Наш союзник и враг

Наш союзник и враг

Православие учит, что наша плоть бренна, ее необходимо умерщвлять постом и аскезой, чтобы преуспеть в борьбе со страстями. С одной стороны, складывается впечатление, что человеческое тело если не корень бед, то нечто такое, что сковывает душу, мешает стремиться к Богу. Но с другой стороны, преподобный Иоанн Лествичник описывал свое тело: «Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне?», а апостол Павел называл его храмом Святого Духа (см.: 1 Кор. 6, 19-20). О том, как же нужно относиться к своему телу: безжалостно смирять, равнодушно не замечать или же беречь, рассуждает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

– Владыка, скажите, так тело – наш союзник или враг?

– Полностью согласен с мыслью святого Иоанна Лествичника, что тело – это и союзник, и враг одновременно. В христианстве тело не считается врагом человека, хотя в некоторых случаях оно, несомненно, является источником искушений. Но Господь создал человека именно таким – наделил и душой, и телом. Тело должно воскреснуть в последний день, воссоединиться с душой. Оно, конечно, будет не таким, каким мы привыкли его видеть. Как Господь преобразился на горе Фавор, открыв Божественное начало Своим учениками, так преобразится и наше тело. Евангелист говорит, что лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет (ср.: Мф. 17, 1-2). Но это условное описание. Преображение тела, как и преображение человека вообще, в полной мере непостижимо для нас. Это тайна.

Тело может быть союзником и врагом. Во врага человек может превратить его по собственному нерадению, серьезно себе навредив. Но может сделать и помощником в добродетельных поступках. Если питать тело, ухаживать за ним, лечить, но не ублажать, то оно помогает нам на жизненном пути, в работе, служении, духовных подвигах. Например, человек хочет совершать пост, молитву, земные поклоны, а его тело лишено сил. Конечно, ему будет трудно, останется только смиряться, но не отчаиваться, потому что святые отцы учат, что спастись возможно каждому.

Святитель Василий Великий говорит – тот, кто сознательно не лечит свое тело, не заботится о нем, согрешает, растрачивая Божественный дар – здоровье. У аввы Дорофея тоже есть замечательный пример. Святой сравнивает тело с ослом, которого нужно кормить так, чтобы он был послушен и не строптив и в то же время не болел и выполнял работу. За телом так же нужно ухаживать: избегать излишеств, иначе оно станет источником страстей, но и не пренебрегать его потребностями, иначе можно причинить вред здоровью, а это уже не богоугодное дело.

– Если тело не враг, то почему его нужно «умерщвлять» аскетическими упражнениями?

– Это давняя христианская аскетическая традиция. Она встречается и в других мировых религиях. Для достижения духовного совершенства аскетам приходилось и до сих пор приходится проходить через определенные испытания. Потому как, умерщвляя плоть, человек возвеличивает дух. Апостол Павел пишет: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Когда мы со смирением переносим испытания, ограничиваем себя, это приносит большую пользу.

– Получается, что тело и душа связаны. Например, пост и молитва может повлиять на внутренний настрой человека.

– Безусловно, тело влияет на душу. Есть поговорка: «Сытое брюхо к учению глухо». А в церковной редакции она будет звучать так: «Сытое брюхо к молитве глухо». Когда человек слишком печется о теле, он не в состоянии творить молитву, не в состоянии возвыситься над землей. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в V томе знаменитых трудов «Приношение современному монашеству» повествование о монашестве, аскетических подвигах начинается с правил поведения в монастыре. По мнению святого, приобретая внешнее устроение, человек приобретает и внутреннее, потому как тело связано с душой, поступки с чувствами.

Аскетические упражнения необходимы всем, но их мера индивидуальна и зависит от здоровья, ревности и благословения. Допустим, аскетический опыт монаха будет отличаться от опыта мирянина, пустынника — от монаха общежитийной обители. Обязательно должен присутствовать здравый смысл. Поступать нужно не так, как хочется, а так, как будет полезно для души. Не всегда можно самостоятельно определить меру, поэтому важно воспользоваться опытом Церкви, святых отцов и священников, которые знают наши страсти и болезни, могут что-то посоветовать. А вот соглашаться или нет – выбор каждого. Я думаю, для мирянина это средний, или царский, путь, на котором он быстро достигнет преуспеяния.

– Почему тело нужно скрывать? Православные христиане – духовенство и миряне – не только в храме, но и в жизни стараются носить длинную, просторную и скромную одежду.

– Христианство дает образ совершенства, к которому нужно стремиться. Есть вещи, способные в этом помочь. Например, внешний вид, который должен быть приличным, опрятным. Внешний вид священнослужителей формировался столетиями. Священные одежды повторяют то, что носили апостолы.

Кто-то скажет, что времена меняются, и мы должны меняться. Но надо думать не только о физическом удобстве, но и последствиях поступков, которые в том числе связаны с нашей внешностью. Есть правила приличия, и их необходимо соблюдать, потому что это правила человеческого общежития. Если мы живем среди людей, то должны думать не только о себе, но и о ближних. Внешний вид может доставлять неудобства, поэтому одеваться следует так, как требуют обстоятельства. В театр, на стадион, в лес надевать соответствующую одежду. В храм Божий тоже надевать одежду, подобающую месту, где совершается молитва. Мы должны одеваться так, чтобы не подавать соблазна окружающим. Апостол Павел пишет о теле Церкви: Члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются. А благообразные наши не имеют в том нужды (1 Кор. 12, 22-24). То есть в Церкви есть люди немощные духовно, а есть сильные. И последние должны заботиться о первых – не подавать им соблазна.

24.4.16 центр4.jpg– Можно ли носить красивую одежду, ухаживать за собой, пользоваться макияжем и т.д.?

– Опять-таки во всем должна быть мера, скромность. Странно, когда в храм приносят маленькую девочку, которая еще Тело Христово принять не может, у нее зубов нет, но уже в сережках. В традиции многих народов ношение украшений является признаком взросления, готовности вступления в брак. То же самое, когда речь идет о косметике, парфюмерии. Да, женщины во все времена находили способы сделать себя привлекательнее. Я думаю, не грешно ухаживать за собой, умеренно пользоваться косметикой. Но опять же странно выглядит, когда женщина в преклонных летах молодится, ярко красится, носит молодежную одежду. Этим она позорит себя, позорит образ старицы, подрывая авторитет перед детьми и внуками.

Каждому времени свои удовольствия, подвиги и искушения. Человек должен соответствовать своему положению. Нельзя пожилым вести себя иначе, ведь это наши наставники, учителя. Они своим видом наставляют нас. Впрочем, как и люди с ограниченными возможностями. Господь возлагает этот крест не только на них, но и на все общество. Мы должны не просто сострадать, но смиряться, проявлять милосердие, поддержать их, задумываться о себе, действительно ли у нас все так плохо, и благодарить Бога. В этом великое призвание этих людей. Главное — не поддаваться современным тенденциям, не рассматривать себя как центр Вселенной, а помнить, что мы общество, братья и сестры, и наши поступки, добродетельные и не очень, могут отразиться на окружающих.

Каково отношение к татуировкам в христианской традиции?

– Христианская традиция отрицает татуировки. Татуировки появились в определенных культурах и использовались для устрашения врагов, призвания духов, для указания на причастности к клану. Нам это чуждо. Когда человек делает татуировку, он вольно или невольно вредит своему телу. Он меняет образ, который ему дан. В русской дореволюционной культуре, культуре XX века татуировка – символ принадлежности к воровскому сообществу. Сегодня к татуировкам уже не относятся, как прежде. Кто-то называет их искусством. Я их считаю издевательством над собственным телом, незнанием традиций и правил жизни. О пирсинге могу сказать то же самое. Прокалывать части тела было принято у разных племен, которых называли одним словом: «дикари».

– Современное общество стремится к здоровому образу жизни. Фитнес и его разновидности играют в этом не последнюю роль. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Человек должен поддерживать себя в работоспособном состоянии, заниматься физкультурой. Наши предки охотились, работали в поле, бились на мечах в тяжелых доспехах. У них не было необходимости заниматься фитнесом. Но жизнь изменилась – сегодня человек больше сидит на работе в офисе или дома у телевизора. А какую-то жизненную энергию в себе нужно иметь, нужно прогулки совершать, физкультурой заниматься. В этом нет ничего плохого, Церковь не запрещает.

Другое дело, что в современном обществе приоритеты поменялись. Люди смотрят друг на друга не как на людей с личностными качествами, а как на набор внешних данных. При выборе невесты мужчина должен задумываться о том, что женщина будет женой, матерью, хозяйкой дома, а значит, нужно обращать внимание на такие качества, как целомудрие, смирение, умение слушаться, терпеть и ждать. Но сегодня главным критерием является внешность.

– Рано или поздно мы умрем, тело обратится в прах. Врага и храма, о которых говорят апостол Павел и святой Иоанн Лествичник, больше не будет. К чему тогда все наши заботы или их отсутствие?

– Прежде чем мы разлучимся со своим телом, нам нужно жизнь прожить. Для этого нужны время, терпение и силы. Их нужно беречь, рассчитывать на весь путь. Жизнь – это не темница, это не тоска и уныние в ожидании смерти. Это школа, где мы учимся и сдаем экзамены.

Беседовала Дарья Хохлова


На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.





Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 июня 2017 г. 10 июня ст.ст. пятница. Седмица 3-я по Пятидесятнице. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Святитель Иоанн Тобольский
Святитель Иоанн Тобольский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Тимофея, еп. Прусского (ок. 361-363). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Рязанских святых. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Сибирских святых. Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (369). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409). Прп. Силуана, схимника Печерского (XIII-XIV). Сщмч. Тимофея пресвитера (1940).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Иоанна Тобольского (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Рим. 9, 6-19; Мф. 10, 32-35; 11, 1). "Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным". Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, взошел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, - послал Духа Святого на св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, - и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед человеками, а Он перед Богом Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил архипастырскую поездку в Архангельское и Ершовское благочиния
Все фоторепортажи