Хранительница традиций

Хранительница традиций Это наша Церковь. Храмы, люди и их дела – это ее видимое воплощение в мире. А еще – предмет нашей беседы с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Мы продолжаем разговор, который начали в материале «Дело Бога и человека».

– Владыка, скажите, кто и по каким критериям определяет архитектурный стиль, размеры и внешний вид будущего храма?

– Обычно это делает правящий архиерей. Как правило, я либо предлагаю общине уже готовый проект, либо задаю направление, в котором ей предстоит работать. Однако прихожане тоже могут делиться со мной пожеланиями, идеями.

Внешний вид храма зависит от проекта, который мы берем за основу. Допустим, мы строим храм в стиле классицизма, а это значит, что архитектура будет соответствующей, единообразной. К сожалению, иногда бывает так, что в проекте сочетается несочетаемое. С этим нужно бороться. К тому же на приходах часто не хватает средств, поэтому многие вещи приходится упрощать. И как результат – появление не величественных соборов, а простых, безыскусных архитектурных форм. Это не страшно, главное, чтобы здание выполняло свои основные функции и не противоречило канонам храмоздания.

– Где Вы берете проекты храмов?

– В течение многих лет я возглавлял реставрационный отдел Саратовской епархии, в котором собирала и разрабатывала проекты группа архитекторов. Когда я стал правящим архиереем Покровской епархии, то какие-то материалы взял с собой и продолжил работу. Между епархиями, архиереями всегда происходит общение, обмен. Кому-то я могу предложить интересный проект, а кто-то – мне. 

– В некоторых селах строят не храмы, а приспособленные помещения – большинство так никогда и не станут храмами (в архитектурном смысле) – это допустимо?

– Если нет другого выхода, то, конечно, допустимо. Церковь – живой организм, и церковная архитектура складывалась под влиянием живых исторических процессов. Сегодня есть такой тип храма, как базилика. А ведь в Римской империи базиликами назывались общественные здания, где проходили суды и прочие заседания. Со временем базилики стали передавать церковным общинам, а те – использовать их для богослужений.

В наше время происходит то же самое. Допустим, хочется, чтобы в селе появился храм в стиле барокко или в древнерусском стиле, а средств нет. В данной ситуации общине придется ограничиться косметическим ремонтом, установкой простого, порой самодельного, престола и иконостаса с фотокопиями икон. В этом тоже нет ничего страшного. Важно, чтобы здесь можно было служить Литургию и молиться Богу. Пусть сегодня это будет простенькое, но аккуратное помещение, а завтра Господь пошлет помощь, и здесь появится храм, построенный по всем канонам.

– А какова судьба временных храмов?

– Это зависит от того, что из себя временный храм представляет. Если это вагончик рядом со строящимся постоянным храмом, то по окончании строительства его передадут на другую стройплощадку, и он снова будет выполнять функции приспособленного помещения. Еще бывает, что во временном храме открывают воскресную школу.

– Сложно ли найти хороших строителей, которые бы сочетали в себе веру и высокий профессионализм?

– Всегда трудно определить, насколько верующими являются рабочие. Но ведь и наша вера несовершенна и отличается от веры ближнего. Конечно, тот, кто занимается строительством храма, внутренне должен соответствовать или хотя бы пытаться соответствовать этому делу. Мне приходилось приглашать подрядчиков, и, помню, это были люди, далекие от церковной среды. В храме все для них было в новинку. Но, общаясь со мной, другими священнослужителями, прихожанами, они на глазах менялись. Да, в чем-то они еще заблуждаются, чего-то не знают. Но благодаря стройке они сделали первый шаг по направлению к храму, чуть-чуть стали лучше, а это уже большая победа. Разумеется, многое зависит и от самого человека. Неравнодушная, ищущая личность на таком послушании откроет для себя нечто новое и интересное, возможно, и Бога обретет. Особенно если в этом поможет грамотный священник, который умеет общаться и наставлять.

Говоря о профессионализме, стоит отметить, что строительство храма есть следование традициям и технологиям. Каждый может класть кирпич, но не каждый может из него, как из пластилина, делать сложные узоры, карнизы, капители. А храмовая архитектура многодельная и требует высокого мастерства, наличия таких качеств, как усидчивость, внимательность. С реставрацией все еще сложнее. В новом храме могут быть использованы современные технологии и материалы, а вот при восстановлении старинного храма придется следовать принципу стройки того времени, в которое храм возводили. Множество трудностей возникает. Хороших мастеров трудно найти. А если это и удается сделать, то неудивительно, что их работа стоит очень дорого.

– В Покровской епархии идет строительство новых храмов, а что известно о восстановлении древних построек?

– Древних храмов в Покровской епархии нет. Есть храмы XIX века. Здесь опять-таки многое зависит от возможностей общины, священника. Вот в Дергачах идет долгий и непростой процесс реставрации храма во имя святого Архангела Михаила. В Свято-Никольском соборном храме Николаевска (Пугачева) тоже. Все работы требуют существенных вложений. Больших спонсоров нет, поэтому настоятели и прихожане уже много лет ремонтируют здания так, как могут.

– Нужны ли сегодня новые храмы?

– Меня часто спрашивают, зачем строить новые храмы, если у нас их и так много. Но, во-первых, так говорят люди, которые в храмы не ходят, а если и ходят, то раз в год свечку поставить. Во-вторых, на деле они кроме Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска (Энгельса) ничего больше вспомнить не могут. Собор находится в центре города, вмещает много людей, это очень хорошо. Но в Покровске проживает более 200000 человек. И как быть тем, кто живет на окраине города, не имеет возможности ездить сюда? Эти люди тоже хотят молиться в храме рядом с домом и имеют на это право. Почему магазины в шаговой доступности от дома – норма, а храм — нет?

Вообще нельзя судить об обществе с позиции одного человека или группы лиц – если им храм не нужен, значит, и всем остальным тоже. Тем более, напомню, что храмы строят на пожертвования частных лиц, а не на государственные средства. И духовенство опирается на тех, кто принимает в этом деле добровольное участие. Если среди жертвователей и оказываются люди, облеченные властью, то они вкладывают только свои средства. Опять-таки добровольно.

В селе ситуация иная. Даже если оно пустеет, а назавтра умрет, сегодня-то оно живо. Пусть в нем всего десяток людей, но этот десяток имеет право на нормальную, полноценную жизнь, в том числе и духовную. А иначе можно сказать, что и школа, и больница сельчанам не нужны.

– Сегодня легко стать свидетелем протеста против строительства храмов. Некоторые считают, что их слишком много. А действительно, много ли у нас храмов? Сколько их должно быть, и кто определяет это?

– В Покровской епархии проживает около 900 000 человек, включая иноверцев. У нас есть сто приходов. Храмов и того, что можно было бы храмом назвать, в два раза меньше. На один храм приходится несколько десятков тысяч человек. А на священника, который, помимо совершения службы, каждого должен исповедать, с каждым пообщаться, каждого утешить и поддержать? Хорошие это условия для верующих? Достаточно ли храмов и духовенства? Нет. Зато как много у нас психологов, юридических контор, супермаркетов! Но никто об этом не задумывается. И никто почему-то не хочет, чтобы на весь город был только один, допустим, магазин.

– Часто критики говорят, что на месте храма могло бы быть что-то «более полезное»: парк, детская площадка и т.д. А Вы как думаете?

– Есть такое мнение. Это мнение людей, которые считают, что их желания абсолютны и других не существует. Но придется признать – есть те, кто заинтересован в появлении храма в том или ином месте. Русской Православной Церкви часто ставят в вину, что храмы строят «не там». Взять хотя бы историю со Свято-Владимирским храмом в детском городском парке Саратова. Чего только не говорили в адрес Саратовской епархии, которая «отняла у детей участок земли». Но давайте обратимся к истории. В 1888 году, к 900-летию Крещения Руси, на пустыре построили удивительный по красоте и архитектуре храм, а вокруг разбили парк. В советское время храм взорвали, парк застроили разными учреждениями. В 90-е годы его захватили коммерческие структуры и организации. Только в начале 2000-х Церкви здесь выделили крошечный уголочек для восстановления крошечного храмика, который в десять раз меньше прежнего. И где справедливость?

Возьмем наш Свято-Троицкий собор и детский парк вокруг. Это ведь жалкие остатки от того, что здесь когда-то было. Мы приводим в порядок собор, территорию, делая это место украшением города. И заметьте, так происходит везде, где появляются храмы. А возникают они не там, где я ткну пальцем, а там, где есть желание верующих восстановить историческую справедливость, народную память. Я бы посоветовал тем, кого возмущают подобные вещи, смотреть на мир шире, помнить, что есть другие люди со своими желаниями, правами, и искать компромисс.

– Как Вы думаете, почему люди выступают против строительства?

– Сегодня протестных настроений не так много, но есть те, кто использует любые недовольства ради своей выгоды. Не секрет, есть люди, враждебно настроенные по отношению к Церкви, не собирающиеся вести диалог. Но мало ли, что и кому не нравится. В обществе есть и будут православные верующие. К этому надо относиться смиренно, спокойно, толерантно. Если уж совсем не хочется иметь собственные храмы, кормить собственных попов, то придется содержать чужих. О религиозной безопасности хотя бы своих детей задумайтесь. Ее может обеспечить только нормальное здоровое общество с традиционными ценностями, хранительницей которых как раз и остается Церковь.

Беседовала Дарья Хохлова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи