Улыбка Бога

Улыбка Бога Разве может улыбаться Бог? Или шутить? А мы — с каким лицом должны нести людям Благую Весть, неужели с сосредоточенно-серьёзным, исполненным пафоса и важности? Размышляя над этими вопросами, давайте будем честными: всё в нашей жизни дал нам Господь для радости. И не замечать этого, равно как и непрестанно благодарить Его за это — наш собственный выбор.

О чём молчит Евангелие

Суть многих вещей такова, что они ни хороши, ни плохи сами по себе. Плохими или хорошими их делают люди. Так считал раннехристианский писатель Тертуллиан, а до него эту же мысль высказывали античные философы. Человек берёт в руки палку, но не она определяет, для чего он её берёт. Палкой можно отгонять собак, можно ковырять землю, а можно убить другого человека. Огромное количество преступлений совершается с помощью кухонных ножей. Но вряд ли их изъятие из обихода улучшит среднестатистический показатель смертности. В конце концов, в руках преступников останутся вилки...

Приходя в Церковь, человек приносит и свои представления о христианской жизни, и особенно, аскезе. Нередко в сторону ужесточения последней. Как плох небезызвестный солдат, так, пожалуй, плох и тот христианин, который ни разу не задумывался о монашестве. И не просто стать каким-нибудь «обычным братом», а минимум знаменитым на весь мир старцем. И обязательно не позднее, чем ближайшим постом. В этом случае представления об аскезе напрочь отметают любые проявления человеческих эмоций.

Такие люди говорят: смех — это грех. Они говорят (и совершенно справедливо), что Евангелие не упоминает о том, чтобы Спаситель смеялся и даже улыбался. Согласимся. Вот здесь самое время отложить шутки в сторону. Сейчас они будут, как минимум, неуместны.

Евангелие писалось с определённой целью: донести Благую Весть людям по всему миру. И эта цель была достигнута. Да, там действительно нигде прямо не упоминается о смехе и даже об улыбках. Как и о многих других вещах, связанных с человечностью Спасителя. Но это не значит, что их не было.

Там, например, нигде не сказано о том, как Мария укладывала маленького Иисуса спать. Как Она целовала Его крохотные пальчики, гладила животик. Всего этого нет в Евангелии. Но есть последующий опыт всех матерей-христианок как свидетельство того, что это на самом деле было. И это не значит, что мамы не пели колыбельные деткам до Христа, но лишь то, что с Его Рождеством они это делать не перестали.

А евангельское подтверждение этих слов — в событиях в Кане Галлилейской. Воспитанный лаской и заботой Своей Матери, Спаситель не отказывает и исполняет Её простую и незамысловатую просьбу. И освящает Своим Чудом и Своим присутствием свадебное веселье. А теперь представьте, что события посреди брачного праздника совершаются со скорбными и сосредоточенными лицами. Представили? Что-то не очень получается, да...

Подтверждение этих слов можно найти в древней христианской иконографии. Если доведётся зайти в коптский храм, обратите внимание на такой момент: Спаситель, Богородица и святые на иконах улыбаются! Парадоксально, но в силу своей изоляции от Византии, Европы, Руси Коптская Церковь сохранила радостное настроение от Благой Вести в своей иконографии. Ей чужда величавая, полная символов «имперскость» Византии. Или отсвет пожарищ братских междоусобиц и татарского ига Руси. С радостными улыбками, широко раскрыв руки в объятьях, спешат друг к другу Елисавета и Мария. Их радость совершенна и передаётся смотрящему.

Страшные вещи с серьёзными лицами

Продолжая читать Евангелие, можно заметить интересную вещь. Христос обедает с мытарями и грешниками, прощает блудниц, исцеляет прокажённых. Без излишних нравоучений — просто наказывает им не грешить больше и научиться благодарить. Но совсем не так обстоит дело с лицемерами и, в частности, с обличаемыми за лицемерие фарисеями. Это люди с преувеличенно важными и скорбными лицами. Они украшали себя повязками с цитатами из Писания, требуя к себе безоговорочного уважения. С ними Спаситель в выражениях не стеснялся.

«Улыбайтесь, господа», — говорит герой одного известного фильма. Все страшные вещи делаются на земле с серьёзным выражением лица. Один из классиков мировой литературы назвал иронию «нисходящей метафорой». Впрочем, в своих стихах он был часто ироничен, но не зол. Второй классик ставил иронию в один ряд с жалостью: быть ироничным к себе и жалеть других. А третий подводит изящный итог: «Настоящего человека узнать легко: у него улыбка на устах и боль в сердце». Ну что ж, ни для кого не секрет, что классика выросла из Евангелия.

Ирония, соединённая с любовью к ближнему, помогает избежать пафоса и фарисейства. И тогда на смену нудным поучениям приходят притчи, а самые коварные вопросы блекнут и теряют смысл.

На провокационный вопрос о том, позволительно ли давать подать кесарю, Спаситель берёт в руки монету, на которой отчеканено, что Цезарь Октавиан Август — Бог. Пожалуй, самый ироничный момент Евангелия: Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, Бог и Творец Вселенной, держит в руках монетку, на которой утверждается, что Бог не Он, а старый, больной и, в общем-то, несчастный одинокий человек, которого при жизни огорчали его дети и внуки. Вот уж действительно, нисходящая метафора...

Тем, кто считает, что Создателю чуждо чувство юмора, нужно просто чаще ходить в зоопарк и смотреть на жирафа. На зебру. На панду. Или вспомнить, как не без иронии описан самый трагический момент человеческой истории.

Согрешивший Адам, потерявший разум после грехопадения, решает прятаться в кустах от Всевидящего Бога. Когда это не помогает, Адам пытается оправдаться: это не я, это всё Ты! Ты же, в конце концов, дал мне эту жену. Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Известен и конец этой печальной истории. Одетые в свежевыделанные кожи, растерянные и жалкие, Адам и Ева стоят перед вратами Рая. Перед вратами, которые на многие века будут для них закрыты. Им страшно и горько. Но точно так же страшно и горько их Владыке. И Он, скрепя сердце, не в упрёк, а в назидание уже нам, живущим ныне, с нечеловеческой иронией говорит: Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло (Быт. 3, 22). Господь улыбнулся... Улыбка сквозь слёзы — это всегда признак надежды. Но понадобились тысячи лет и слёз человеческой истории, чтобы надежда осуществилась.

Когда Бог на Своём месте

Подобно миру вещественному устроен и мир человеческих эмоций. Гнев, который в идеале должен помогать человеку решительней бороться со своими недостатками, может стать причиной ненависти к окружающим. И тогда в твоих бедах будут виноваты все вокруг, кроме тебя. Печаль, как напоминание о милосердии, может легко обернуться отчаяньем и циничным равнодушием. И даже любовь созидающая может порой стать уничтожающей страстью.

Смех, как и все остальные эмоции, может сделать человека человеком, а может превратить в животное. Очень легко потерять образ и превратиться в раскрашенного клоуна с непристойными жестами и циничными шутками. Но сказанное с искренней улыбкой слово, умение по-доброму пошутить и посмеяться с ближним, подбодрив тем самым его, разделить радость — что это, как не проявление любви?

Человек так устроен, что его мысли, чувства, поступки и эмоции должны иметь какую-то цель. У каждого она своя, но эта жажда смысла жизни есть у всех. Вопрос в том, чему мы позволяем наполнить нашу жизнь смыслом. Люди, которые умели смеяться правильно, говорят, что если в сердце человеческом Бог на Своём месте, то и всё остальное расставлено там по порядку и понимается как нужно. Печаль остаётся печалью. Смех — смехом. А любовь навсегда становится Любовью...

Дмитрий Забелин

Отрок.Ua


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи