Услышать Бога

Услышать Бога

С 14 августа начинается Успенский пост. Он длится две недели и считается самым строгим после Великого. История Успенского поста связана с последними днями земной жизни Богородицы. По преданию, Она заранее узнала день Своего ухода из мира и провела это время в молитве. «Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте, – пишет святой Симеон Солунский, подвижник XV века. – А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее». В желании приблизиться к идеалу Богородицы, в подражании Ее подвигу заключен основной смысл Успенского поста. В эти дни Церковь призывает нас внимательно следить за своими поступками и мыслями, очистить свое сердце от всякого зла, научить его любить Бога и окружающих нас людей.

«Где нет любви, там нет Бога»

Пост, как известно, не исчерпывается одним лишь воздержанием в еде, и сама по себе еда не приближает и не удаляет нас от Бога. В эти дни нам особенно требуется «подкормить» свою душу, наполнить себя духовной пищей. Это и молитва, и посещение храма, и дела милосердия, и, конечно же, чтение духовной литературы. Мы уже писали о замечательной серии православных книг «Наследие семьи Пестовых и Соколовых». Сколько страданий, скорбей, тяжелейших испытаний и потерь выпало на долю каждого поколения этой уникальной христианской семьи, но написанные ими искренние биографические рассказы и повести не оставляют тягостного чувства. Наоборот, учат вере и любви, которая «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Только настоящая христианская жертвенная любовь уберегла семью от отчаяния, не поколебала веру в Бога, не лишила радости бытия.

Большой популярностью пользуется книга воспоминаний Н.Н. Соколовой «Под покровом Всевышнего», в которой описываются радости и тяжкие испытания многодетной семьи священника, живущей в безбожной советской стране. Читатели не раз обращались к Наталии Николаевне с просьбой продолжить жизнеописание ее большой семьи, в которой все служат Церкви и Богу. И она вновь взялась за перо, когда один за другим ушли в вечность ее сыновья – известный московский священник Федор Соколов, трагически погибший в автокатастрофе, а вслед за ним, не пережив смерть любимого брата, епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов). Ему и посвящена книга «Архипастырь Сибири», рассказывающая о самоотверженном пастырском служении, пронизанном любовью владыки к Богу и его пастве.

В черновых записях владыки Сергия есть такие слова: «Чем сильнее любовь, тем больше страдания». Мать пишет: «И становится ясным, какую боль пережило любящее сердце Владыки, когда он узнал о неожиданном трагическом конце брата, когда ему пришлось своими руками выбирать кровавую массу из ящика, в котором привезли останки милого брата. Если бы не помощь Божия, то не пережить бы Владыке тех страшных минут!».

Книга начинается с рассказа о том, как простой московский школьник Серафим, «сын попа», как его называли товарищи, мальчик из чужого для его сверстников мира, стал епископом. Строчка за строчкой перед читателем открываются все этапы жизни будущего архиерея, и становится понятным, почему в православной семье, где любовь и жертвенность, бескорыстие и доброта, скромность и благородство были нормой жизни, «семена попали на добрую почву».

Проникновенное повествование матери о сыне, а также письма епископа родным, наполненные любовью и заботой о каждом, интервью и выступления, дневниковые записи, несомненно, принесут читателям духовную пользу и осознание того, что без любви мы не христиане. В одном из выступлений Владыки есть такие слова: «Там, где нет любви, там нет Бога». Обращаясь к читателям, автор книги пишет, что «чувствует горячую веру, любовь и надежду, живущие в праведной душе Владыки». Повесть матери, потерявшей в один год двух замечательных сыновей, пронизана не скорбью, а любовью к ним, верой в то, что «чистые, светлые души не умирают, а переходят в Царствие Небесного Отца, которому и была посвящена вся их земная жизнь».

«Чего просить у Бога?»

Что христианство дает человеку, во что и как верят христиане, зачем ходят в церковь, что в православной религии есть такого, чего нет в других религиях? У каждого человека есть вопросы, на которые он не может ответить самостоятельно. Автор книг «Спасение безнадежных», «Чего просить у Бога?», «Бабочка в ладонях» и др. — известный православный писатель и талантливый публицист Александр Ткаченко — ставит перед читателем самые неудобные, острые вопросы, но не дает на них готовых ответов. Он не миссионерствует, не пытается наставлять и поучать, а разговаривает с читателем как друг, которому самому интересно разобраться в глубоких и важных вопросах православной веры.

Найдется немало людей, которым христианство не так уж и нужно, они уверены, что порядочный человек может прожить без Бога. «Церковь, конечно же, нельзя поставить в один ряд с другими организациями или учреждениями, поскольку она создана не людьми, а Богом, – пишет А.Ткаченко. – Тем не менее она тоже имеет вполне определенную цель. И знать об этой цели нам всем необходимо, хотя бы для того, чтобы не ошибиться дверью, спутав Церковь с чем-то еще».

Автор как будто приглашает пытливого читателя к дискуссии, призывает его самого поразмышлять над христианскими истинами, разобраться в своей жизни и, наконец, услышать Бога, открыться Тому, Кто стоит у двери твоего сердца. Кстати, сам писатель пришел к вере уже в зрелом возрасте, путем долгих метаний и сомнений, наделав на этом пути немало ошибок, о чем он откровенно рассказывает в своих интервью. «В чем смысл жизни?» – задается вопросом Александр Ткаченко в книге «Чего просить у Бога?». Все люди стремятся к счастью, и все считают его главной целью своей жизни. Какое-то время мы все бываем счастливыми по разным поводам, но это время быстро проходит, а вместе с ним уходит и счастье. Рассуждая на эту тему, автор приходит к выводу, что всем нам не хватает любви. Настоящей, жертвенной. Критерием такой любви Христос назвал способность пожертвовать самой жизнью ради тех, кого любишь. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Автор приводит пример такой любви в известном фильме «Титаник», когда герой Леонардо ди Каприо погибает в ледяной бездне ради спасения любимой девушки абсолютно счастливым.

Интересны рассуждения автора и на другие темы жизни человека в современном мире с точки зрения христианских истин. Можно взять любую книгу писателя, и вы не оторветесь от нее, пока не закроете последнюю страницу. Александр Ткаченко обладает даром говорить просто, с тонким юмором на самые серьезные темы, свои мысли он иллюстрирует яркими примерами из жизни, литературными образами и сравнениями. Поэтому его книги читаются легко и с большим интересом. К ним хочется вернуться еще и еще раз, чтобы получить удовольствие и пользу от общения с умным собеседником.

О подлинных и мнимых ценностях

Богатый по советским меркам юноша решил, в отличие от евангельского, «раздать всё» и следовать за Христом. Дело происходит в брежневские безбожные времена. Он попадает в суровый монашеский скит, в котором живут и монахи-иконописцы, и старец-чудотворец, и прозорливый блаженный монах Лёнюшка – инвалид детства.

Мать молодого человека, экстравагантная светская дама, ничего не знающая о Православии, приезжает в этот отдаленный монастырь, чтобы спасти сына, вернуть его из «дремучего средневековья» к нормальной цивилизованной жизни. Она уверена, что в Церковь идут лишь те, кто ничего не добился в жизни, никчемные и бесталанные, отверженные и убогие, как тот самый Лёнюшка, который все время повторяет, что он инвалид детства. Что делать ее умному, образованному, утонченному мальчику, получившему светское воспитание, здесь, «на задворках мира»? И мать приезжает в монашескую обитель с твердым намерением образумить сына и вернуть к «нормальной» жизни.

Такова коллизия романа известной православной писательницы Олеси Николаевой «Инвалид детства». Роман написан давно, но не потерял своей актуальности и сегодня. Это книга о подлинных и мнимых ценностях, о столкновении двух разных миров, в которых живут далекие друг от друга люди. Женщина решает озарить это «темное царство» лучами своего обаяния, изяществом слов и манер. Но здесь ее светскость не срабатывает, здесь ценности иные, и иные взаимоотношения между людьми. Многое ей, никогда не переступавшей порога храма, кажется странным, непонятным и даже унизительным, например земные поклоны или безропотное послушание монахов. Ее рассуждения о Боге и вере типичны для интеллигенции того времени, да, пожалуй, и нашего. Она не понимает, как можно жить в этом «мифологическом заповеднике», и в разговоре со старцем высказывает несколько идей, как «осовременить» монашество.

Когда старец предлагает ей исповедоваться и причаститься, она искренне не понимает – зачем? Никаких грехов в ее жизни не было! Во время пребывания в монастыре с героиней романа не происходит никаких чудесных перемен, но читатель ждет и видит, что ее душа способна открыться. Что-то должно все-таки произойти, чтобы она поняла: ее сына не надо спасать, в спасении нуждается она сама. А ее мальчик, получивший так называемое светское воспитание, возможно, более ущербный, чем убогий сирота Лёнюшка. Это он, воспитанный во лжи и лицемерии, – инвалид детства, и он сумел это понять. Это его душа жаждет чистоты и веры. Конец романа неожидан. Старец отпускает юношу с матерью, хотя известно немало случаев, когда монахи прятали молодых послушников от разъяренных родителей. «Поезжай с матерью, ты ей сейчас нужен. Будь с ней ласков, великодушен, будь кроток. Не забывай, что тебе ее поручил Господь. Ты ведь хотел стать монахом? Вот тебе и первое послушание».

Роман написан мастерски, как и вся проза Олеси Николаевой, удостоенная многих литературных премий, в том числе и Патриаршей. Ее книги – это не христианская проповедь, а замечательная христианская художественная литература, которая, по отзыву одного из ее почитателей, «ничего не требует от читателя, кроме открытого ума и сердца».

Ольга Стрелкова








Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи