Добрый самарянин

Добрый самарянин

Однажды отец Владимир, настоятель храма в маленьком городке далекого Таджикистана, произнес необыкновенную проповедь о добром самарянине, предложенную нам когда-то Самим Спасителем. Нужно оговориться, что проповедь и не должна быть обычной, но в этот раз получилось особенно так.


Кто мой ближний?

Я тогда только начинал воцерковляться, и меня одолевало множество самых разных, порой мучительных вопросов. Одним из таких вопросов было отношение к иноверцам и взаимоотношения с ними в целом. Как, не отвращаясь от своих прежних друзей-мусульман, принимать их такими, какие они есть, не теряя при этом внутреннего мира? Как, не нарушая заповеди о любви к ближнему, не давать повода для посягательств на свои убеждения и веру? Это казалось трудно исполнимым — так много теперь обнаруживалось противоречий в наших взглядах. Многие из моих знакомых и коллег действительно пробовали спорить со мной, пытаясь говорить о преимуществах своей веры, и это не могло не раздражать, более того — вызывало глухое и мрачное неприятие. Поскольку Господь не разделил ближних по сортам и не определил, какой из них стоило бы возлюбить как самого себя, а какой и не обязательно, то приходилось искать пути общения, борясь с различными искушениями. Но всё же было очень трудно говорить с людьми, религия которых учит смотреть свысока на носителей любых убеждений и веры, отличной от их собственной.

В тот воскресный день батюшка произнес слова притчи о добром самарянине, а затем объяснил эту притчу неожиданно. Уже позже я слышал и самое частое объяснение этой притчи, где говорится, что в образе доброго самарянина перед нами предстает Сам Господь. Но в тот день услышал другое. «Многие из нас, — произнес отец Владимир, — осуждают наших ближних за то, что они живут не по христианским законам, за то, что их вера, поступки и убеждения отличаются от наших, и мы на их фоне начинаем считать себя праведными и правильными, даже богоизбранными… Однако как часто они приходят к нам на помощь в наших бедах и трудностях, оказывают нам любовь, и в этом им не мешает ни их вера, ни их обычаи, ни их отношения к вере нашей. Как часто они оказываются рядом, способствуя нашим успехам и радуясь нашим радостям. Почти у каждого из стоящих здесь есть друзья и близкие люди из мусульман. Через их руки, сердца, через их участие в нашей жизни Господь оказывает нам милость… Насколько же нам, христианам, нужно стремиться самим оказываться чаще в роли доброго самарянина, если даже наши братья другой веры способны нести любовь и милость окружающим?!»

С удивлением обнаружил я тогда, что сразу после этих слов стал вспоминать примеры такого отношения наших друзей-мусульман. Хотя, конечно, их поведение объяснялось отнюдь не отношением их к исламу, а неискаженным образом Божиим, проступающим во многих из этих людей. Это теперь я понимаю, что они могли быть даже жителями амазонских джунглей, но в некоторых из них и такая родословная не вытравила бы образ Божий. Ведь тогда там некому было больше быть орудием Промысла Божия. «Невозможное человекам» Господь устраивал руками тех людей, которые были рядом и оказывались способны помочь.

Вспомнил я, как с удивлением узнал когда-то, что некоторые из состоятельных таджиков втайне, не афишируя свою помощь (засмеют «правоверные собратья»), жертвовали продукты и деньги храму, бедным прихожанам. Вспомнил, как, разговорившись с одной бабулечкой из областного города (храм в котором сгорел и долгое время не мог быть восстановлен), узнал, что ее иногда на службы в наш храм привозит сосед, молодой парень-таджик, и часто дожидается в машине все время службы. А потом везет ее обратно, не принимая денег на бензин, хотя бензин в Таджикистане всегда стоил очень дорого. Вспомнил, как, навещая одну нашу старенькую прихожанку, с удивлением обнаруживал, что соседи подкармливают ее продуктами, постоянно носят ей кипяток в пластиковых бутылках, с которыми можно спать, не замерзая (зимы в Таджикистане тогда были без света и газа, и пожилые одинокие люди иногда умирали от холода в своих домах).

Храм — память о дружбе

Но самое удивительное было тогда еще впереди. Через несколько лет после упомянутой проповеди отец Владимир рассказал мне такую историю. Взялись все православные наших мест (а наберется их там сотни три, не больше) восстанавливать сгоревший в областном городе храм. Во главе процесса стоял батюшка. Дело шло туго, приход очень бедный, русские в Таджикистане (как и большинство таджиков) живет слабенько, перебиваясь на хлебе с чем придется, благо фрукты-овощи дешевые. Самое горькое и обидное: российское консульство в помощи отказало.

Если стены еще кое-как подняли, то перед сооружением кровли деньги безнадежно закончились, все кто мог и сколько мог — отдали. А здание перекрывать надо, начнутся дожди — вся работа насмарку, стены намокнут, пойдет разрушение.

Помыкался батюшка, помучился, попросил, кого мог, — ничего. Молился горячо, помощи у Господа просил, у святителя Николая… И вот приходит к батюшке человек — бизнесмен, таджик — и говорит: «Я слышал, вы храм строите, захотел помочь, но не знаю чем — денег у меня свободных сейчас нет, кирпича тоже нет, а вот леса машину могу дать, если это поможет…». А лес-то как раз и нужен! Батюшка с радостью согласился и спросил благотворителя этого, что его подвигло на такую жертву. Тот объяснил. Когда-то у него было много друзей среди русских, и все они разъехались кто куда. И когда он услышал, что строится храм, то обрадовался, что, может быть, хоть это оставшихся русских задержит. А он будет, издалека глядя на храм, вспоминать о своих друзьях, которые с радостными лицами приносили куличи и крашеные яйца на Пасху, и тогда никто из таджиков и не думал от них отказываться, а кое-кто на возглас «Христос воскресе!» весело отвечал: «Воистину воскресе!»…

«Люди Христа»

На Пасху 2011 года я был в этом храме. После утренней службы было застолье, за которым собрался весь приход. Выступили воспитанники маленькой воскресной школы, из которых многие — питомцы интерната, сироты. А после выступления детям вручали подарки. Не помню, что в них было, подарки были ощутимые. Но помню точно, что каждому ребенку подарили по паре красивой и добротной новой обуви. А потом батюшка рассказал, что подарки эти сделал один известный предприниматель, торговец лекарствами, и что это не единственный раз, когда он помогает приходу.

Вот такое чудесное звучание своим притчам придает иногда Сам Господь, вновь и вновь предоставляя нам самим отвечать на вопрос: «Кто мой ближний?». И когда им оказывается полинезиец, китаец, таджик, не освященный светом Христовой Истины, — как ярко должен проявляться в нас образ Божий! И какой манящей, желанной дверью ко Христу должны становиться мы для наших иноверных ближних, уже сделавших к нам первый шаг. Как это ответственно — быть для них «людьми Христа», помогать которым, преодолевая предрассудки и общественное мнение, их заставила какая-то Великая, еще не осознанная ими, неодолимая Светлая Сила.

Аркадий Махсумов





Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи