Услышать Бога

Услышать Бога

С 14 августа начинается Успенский пост. Он длится две недели и считается самым строгим после Великого. История Успенского поста связана с последними днями земной жизни Богородицы. По преданию, Она заранее узнала день Своего ухода из мира и провела это время в молитве. «Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте, – пишет святой Симеон Солунский, подвижник XV века. – А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее». В желании приблизиться к идеалу Богородицы, в подражании Ее подвигу заключен основной смысл Успенского поста. В эти дни Церковь призывает нас внимательно следить за своими поступками и мыслями, очистить свое сердце от всякого зла, научить его любить Бога и окружающих нас людей.

«Где нет любви, там нет Бога»

Пост, как известно, не исчерпывается одним лишь воздержанием в еде, и сама по себе еда не приближает и не удаляет нас от Бога. В эти дни нам особенно требуется «подкормить» свою душу, наполнить себя духовной пищей. Это и молитва, и посещение храма, и дела милосердия, и, конечно же, чтение духовной литературы. Мы уже писали о замечательной серии православных книг «Наследие семьи Пестовых и Соколовых». Сколько страданий, скорбей, тяжелейших испытаний и потерь выпало на долю каждого поколения этой уникальной христианской семьи, но написанные ими искренние биографические рассказы и повести не оставляют тягостного чувства. Наоборот, учат вере и любви, которая «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Только настоящая христианская жертвенная любовь уберегла семью от отчаяния, не поколебала веру в Бога, не лишила радости бытия.

Большой популярностью пользуется книга воспоминаний Н.Н. Соколовой «Под покровом Всевышнего», в которой описываются радости и тяжкие испытания многодетной семьи священника, живущей в безбожной советской стране. Читатели не раз обращались к Наталии Николаевне с просьбой продолжить жизнеописание ее большой семьи, в которой все служат Церкви и Богу. И она вновь взялась за перо, когда один за другим ушли в вечность ее сыновья – известный московский священник Федор Соколов, трагически погибший в автокатастрофе, а вслед за ним, не пережив смерть любимого брата, епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов). Ему и посвящена книга «Архипастырь Сибири», рассказывающая о самоотверженном пастырском служении, пронизанном любовью владыки к Богу и его пастве.

В черновых записях владыки Сергия есть такие слова: «Чем сильнее любовь, тем больше страдания». Мать пишет: «И становится ясным, какую боль пережило любящее сердце Владыки, когда он узнал о неожиданном трагическом конце брата, когда ему пришлось своими руками выбирать кровавую массу из ящика, в котором привезли останки милого брата. Если бы не помощь Божия, то не пережить бы Владыке тех страшных минут!».

Книга начинается с рассказа о том, как простой московский школьник Серафим, «сын попа», как его называли товарищи, мальчик из чужого для его сверстников мира, стал епископом. Строчка за строчкой перед читателем открываются все этапы жизни будущего архиерея, и становится понятным, почему в православной семье, где любовь и жертвенность, бескорыстие и доброта, скромность и благородство были нормой жизни, «семена попали на добрую почву».

Проникновенное повествование матери о сыне, а также письма епископа родным, наполненные любовью и заботой о каждом, интервью и выступления, дневниковые записи, несомненно, принесут читателям духовную пользу и осознание того, что без любви мы не христиане. В одном из выступлений Владыки есть такие слова: «Там, где нет любви, там нет Бога». Обращаясь к читателям, автор книги пишет, что «чувствует горячую веру, любовь и надежду, живущие в праведной душе Владыки». Повесть матери, потерявшей в один год двух замечательных сыновей, пронизана не скорбью, а любовью к ним, верой в то, что «чистые, светлые души не умирают, а переходят в Царствие Небесного Отца, которому и была посвящена вся их земная жизнь».

«Чего просить у Бога?»

Что христианство дает человеку, во что и как верят христиане, зачем ходят в церковь, что в православной религии есть такого, чего нет в других религиях? У каждого человека есть вопросы, на которые он не может ответить самостоятельно. Автор книг «Спасение безнадежных», «Чего просить у Бога?», «Бабочка в ладонях» и др. — известный православный писатель и талантливый публицист Александр Ткаченко — ставит перед читателем самые неудобные, острые вопросы, но не дает на них готовых ответов. Он не миссионерствует, не пытается наставлять и поучать, а разговаривает с читателем как друг, которому самому интересно разобраться в глубоких и важных вопросах православной веры.

Найдется немало людей, которым христианство не так уж и нужно, они уверены, что порядочный человек может прожить без Бога. «Церковь, конечно же, нельзя поставить в один ряд с другими организациями или учреждениями, поскольку она создана не людьми, а Богом, – пишет А.Ткаченко. – Тем не менее она тоже имеет вполне определенную цель. И знать об этой цели нам всем необходимо, хотя бы для того, чтобы не ошибиться дверью, спутав Церковь с чем-то еще».

Автор как будто приглашает пытливого читателя к дискуссии, призывает его самого поразмышлять над христианскими истинами, разобраться в своей жизни и, наконец, услышать Бога, открыться Тому, Кто стоит у двери твоего сердца. Кстати, сам писатель пришел к вере уже в зрелом возрасте, путем долгих метаний и сомнений, наделав на этом пути немало ошибок, о чем он откровенно рассказывает в своих интервью. «В чем смысл жизни?» – задается вопросом Александр Ткаченко в книге «Чего просить у Бога?». Все люди стремятся к счастью, и все считают его главной целью своей жизни. Какое-то время мы все бываем счастливыми по разным поводам, но это время быстро проходит, а вместе с ним уходит и счастье. Рассуждая на эту тему, автор приходит к выводу, что всем нам не хватает любви. Настоящей, жертвенной. Критерием такой любви Христос назвал способность пожертвовать самой жизнью ради тех, кого любишь. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Автор приводит пример такой любви в известном фильме «Титаник», когда герой Леонардо ди Каприо погибает в ледяной бездне ради спасения любимой девушки абсолютно счастливым.

Интересны рассуждения автора и на другие темы жизни человека в современном мире с точки зрения христианских истин. Можно взять любую книгу писателя, и вы не оторветесь от нее, пока не закроете последнюю страницу. Александр Ткаченко обладает даром говорить просто, с тонким юмором на самые серьезные темы, свои мысли он иллюстрирует яркими примерами из жизни, литературными образами и сравнениями. Поэтому его книги читаются легко и с большим интересом. К ним хочется вернуться еще и еще раз, чтобы получить удовольствие и пользу от общения с умным собеседником.

О подлинных и мнимых ценностях

Богатый по советским меркам юноша решил, в отличие от евангельского, «раздать всё» и следовать за Христом. Дело происходит в брежневские безбожные времена. Он попадает в суровый монашеский скит, в котором живут и монахи-иконописцы, и старец-чудотворец, и прозорливый блаженный монах Лёнюшка – инвалид детства.

Мать молодого человека, экстравагантная светская дама, ничего не знающая о Православии, приезжает в этот отдаленный монастырь, чтобы спасти сына, вернуть его из «дремучего средневековья» к нормальной цивилизованной жизни. Она уверена, что в Церковь идут лишь те, кто ничего не добился в жизни, никчемные и бесталанные, отверженные и убогие, как тот самый Лёнюшка, который все время повторяет, что он инвалид детства. Что делать ее умному, образованному, утонченному мальчику, получившему светское воспитание, здесь, «на задворках мира»? И мать приезжает в монашескую обитель с твердым намерением образумить сына и вернуть к «нормальной» жизни.

Такова коллизия романа известной православной писательницы Олеси Николаевой «Инвалид детства». Роман написан давно, но не потерял своей актуальности и сегодня. Это книга о подлинных и мнимых ценностях, о столкновении двух разных миров, в которых живут далекие друг от друга люди. Женщина решает озарить это «темное царство» лучами своего обаяния, изяществом слов и манер. Но здесь ее светскость не срабатывает, здесь ценности иные, и иные взаимоотношения между людьми. Многое ей, никогда не переступавшей порога храма, кажется странным, непонятным и даже унизительным, например земные поклоны или безропотное послушание монахов. Ее рассуждения о Боге и вере типичны для интеллигенции того времени, да, пожалуй, и нашего. Она не понимает, как можно жить в этом «мифологическом заповеднике», и в разговоре со старцем высказывает несколько идей, как «осовременить» монашество.

Когда старец предлагает ей исповедоваться и причаститься, она искренне не понимает – зачем? Никаких грехов в ее жизни не было! Во время пребывания в монастыре с героиней романа не происходит никаких чудесных перемен, но читатель ждет и видит, что ее душа способна открыться. Что-то должно все-таки произойти, чтобы она поняла: ее сына не надо спасать, в спасении нуждается она сама. А ее мальчик, получивший так называемое светское воспитание, возможно, более ущербный, чем убогий сирота Лёнюшка. Это он, воспитанный во лжи и лицемерии, – инвалид детства, и он сумел это понять. Это его душа жаждет чистоты и веры. Конец романа неожидан. Старец отпускает юношу с матерью, хотя известно немало случаев, когда монахи прятали молодых послушников от разъяренных родителей. «Поезжай с матерью, ты ей сейчас нужен. Будь с ней ласков, великодушен, будь кроток. Не забывай, что тебе ее поручил Господь. Ты ведь хотел стать монахом? Вот тебе и первое послушание».

Роман написан мастерски, как и вся проза Олеси Николаевой, удостоенная многих литературных премий, в том числе и Патриаршей. Ее книги – это не христианская проповедь, а замечательная христианская художественная литература, которая, по отзыву одного из ее почитателей, «ничего не требует от читателя, кроме открытого ума и сердца».

Ольга Стрелкова








Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи