Человека делают книги

Человека делают книги

Представьте себе мир, в котором люди перестали общаться и совершенно перестали читать. Книги за ненадобностью стали уничтожать, сжигать, а тех, кто пытался тайком их сохранить, лишали свободы или жизни, как древних христиан. Постепенно книгу заменил телевизор, разросшийся в домах людей по всем стенам.

Книга — это письмо в бутылке, способное сквозь столетие доносить до людей сердцебиение далекого автора.

Протоиерей Андрей Ткачев

Такую пугающую картину представил своим современникам писатель-фантаст Рэй Брэдбери в своем знаменитом романе «451 градус по Фаренгейту». Эту фантастическую реальность — придание книг огню — человечество переживало, и не один раз. И кто сказал, что эта история никогда не повторится?

К сожалению, сегодня люди сами добровольно отлучают себя от книги, становясь все равнодушнее к чтению, заменяя это увлекательное умное занятие рекламно-телевизионным суррогатом. Тема чтения, обеспокоенность тем, что люди теряют вкус к литературе, тратя на чтение в среднем всего несколько минут в день, — одна из основных в проповедническом и писательском труде протоиерея Андрея Ткачева. Нужно читать хотя бы потому, убеждает писатель, «что поговорить бывает не с кем, а человек не может жить не общаясь».

Эта цитата взята из его книги «Беглец от мира», посвященной культуре, литературе. Вся наша классическая литература имеет библейские корни, это дитя Библии, поэтому ее надо читать и знать каждому православному человеку, вслушиваться в нее, как в христианскую проповедь. Абсолютное богоприсутствие, — размышляет автор сборника, — мы видим в романах Достоевского, христианскими писателями несомненно были Гоголь, Лермонтов, Пушкин, Чехов, Диккенс, Льюис, Брэдбери и другие классики. С интересом прочитав книгу протоиерея Андрея Ткачева, хочется вернуться к знакомым текстам классики и увидеть в них то, чего раньше не замечал. Сборник содержит более 30 очерков, в каждом из которых автор смело, остроумно, без оглядки на традиционные клише рассуждает о творчестве и судьбах любимых писателей, поэтов, философов, художников и музыкантов. Как всегда, автор очень эмоционально и убедительно говорит на страницах своей книги о значимости чтения. «Человека действительно делают книги», — не устает повторять отец Андрей.

Христианская культура — книжная, и читать верующему человеку нужно обязательно, ведь то, что мы читаем, сильно влияет на наше мировоззрение. «Книга — фактор величайшей силы», — как сказал однажды в интервью протоиерей Андрей Ткачев, и она, бесспорно, в жизни каждого православного человека должна занимать важное место.

Поделюсь и я своим скромным опытом знакомства с православной литературой. Мой приход в Церковь начался с пересмотра домашней библиотеки. Нужно было найти ответы на многие вопросы, разобраться с мучившими сомнениями, узнать, что же такое православная вера, в которой мы родились и крестились. Среди наиболее интересных современных авторов, объясняющих доступным языком важнейшие понятия христианской жизни, стали для меня митрополит Иларион Алфеев, протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Николай Агафонов, протоиерей Андрей Ткачев, священник Даниил Сысоев, Н. Н. Горбачева, чьи книги я нашла в библиотеке Свято-Троицкого собора. Они известны широкому кругу читателей, популярны, в них можно найти ответы на самые волнующие вопросы о смысле жизни, непростых путях к Богу. Так, в сборнике рассказов отца Андрея «Страна чудес» действуют герои непридуманных историй, это обычные люди, но, попав в необычные ситуации, они задумываются о Промысле Божием и порой самым неожиданным образом меняют всю свою жизнь. В этих коротких, с любовью и юмором написанных рассказах столько морали, что, по словам самого автора, «в двух ведрах не унесешь».

В книгу «Путь к жизни» вошли проповеди отца Андрея, его беседы на радио «Радонеж», ответы на самые разнообразные вопросы, которые верующие задают в храмах после богослужения, на различных встречах. Большая часть книги адресована молодежи, а молодые люди в вопросах, как известно, не стесняются. На вопрос о его отношении к Владимиру Высоцкому автор книги отвечает: «Многие люди учились правдивым словам на его песнях. Я учился у него честности, жить не во лжи». Или ответ на вопрос о том, полезно ли воцерковленной молодежи слушать рок-музыку? Священник убежден, «что музыка, которая стремится быть мировоззрением, а не просто ля-ля-ля, рождает людей, для которых Христос важен. Правда, к Богу приходят не все», — добавляет писатель. Отец Андрей свободно, искренне и откровенно говорит с молодыми людьми о браке, любви, семейной жизни. Автор не назидает, не поучает, а на жизненных примерах объясняет, почему надо поступать так, а не иначе. Если, конечно, мы хотим жить с Богом. В этой книге читатель найдет ответ и на свой вопрос, который, возможно, он давно искал.

Знакомство новоначальных христиан со Священным Писанием обычно начинается с Нового Завета. Порой этим и заканчивается. Слишком объемными, малопонятными, перенасыщенными древними кровавыми событиями кажутся книги Ветхого Завета. На помощь верующим придет книга отца Андрея «В присутствии Бога». Это размышления священника над библейскими текстами, как всегда, написанные живым, ярким языком. Они помогут проторить дорогу к оригиналу, более осмысленному чтению Библии. В свойственной ему неспешной разговорной манере автор книги раскрывает глубинный смысл библейских историй, размышляет о них, призывает взять в руки Книгу книг, читать ее постоянно, думать и насыщаться Словом Божиим. Псалтирь — самая любимая верующими людьми книга Ветхого Завета. Но вот на вечернем богослужении погасили свечи, читается Шестопсалмие, и одни расселись по лавкам, иные тоже расслабились, начали хождение по храму. Чтобы не скучать во время богослужения, а понимать, о чем нам поведал в своих покаянных псалмах царь Давид, надо постигнуть их глубинное содержание. Как пишет автор книги, подробно объясняя смысл древних текстов, «разгрызть внешнюю скорлупу слов, дойти до сладкой сердцевины». Книга «В присутствии Бога» полезна, поучительна и, как и все произведения отца Андрея, читается легко.

Притчи, которыми говорил Иисус Христос с простыми людьми, мы тоже слышим на каждом богослужении, но не всегда правильно понимаем, что хотел донести до нас Бог. Это письма Его к нам — так говорил о Новом Завете святитель Тихон Задонский. Цитата из его творений и стала названием еще одной книги протоиерея Андрея Ткачева «Тебе и мне Бог письмо написал». Автор справедливо замечает в своей книге, что если нет понимания Евангелия, то и пользы от услышанного или прочитанного мало. При желании сейчас можно найти много толкований Евангелия, самое известное, солидное и обстоятельное, высоко оцененное самим праведным Иоанном Кронштадтским, — это толкование Бориса Ильича Гладкова. Отец Андрей в своей небольшой книге не просто разъясняет содержание известных притчей, но и проводит параллель между Божественным словом и нашей современной повседневной жизнью. Он помогает верующему человеку, читающему Евангелие, отмести все суетное, пустое, разобраться в себе, в своем сердце, «засеивать его словом Божиим и пропалывать от вырастающих страстей». «Итак, за книги! — призывает писатель всем своим творчеством. — Совершенно не скучно жить, если тебя везде окружают книги». Это правда, с умным собеседником, каким является сам отец Андрей, скучно не бывает.

Ольга Стрелкова




Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи