали «скорую». Врачи диагностировали отек горла, при этом отметили, что такое случается с дошколятами, а для более старшего возраста это заболевание не характерно. С тех пор мы живем в страхе. Знаю, что Церковь призывает не верить снам. Но такой сон игнорировать очень трудно. Анна

Уважаемая Анна! Действительно, на сны обращать внимания не надо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать ее». Не надо безрассудно верить снам и тем более пугаться их. Святитель Феофан Затворник советует: «От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва».

А что касается крещения, если Вы и Ваш муж верующие люди, то крестить детей необходимо. Отговорка о том, что у Вас нет бабушек и дедушек, выглядит тут очень неубедительно.

Почему сорокоуст о здравии стоит 400 рублей? Не раз слышал и видел, как люди стоят и плачут в храме, что не могут заказать больным детям молитвы батюшек о здравии, а люди, которые приезжают на джипах, вполне могут себе это позволить. Часто слышу от наших прихожан-работников, что все священнослужители работают по трудовой, а простые охранники, уборщицы при храме, которые и так получают гроши, вынуждены работать без трудовой. Не кажется ли Вам, что такой подход к прихожанам может просто отдалить от Бога и заставить их обращаться в секты? Николай

Уважаемый Николай! Я много раз отвечал на нашем сайте на вопрос по поводу треб. В храмах указаны не цены за требы, а рекомендуемая сумма пожертвования за них. И если у человека нет возможности пожертвовать такую сумму, то в любом храме его поминовение обязаны принять бесплатно. Могу посоветовать Вам распечатать мой ответ и предъявить за свечным ящиком, и если в храме кто-то посмеет не дать свечку или не принять записку — обязательно мне написать с указанием этого храма. Иногда люди жалуются, но если спрашиваешь их: «Где конкретно это произошло?» — отказываются отвечать. Моя задача как правящего архиерея — отреагировать на жалобу, исправить ситуацию. Но когда обвинения не несут в себе никакой конкретики, с этим ничего нельзя сделать.

То же самое могу ответить Вам на утверждение, что многие миряне работают в храме не по трудовой. Я не согласен с этим. Постоянные сотрудники храмов трудоустраиваются с соблюдением действующего законодательства. Практически все, за исключением добровольных помощников, работают у нас по трудовой книжке.

Люди, которые поют на клиросе во время богослужения, должны ли являться верующими людьми? Вопрос вызван тем, что я неоднократно наблюдала, как участники хора в непродолжительных перерывах в пении (не сходя с места) начинают заинтересованно что-то смотреть в своих мобильных телефонах, вместо того чтобы молиться! И еще бывает, что руководитель хора, недовольный его пением, начинает в голос ругать хор, махать руками в процессе чтения ектении, тем самым иногда перекрикивая чтение диакона и отвлекая прихожан от молитв. Скажите, как Церковь относится к таким вот «событиям»? Марина

Уважаемая Марина! Люди, которые поют на клиросе, должны быть верующими людьми. Я настаиваю на том, чтобы все певчие, по крайней мере, были крещены. Но это тот максимум, которого я могу добиться административными мерами. Что касается отношения хористов к службе, к тому, что на ней происходит, — это зависит от сознательности людей, от их уважения к собственному труду и к тем людям, которые стоят в храме. К сожалению, могу с Вами согласиться, этого уважения порой недостаточно. Эта проблема есть, и там, где настоятели проявляют настойчивость, она решается.

Что касается служения регента — известно, что люди творческих профессий бывают очень эмоциональными. Действительно, человек может забыться и позволить себе делать замечания хору в ходе исполнения. Я настаиваю на том, чтобы во время службы таких проявлений не было. Я обязательно покажу Ваш вопрос нашим саратовским регентам, чтобы они поняли, что подобное поведение расстраивает и смущает наших прихожан, мешает им молиться на службе.

Уважаемый Владыка! Меня беспокоит вопрос следующего характера. В последнее время нередко (в основном в праздничные церковные дни) в храмах присутствуют фотографы, которые делают фотографии церковных Таинств, прихожан и т.д. Меня смущает, что эти фотографы ведут себя неблагоговейно по отношению к богослужению, отвлекают прихожан от молитвы постоянным передвижением по храму и щелканьем затворов. Но это еще, с моей точки зрения, не самое страшное. Эти люди, не имеющие отношения к богослужению, позволяют себе спокойно заходить в алтарь и там, в святая святых, не стесняясь вести съемку! Разве не об этом запрете написано в книге «Закон Божий»: «Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного», «В Ветхом Завете во святая святых (алтарь) никто не мог входить, кроме священнослужителей». Мой вопрос: почему так происходит? Почему фотографам можно входить в алтарь? И кому нужны эти фотографии, да еще в таком количестве? Эти факты смущают многих прихожан, в том числе и меня. Леонид

Уважаемый Леонид! Я согласен с тем, что фотографы могут вести себя несколько назойливо. Но, с другой стороны, при том количестве печатных изданий и телепрограмм, которые выпускаются Саратовской епархией, обойтись без фотографов и видеооператоров на службе невозможно. Это обратная сторона того, что Церковь сегодня присутствует в масс-медиа. Хочу Вас заверить, что это присутствие — не самолюбование, а попытка познакомить людей с церковной жизнью с помощью тех средств, которые сегодня привычны для всех и которые дает современный мир. В алтарь храма могут заходить не только священнослужители, но и миряне, которые несут церковное послушание и получили на это благословение настоятеля. Я стараюсь объяснить нашим фотографам, что их поведение должно быть максимально корректным. Но поскольку люди чувствуют себя на работе (а для них это работа) и иногда чересчур увлекаются, то случаются накладки. Поэтому я хотел бы принести Вам свои извинения за то, что иногда на службе приходится терпеть какие-то неудобства.

Здравствуйте, уважаемый Владыка! В 1992 году я крестилась в Троицком соборе (окроплением, без погружения). Душа моя смущается, так как некоторые святые отцы считают такое крещение неполным. Возможно ли восполнить крещение на Крещальной литургии? Благодарю за ответ. Наталия Семеновна

Уважаемая Наталия Семеновна! Мне приходилось несколько раз отвечать на сайте на подобные вопросы. Хотя крещение человека окроплением неправильно, но Церковь исповедует единое, то есть одно, крещение во оставление грехов. Если те недостатки, которые были допущены при совершении Таинства, не были следствием сознательного пренебрежения (а в начале 1990-х годов крещение окроплением совершалось вынужденно), они восполняются Самим Богом. Поэтому второго крещения проводить не надо.

Сердце каждого христианина обливается кровью о трагедии, происходящей с Сирией последние четыре года. Святейший благословил молитву об Украине. И мы молимся об Украине. Может, стоит благословить молитву о Сирии для желающих молиться об этой стране и о сирийском народе? Господь наш милостив. Уверен, поможет установить мир в этой прекрасной стране. Олег

Уважаемый Олег! 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во всех храмах России во время Божественной литургии были совершены особые молитвы о мире на Ближнем Востоке, о прекращении кровопролитного конфликта «в земле библейской Ветхаго и Новаго Заветов». И хотя эти прошения не читаются за каждой службой, о Сирии и ее страждущем народе, особенно о христианах, которые живут в этой стране, молиться дома, своими словами, можно и нужно.

Хочу спросить: почему в церкви во время службы люди ходят, ставят свечи и подают записки? Ведь другим, стоящим на молитве, это мешает. Надо что-то с этим делать. Настя

Уважаемая Настя! К сожалению, многие люди, которые заходят в храм поставить свечи и подать записки, не знают, что происходит на богослужении, как надо вести себя во время службы. Многие наши соотечественники, причем большая их часть, верят в Бога, но пока еще не являются в полной мере церковными людьми. И у нас есть выбор: или дать им возможность сделать то, что им необходимо в данный момент,- поставить свою свечу, заказать требы, или же начать выяснять с ними отношения и поучать, в результате чего возникнет шум, обиды и т.д. «И последнее будет горше первого», по слову Священного Писания (см.: 2 Цар. 13, 16). Если у человека его понимание церковной жизни пока исчерпывается этими вещами, будет неправильно начать втолковывать ему что-то во время богослужения и тем более — вообще закрыть двери храмов перед теми, кто пока еще не является постоянным прихожанином. Наоборот, мы обязаны относиться к ним с терпением и любовью.


Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Православие и современность


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи