Быть священником

Быть священником

Канули в Лету годы безбожия и гонений на Церковь и верующих. Никого уже не удивляют строящиеся в городах и селах храмы и монастыри, привычным стало появление в церквях по большим праздникам представителей светской власти, а священников — на различного рода официальных и общественных мероприятиях. Сейчас уже не редкость встретить священнослужителя в рясе на улице, в магазине или в общественном транспорте. И, тем не менее, прохожие обязательно бросают в его сторону любопытные взгляды. Многих мирян чрезвычайно интересует жизнь духовенства. А всякое незнание неизбежно рождает мифы. Какова же реальность? О некоторых сторонах жизни духовенства мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9).

– Скажите, Владыка, сколько священников служит в Покровской епархии? Достаточно ли их, чтобы каждый приходской батюшка знал свой приход, и у него хватало бы времени не только на богослужения и выполнение треб, но и на доверительные беседы с прихожанами?

– Кадровый голод – общая проблема для всей Саратовской митрополии, Саратовская православная духовная семинария не может полностью удовлетворить потребности в кадрах Саратовской, Балашовской и нашей Покровской епархии.

На территории нашей епархии располагается более 100 храмов, а количество священников чуть более 80. Для того чтобы регулярно поддерживать богослужебную жизнь в храмах, священникам, особенно сельским, приходится трудиться на нескольких приходах. Городское духовенство тоже загружено до предела ежедневными службами, просветительской работой, различными епархиальными и общественными мероприятиями. А от батюшек, как вы верно заметили, ждут не только совершения богослужений и того или иного Таинства. Люди часто нуждаются в словах утешения, советах, личных беседах, но для этого нужно время, а у священников его просто нет. Поэтому кадровая проблема у нас одна из главных, мы ее стараемся решать, и, я надеюсь, со временем решим. Я всегда говорю священникам, чтобы они на своих приходах внимательно приглядывались к молодежи, и, если среди молодых прихожан есть люди с особым желанием послужить Богу, надо помочь им встать на этот путь.

– Но достаточно ли одного желания, чтобы попасть в «род избранных»? Или существуют критерии, по которым решается, есть у человека священническое призвание или нет?

– Мы живем сегодня в особенный период развития Церкви. За последние 20-25 лет наши храмы наполнились людьми, мало знакомыми или вовсе незнакомыми с церковной жизнью. Большинство наших прихожан – это неофиты, и их надо воспитывать, учить и просвещать. Если раньше ребенок в семье воспитывался в православных традициях и с раннего детства знал Закон Божий и церковную жизнь, то сейчас приходится взрослым людям объяснять азы Православия. Поэтому священник помимо своих прямых обязанностей должен быть еще педагогом, хорошим проповедником, иметь организаторские способности, он должен учить людей жить христианской общиной и воспитывать себе помощников. Священнику необходимо также знать и бухгалтерскую, и канцелярскую работу, быть экономом и прорабом на стройке, так как сейчас строится и восстанавливается много храмов, и многое другое он должен знать и уметь. А если не умеет, то в процессе работы ему предстоит всему этому научиться. Но главное, конечно, он должен быть избранником Божиим. Вот тогда он сможет быть хорошим батюшкой, и с Божьей помощью и храм построит, и церковную жизнь в приходе наладит.

– Но ведь священник не только пастырь, но и глава семьи, часто многодетной, он может быть обременен многими домашними заботами и проблемами. Как же на все у него хватает сил и времени?

– На первом месте у священника должна быть Церковь, если это не так, то служить ему будет трудно, возможно, даже появится охлаждение к церковной жизни. Да, у священника есть долг перед семьей, но он сам выбрал этот путь, создал семью, значит, должен находить и силы, и время все и везде успевать. Очень важно для будущего священника не ошибиться в выборе спутницы жизни. Надо найти супругу не только по сердцу, но и единомысленного человека, чтобы вместе они соработничали, вместе несли свое служение. Когда матушка во всем поддерживает супруга, берет на себя груз домашних забот, она фактически тоже служит Церкви, но на своем домашнем поприще. Тогда и священнику служить легче. Чтобы это было так, мы в нашей епархии установили такую практику – семинарист, собирающийся принять священный сан, приходит со своей будущей избранницей на беседу к архиерею. И если я вижу, что выбор будущего пастыря не удачен, и в его семейной жизни в дальнейшем могут возникнуть проблемы, то, конечно, не буду торопиться с принятием решения о его хиротонии.

– Кстати, почему молодой человек, желающий принять священный сан, обязан сначала вступить в брак? Разъясните, почему нельзя жениться после рукоположения.

– Хиротония – это тоже обручение, но только с Церковью. Священник заключает брак с Церковью, и этот союз выше человеческого. Поэтому сначала заключается брак с человеком, и только после этого с Церковью.

Все ли архиереи Русской Православной Церкви являются монахами или они могут иметь семьи?

– В традиции Русской, Греческой, Болгарской и других Православных Церквях существует правило, что архиерей может быть избран только из «черного» духовенства.

– То есть он должен без остатка принадлежать только Церкви?

– Да, этому есть подтверждение в Священном Писании. Женатый заботится, как угодить жене, а неженатый, как угодить Богу, вот и все. Хотя в истории Церкви были времена, когда епископы избирались из женатых людей. Но тогда уровень духовной жизни и ревности о Боге были намного выше, чем сегодня. Жизнь меняется, меняются и церковные каноны.

– Владыка, если по какой-то причине священника лишают его сана, благодать, полученная в Таинстве Священства, оставляет его или нет?

– При совершении хиротонии священник получает Божию благодать, и это невозвратный дар. Но, как часто бывает в жизни, своими грехами, страстями он может этот огонь в себе погасить. Неправедными действиями он сам отлучает себя от Церкви, а Церкви остается только подтвердить этот печальный факт. Такие ситуации бывают в церковной жизни, и в нашей епархии они были. Священнику, совершившему тяжкий грех, дается время на покаяние, исправление, но если этого не происходит, то приходится извергать его из сана, это, конечно, крайняя мера.

– Скажите, а перевод пастыря из одного храма в другой – это тоже дисциплинарная мера?

– Нет, перевод совершается не в качестве наказания, а для корректировки церковной жизни. У одного все получается на приходе, и видно, что он способен на большее. Тогда этот батюшка может занять, к примеру, место благочинного, где принесет еще большую пользу. А другой «не тянет» службу настоятеля, значит, «не по Сеньке шапка», и он может быть переведен на другой приход на должность второго или третьего священника. Конечно, такие переводы бывают болезненными, и семье тяжело, и прихожане переживают уход любимого батюшки. Но я убежден, что если близкие люди любят Церковь и верят ей, то они смогут понять и принять такое решение управляющего епархии.

– Насколько приемлемо для церковной среды понятие карьерного роста? Молодые люди учатся, стремятся подняться выше, для мирского человека это нормально, а для священника?

– Человек, посвятивший свою жизнь Богу, не должен руководствоваться карьерными интересами и, расталкивая всех локтями, стремиться наверх. Скорее всего, его там ждет разочарование. Большая должность – это огромная ответственность. Кому много дается, с того и много спрашивается. Но и прозябать на месте, не повышая своего профессионального уровня, тоже не правильно. Здесь важно найти золотую середину – стремление человека к росту должно сочетаться с его внутренним смирением. И опять же все зависит от воли Божьей. Надо доверять Ему, и тогда будет найден ответ на главный вопрос: что мне полезно для моего спасения, а что нет.

– Объясните, Владыка, нашим читателям, почему в Вашем присутствии не принято подходить к батюшке за благословением? Существует ли на этот счет каноническое правило или нужно просто соблюсти этикет?

– Это просто объяснить. Священник получает право на священнодействия от правящего архиерея. Фактически, священник – это его представитель на том или ином приходе, которому делегировано право совершать Евхаристию и благословлять народ от имени архиерея. Если же архиерей сам присутствует на богослужении, то за благословением следует подходить к нему. Это церковное правило прихожанам следует знать.

22.8.15 Озинки 2.jpg– Очень часто в обывательской среде ведутся разговоры о благосостоянии духовенства, многие уверены, что священники – люди вполне обеспеченные, а наличие у них иномарок лишь укрепляет эти слухи. Так ли это?

– На самом деле, далеко не так. В разных городах и селах священники и живут по-разному. Нельзя сравнивать жизнь духовенства в Москве, Питере, Екатеринбурге или Саратове с жизнью приходского священника, скажем, в Озинках. Испокон веков в крупных городах России за счет зажиточной паствы духовенство жило более обеспеченно, чем на периферии. Но материальное состояние батюшки зависит не только от уровня жизни прихода, но и его личных добродетелей. Народ у нас благоговейный и, видя старания своего пастыря, всегда ему поможет. Поэтому хороший пастырь голодать и бедствовать нигде не будет, паства его всегда поддержит.

Традиционно русский православный священник мало отличается благосостоянием от своей паствы. Скажу, что духовенство нашей епархии – это люди со средним достатком. Уверяю вас, никто из них в роскоши не пребывает. Что касается наличия у священнослужителей иномарок, то это самое расхожее обывательское обвинение в адрес духовенства, как будто служители алтаря в ХХI веке должны передвигаться на телеге и жить в нищете. А ведь батюшкам, особенно сельским, приходится ежедневно накручивать на своих железных конях по бездорожью десятки километров. Есть у меня в епархии священник, он служит в районном центре, который за два года на своей разбитой иномарке накатал почти 100 тысяч км! В любое время дня и ночи он мчится туда, где его ждут, потому что он один на весь район. А что бы он делал без машины? Поэтому наличие у священника автомобиля – это уж точно не роскошь, а необходимое средство передвижения.

– Священник, как известно, не работает, а служит. Есть ли у него право иметь заработок на стороне, помимо храма, как это принято в некоторых странах Европы и Америки?

– В западных странах есть такая практика, но в Русской Церкви иные традиции. У нас батюшка должен заниматься своими прямыми обязанностями, пастырством. В Священном Писании об этом прямо говорится: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24).

– Для священнослужителей сейчас наступило благоприятное время, которого никогда не было в истории Русской Православной Церкви. Однако почему такие уникальные пастыри, какими были архимандрит Иоанн (Крестьянкин) или архимандрит Кирилл (Павлов), являлись в прошлой жизни, когда Церковь была гонима, а в современной их нет?

– Я бы не стал так категорически говорить о Церкви. Во все времена в ней были и есть настоящие подвижники, которые всецело посвятили себя Богу и Церкви. Почитайте творения святителя Игнатия (Брянчанинова). У него на каждой странице рассуждения о том, что в наше бездуховное время (XIX век!) старцев не стало и все в Церкви плохо. Что бы он написал, живя в наше время? А ведь упомянутые вами старцы жили уже после святителя Игнатия. А сколько новомучеников и исповедников в земле Российской просияло в истории Церкви ХХ века!

В моей личной жизни было много замечательных, ярких и интересных архипастырей, которые определили мою судьбу, за что я благодарен Богу. Из ныне живущих это, конечно, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, мой духовник и наставник, под влиянием которого я начинал священническое служение и продолжаю его уже много лет.

Нам Господь судил жить сегодня, и мы должны в этих обстоятельствах, в это время искать Бога, стараться подражать Господу, спасать свои души, исполнять свой долг, свое служение. Да, священники – другие люди, но их жизнь мало чем отличается от жизни мирян. У священника так же плачут и болеют дети, так же ломается машина и где-нибудь в квартире текут трубы, чаще это бывает съемная квартира. Проблем житейских у священников хватает. Но, служа Богу и Церкви, они получают и моральное удовлетворение, и людям помогают, и души свои спасают. И надо благодарить Бога за эту радость!

Беседовала Ольга Стрелкова

Фото Алексея Лузгана


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи