Если рядом Бог

Если рядом Бог

«Есть обычай ставить памятники на дорогих сердцу могилах. Около нас нет могилы нашего сына – он похоронен далеко от нас, на поле боя, на братском кладбище. Пусть же памятником ему будут эти строки, в которых я хочу описать его образ, его жизнь и поступки, последние героические часы его жизни и передать основы его цельного, глубоко христианского мировоззрения». Так начинается книга духовного писателя, богослова и ученого Николая Евграфовича Пестова «Жизнь для вечности», посвященная памяти погибшего на фронте горячо любимого сына Николая.

Эта книга, написанная в эпоху борьбы с религией, несколько десятилетий ходила в самиздате, перепечатывалась через копирку, передавалась из рук в руки, а в постсоветское время вышла в печати и не раз переиздавалась. Перу Николая Пестова принадлежит немало замечательных художественных и богословских сочинений, на которых выросло не одно поколение православных людей.

Хорошо известны книги других членов творчески одаренной семьи Пестовых-Соколовых. Большой популярностью пользуется книга воспоминаний Наталии Николаевны Соколовой, дочери Н.Е. Пестова, «Под покровом Всевышнего», в которой описываются радости и тяжкие испытания многодетной семьи священника, живущей в безбожной советской стране. Литературным даром Господь одарил и внуков писателя Екатерину, Федора и Сергия, ставших священниками и рано отошедших в вечность. Им принадлежат автобиографические повести, рассказы и очерки. Все эти произведения, написанные представителями трех поколений уникальной московской православной семьи, были объединены в серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых». Эта серия прекрасно издана, оформлена множеством фотографий из семейного архива и очень востребована читателями. Как пишет издатель серии «Никея»: «Ничто не влагает в сердце историю так основательно, как искренние и одухотворенные биографии, особенно если это целые семейные архивы, ведущие нить предания, творчества, Божественного благословения от отцов к детям и внукам».

Каждая книга новой серии, действительно, – интересное и полезное чтение, но, пожалуй, самой пронзительной и трогательной в этой семейной саге остается повесть «Жизнь для вечности». Это книга-размышление отца, которому выпало счастье иметь сына с красивой христианской душой, кротким любящим сердцем, жившего по евангельским идеалам и «рано взятого Господом с земли». Николай Евграфович выбирает отдельные фрагменты из жизни старшего сына, вспоминает его поступки, диалоги с ним. Из этих воспоминаний перед нами предстает юноша, в свои девятнадцать лет обладавший мудростью зрелого человека, смирением, непоколебимой верою в Бога и покорностью перед Его волей. Отец был уверен в том, что «черты характера святого, в честь которого называют ребенка, а нашего первенца при крещении мы назвали Николаем в честь великого святителя Николая Мирликийского, передаются последнему. В Колюшу было заложено нежное сердце, отзывчивое к горю и страданиям окружающих». С раннего детства он удивлял родных глубоким пониманием заветов Христа. Отзывчивость на все просьбы окружающих, пишет отец о сыне, была яркой особенностью его характера. Коля не стремился к подвигам, но, когда он был призван на фронт и ему представился выбор – идти в зенитную или полевую артиллерию, то он выбрал полевую, более опасную. «Его совесть не позволяла ему уклониться от опасностей, ему казалось стыдным трусливо выбирать более безопасную службу», – пишет Николай Пестов, анализируя решение сына.

И вот пришло время тяжких испытаний. От беззаботной жизни в отеческом доме Коля попадает сначала в военное училище, потом на фронт. И почти каждый день пишет родным большие подробные письма. Эти письма, составившие основную часть книги, стали откровением для отца. «Через письма мы увидели в Коле то, чего не знали ранее: выдержку и бодрость в испытаниях и невзгодах, собранность воли, цельность личности, верность своим принципам и внутреннему голосу и исполнение на деле заповеди „быть всем слугою”». Таким было его воспитание в семье, и всей своей короткой и праведной жизнью он показал, что жить по заветам Христа можно всегда, даже находясь в безбожном мире. Истинный христианин, Коля, попав в непривычную для него среду, в которой были люди, далекие от него по духу, мировоззрению, никогда ни от кого не отворачивался, а всегда находил случай проявить человеколюбие.

В письмах Николай рассказывает родным о суровой казарменной жизни в военной школе, взаимоотношениях с товарищами, которые не сразу приняли его, слишком прямого и честного, но для которых он стал авторитетом именно потому, что всегда был честен и справедлив. «Эти письма тем ценнее, – пишет в предисловии к книге протоиерей Александр Ильяшенко, – что принадлежат совсем молодому человеку, вступившему на путь, ведущий в жизнь вечную. Решающие вехи на этом пути – вера и верность, поступки, возвышающие его над суетой и шумом обыденной жизни». В каждом письме – забота о родных и ни слова о тяготах жизни на фронте: «Как я благодарен Судьбе, что попал в такие условия, которые учат меня жить; и я готов пробыть здесь столько, сколько надо, чтобы после войны, научившись жизненной мудрости, жить правильно». На передовой Николай пробыл всего несколько дней, в первом же бою проявил мужество и героизм, а когда ранило командира, вынес его на себе с поля боя и принял на себя командование ротой. Об этом он очень скупо написал в последнем своем письме родным. Письмо датировано 29 августом 1943 года, а на следующий день в своем втором бою лейтенант Николай Пестов был смертельно ранен и похоронен в братской могиле.

Подробности гибели сына родные узнали от его товарищей. Раненый и контуженый, он, верный присяге, продолжал вести бой, и только второе смертельное ранение окончательно вывело его из строя. «Всегда покорный воле Господа, он выпил до конца предложенную ему чашу. И смею ли я теперь называть его „моим мальчиком”, когда он одет в обагренные кровью мученические одежды?» – напишет отец об ушедшем в мир иной сыне. Отец Коли пишет в своей книге, что не сомневался в том, что сын останется жив, после войны обязательно вернется домой. Он был уверен, что Бог не допустит его гибели, ведь «такие юноши, как Коля, очень редки и очень нужны Господу на земле». Ведь он так был одарен Богом, так чист сердцем, так светел умом, он мог стать священником, ученым или врачом. И вдруг – крушение всех надежд, непостижимая для разума катастрофа. Жизнь после гибели сына потеряла всякий смысл и значение, потускнела, стала казаться ненужной. И хотя «уста говорили слова молитвы: „Слава Богу за все”», сердце протестовало и не мирилось с потерей. А дальше автор предельно искренне повествует читателю, как молитва не сразу, но постепенно стала «смирять протестующее сердце», успокаивать, воспоминания о Коле уже не были так горьки, а обогащали и очищали душу. Письма сына, перечитываемые по многу раз, уже не столько усиливали скорбь, сколько радовали. «И хотя при мысли о Колюше невольно льются слезы, но все же – „Господь дал нам тебя, Господь и взял. Слава Богу за все!”».

От отчаяния и непонимания Промысла Божьего автор книги приходит к убеждению, что его чистый святой сын «теперь живет той совершенной радостью, которую не могла бы представить ему современная земная жизнь». Отец признается, что хотел бы стать учеником своего сына, сумевшего в своей короткой земной жизни совершить так много добрых и милосердных дел и отдать жизнь за други своя (Ин. 15, 13) на поле брани. Отец полностью смиряется с уходом сына, в заключительных главах книги он пишет: «Человек – пришелец на земле. По сравнению с вечностью жизнь на земле – не больше мгновения. Благо тем, кто из этого мира унесет в вечность красоту души». Вера победила, какую внутреннюю силу дала она скорбящему отцу! Скорбь перешла в радость, и сердцем отец навсегда соединился с любимым сыном: «Для глубокой любви нет разлуки, а временная грань смерти только безмерно увеличила любовь и прочно, прочно соединила в вечности». Последние строки повести о сыне звучат как молитва: «Теперь ты у Господа. Да упокоит Он тебя в Своем Светлом Царстве, да сопричтет тебя к лику избранников и учеников Своих и даст тебе в твоей новой жизни служение по сердцу твоему, как не мог дать тебе этого грешный мир…»

Уникальность этой удивительной книги состоит в бесценном духовном опыте переживания смерти самого близкого человека – горячо любимого сына, которым автор щедро делится, и эти страницы книги хочется перечитывать и перечитывать, вдумываясь в каждое слово. Это настоящий учебник христианской жизни, ценный своей достоверностью и глубиной пережитого. Читая ее, веришь – какие бы страдания, испытания и трагедии ни выпали на долю верующего человека, христианина, он сможет их достойно перенести, если рядом будут Бог и близкие, родные люди.

Книга Николая Пестова «Жизнь для вечности» недавно появилась в библиотеке Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска (Энгельса), и тем, кто пока не знаком с ней, мы рекомендуем обязательно прочитать эту книгу и ощутить тепло замечательной христианской семьи, в которой был воспитан по-настоящему святой сын Николай.

Ольга Стрелкова





Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи