Проповедь Епископа Пахомия в Неделю Крестопоклонную

Проповедь Епископа Пахомия в Неделю Крестопоклонную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день мы с вами становимся участниками великого Таинства — изнесения Честнаго Креста и поклонения Ему, ибо по Уставу Церкви третий воскресный день Великого поста почитается Крестопоклонением.

Крест Христов — это, когда-то страшное, позорное, ужасное орудие казни самых злостных преступников, предателей, негодяев, становится для человечества великой помощью и великим чудом. Христос, распинаемый на Кресте, преображает не только мир, но преображает орудие казни в орудие спасения.

Мы поклоняемся Честному Кресту, находя для себя великое утешение и возможность укрепиться в нашей вере. Крест Христов — это, действительно, орудие спасения. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1, 18), – пишет апостол Павел. «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие...» (1 Кор. 1, 23). То есть для людей, которые мнят себя знающими, понимающими закон, возносящихся и превозносящихся мыслью над другими, для иудеев, Крест Христов становится страшным соблазном. Ведь распиная Христа на кресте, иудеи совершают страшное преступление. Ожидая Мессию, ожидая пришествия в мир Спасителя, богоизбранный народ не узнает Его. Ибо ждет человека-царя, ждет того, кто избавит человечество и еврейский народ от порабощения, от трудностей, даст ему благоденствие и свободу. И видя Христа в умалении, в уничижении, в страдании, распинает Его. Предает страшной смерти, потому что такой Спаситель, оказывается, иудеям был совершенно не нужен. Именно поэтому Крест Христов для них есть юродство, непонятное, невообразимое, невозможное таинство, которое они не могут принять, да и не хотят этого сделать. Это, действительно, соблазн.

И, к сожалению, братья и сестры, он становится соблазном не только для них, но и для многих людей во всем мире. Да и для нас, называющих себя христианами, часто Крест нашего Спасителя становится соблазном, потому что мы Христа готовы принять, когда Господь с нами, когда Господь дает нам что-то, когда Господь нам помогает, утешает, поддерживает. Но, когда приходят испытания, часто оказывается так, что мы не готовы принять Христа в Его безвестности, в Его боли, скорби. Ведь понести Крест Христов — это значит принять и смириться со всем тем, с чем пришлось смириться нашему Спасителю.

Мы слышим, братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии потрясающие, поразительные слова, данные нам Господом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Не чей-то крест, не чужой, а именно свой крест призывает нас взять Христос. Ибо, когда в древности казнили преступников, распиная их на кресте, осужденный на смерть должен был сам нести свое орудие казни. К спине привязывали перекладину, и осужденный на смерть, шел и склонялся под этой ношей, под тяжестью своего креста. Еще до смерти, до позора, до страшной боли человек уже терпел страдания, терпел скорбь. Сам путь на крест был тяжелейшим испытанием, и многие не доносили его до места казни. Именно поэтому Христос говорил, что мы должны уметь и не бояться этого — взять свой крест, не чужой, не мнимый, а именно свой, и понести его до самой смерти. Не страшиться пройти все испытания, пройти через всю жизнь, не упасть под этим крестом, а падая, снова вставать и идти дальше.

Христос говорил: «Если Меня гнали,  и вас будут гнать» (Ин. 15, 20). И каждый последователь Христов будет в той или иной мере разделять ту скорбь, ту неправду, ту боль, которую приходилось терпеть Христу Спасителю. Это значит, братья и сестры, что в жизни, как бы мы ни старались, мы никогда в полной мере не получим ни благоденствия, ни утешения, ни иных каких-то благ этого мира, потому что Христос их не имел, а если мы ученики Христа, то, конечно, и мы должны разделить Его участь.

Крест Христов и крест каждого из нас — это необходимость смиряться перед обстоятельствами, которые возникают перед нами. Все мы хотим знать, что такое воля Божья, в чем она заключается. Но как часто мы не хотим мириться с теми обстоятельствами, которые нам приходится нести. Нам кажется, что с нами неправильно поступают, что мы достойны большего, что нужно изменить обстоятельства, которые нас не устраивают. Но мы не понимаем: то, что с нами происходит, на самом деле посылается нам Богом. А от нас уже зависит — поступить по правде или совершить грех. Нет ни единого мгновения в нашей жизни, когда у нас не было бы выбора. Когда мы не могли бы сказать: «Я со Христом», или: «Я без Него».

Для эллинов, как мы слышим в Евангелии, Крест Христов — это безумие, потому что носитель эллинской культуры искал совершенства, но совершенства человеческого, совершенства плотского, искал благоденствия, величия плоти. И в современном обществе, братья и сестры, членами которого мы с вами являемся, принято также искать благоденствия временного.

Еще недавно наши отцы и деды пытались построить светлое будущее, мечтали построить рай на земле. Но мы видим и знаем, что эта затея потерпела крах, поражение, именно потому, что рай может быть только на Небе. Именно потому Крест Христов и само учение христианства есть безумие для мира, что становясь христианином, человек никогда не получит ни величия, ни славы, ни чести. У нас есть в большей степени обязанностей, чем прав, братья и сестры, и когда мы пытаемся что-то получить, доказать кому-то нашу правоту, нашу значимость, мы должны помнить, что христианство было и есть безумие для мира.

Часто, когда мы пытаемся впервые привести человека в храм, мы говорим ему: «Пойдем в храм, помолись Богу, и все у тебя в жизни будет хорошо, сразу получишь здоровье, на работе проблемы закончатся, в семье воцарится мир». Но Христос не обещает нам никакого благоденствия, никаких благ, никаких почестей: «Если Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин. 15, 20). И апостол Павел говорит, что все, хотящие жить благочестиво, во Христе, будут гонимы. Значит, взять свой крест и пойти за Христом — это разделить с Ним всю Чашу Его страданий, Чашу скорби. Только принимая эту Чашу, только испивая ее до конца, человек может получить утешение от Бога, получить надежду. До конца смирившись с тем, что посылает ему Бог, человек утешается. 

UES_7139.jpgМы, братья и сестры, грешные люди, и, прежде чем взять свой крест, должны еще прийти в себя. Замечательная притча о блудном сыне, которую мы с вами слышали перед началом Великого поста, рассказывает о человеке, который сначала попросил отца разделить имение, получил свою часть и, сотворив свою человеческую волю, ушел на далекую сторону. И там он жил блудно, распутно, растратил все имение. И вот, когда начался голод, этот бедный сын наконец-то пришел в себя и вернулся к своему отцу, принес покаяние, исправился. Вот и нам, братья и сестры, когда мы хотим взять свой крест и пойти за Христом, очень важно тоже по временам приходить в себя. Ощутить себя христианином, ощутить себя человеком, оставить лишние попечения. Человек так подвержен помыслам, так подвержен суете, что даже в храме, вставая на молитву, причащаясь и преклоняя колени, не может прийти в себя. Очень часто наш ум и наше сердце остаются бесчувственными.

Господь говорит, что мы должны не побояться взять крест. И на самом деле, когда человек решается и поднимает на себя этот подвиг, он чувствует, что на самом деле крест Христов легок, в нем нет тяжести, в нем нет безысходности. Ибо путь, который ведет на Голгофу, на самом деле ведет в Царствие Небесное, ведет на Елеонскую гору, с которой Христос возносится на Небо. Голгофа — это только промежуточная точка, которую должен был пройти Христос, и которую должен пройти каждый из нас, и если мы помним об этом и идем на Елеон, мы должны пройти и свою Голгофу — через боль, через скорбь, через обиды, через непонимание, повседневные трудности, равнодушие, холодность, бесчувствие — через все те страсти, которые кипят в сердце каждого человека. И если нет внешних испытаний, если нет внешней боли, гонений, не будет и спасения.

Один молодой послушник, боримый страстями, пришел к старцу и говорит: «Отец, помолись за меня, ибо мне так тяжело, что мое сердце болит». А старец говорит: «Хочешь, я умолю Бога, чтобы он тебя избавил от страсти?». На что послушник сказал: «Нет, отче, но помолись за меня, ибо, когда я тружусь, я получаю плод». И вот старец, оставшись один, сказал, что его ученик оказался выше своего учителя, потому что не испугался борьбы, не испугался подождать и потерпеть. Ибо, когда приходит испытание, мы малодушно просим, чтобы оно побыстрее закончилось, но, потерпев, мы получаем плод, утешение от Господа.

И дай Бог, чтобы мы, братья и сестры, никогда не роптали, смирялись с тем, что нам посылает Бог. И в самых повседневных заботах, наших обязанностях — труде, учебе, семейной жизни, будем нести свой крест. Ибо Господь сказал: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 30).

Поклоняясь Кресту Христову, который лежит сегодня перед нашими глазами, и на который мы взираем как на образ нашего спасения и великое утешение, будем помнить о Распятом на нем Господе, который распростер Свои руки, как бы обнимая весь мир, всех нас. Я желаю, братья и сестры, чтобы в дни тяжелых испытаний, искушений мы всегда утешались возможностью идти за Христом и благодарили Его за эту возможность.

Аминь.

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Свято–Троицкий кафедральный собор г. Покровска, 18 марта 2012 года



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

24 июля 2017 г. 11 июля ст.ст. понедельник. Седмица 8-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Ольга равноапостольная
Ольга равноапостольная

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Совершается служба на шестьРавноап. Ольги, вел. кн. Российской, во св. Крещении Елены (969). Обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1998). Мч. Киндея пресвитера (III-IV). Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается полиелейная служба сщмч. Илариона, архиеп. Верейского, то на утрене читается Мф., 36 зач., X, 16-22, а на литургии - дня и священномученика: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 9, 13-18; Мф. 16, 1-6). Фарисеи и саддукеи просили Господа показать им знамение; а того и не видели, что знамение у них было перед глазами. Господь Сам был знамением; Его учение и дела ясно показывали кто Он; другого свидетельства не нужно было. "Дела, которые творю Я. . , они свидетельствуют о Мне" (Ин. 10, 25), говорил Он иудеям. Лицо неба, обличал их Господь, различать умеете, а знамений времен не можете. Отчего так сделалось с ними? Оттого что они жили внешнею жизнью, а внутрь себя не входили. Без собранности же, без внимания и самоуглубления, дел Божиих ни заметить, ни уразуметь нельзя. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают. Очи их теряют способность видеть на нем печать божественности, и они готовы просить особых знамений с неба, подобно иудеям. Но знамение не дается и не дастся, потому что ищущие ищут того только искушающе, а не за тем, чтобы идти путем Христовым. Ты только вступи на этот путь, и с первого же шага увидишь, что он божествен, ведет к Богу и Бога к тебе приближает. Иудеям сказал Господь: "знамение не дастся. . . только знамение Ионы пророка". И нынешних неверов провидел Господь и им предуготовил ответ: "явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные. . . " (Мф. 24, 30).

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Завершился многодневный крестный ход Балашов – Вавилов Дол
Все фоторепортажи