Честный разговор о Церкви

Честный разговор о Церкви

В издательстве Саратовской митрополии вышла книга настоятеля храма «Утоли моя печали» игумена Нектария (Морозова) и саратовского журналиста, сотрудника медиахолдинга «Взгляд» Елены Балаян «О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом». Когда я начала читать эту книгу, одна мысль не давала мне покоя: «Как же мы теперь в светских газетах рубрику “Вопрос-ответ“ вести будем? Ведь в ней же уже даны все ответы».


То есть, конечно, не все: как свечку правильно поставить или записку написать — там не объясняется. Но все (или, по крайней мере, большинство) по-настоящему глубокие вопросы, которые волнуют наших невоцерковленных соотечественников, заданы. Очень много стереотипов и штампов о Церкви, которыми так привыкли оправдывать свою позицию наши современники, обозначены. Взаимоотношение Церкви и власти, откуда у Церкви деньги, почему христианство ущемляет права и свободы человека, зачем служить на непонятном языке, не все ли равно, какую веру исповедовать, — вот лишь несколько тем, на которые у авторов состоялся содержательный, очень честный и напряженный разговор.

Потом я успокоилась. Эти вопросы будут задавать еще долго. Часто они задаются не для того, чтобы получить ответ, а для того, чтобы обеспечить себе алиби: обозначил проблему, и всем понятно, почему я в такую «плохую» и «несовершенную» Церковь не хожу.

Но есть много людей, которые задают вопросы, чтобы действительно найти ответ. Для них книга «О Церкви без предубеждения…» может стать настоящим открытием. По прочтении можно не только найти мудрые, образные и нетривиальные ответы, но и сформулировать для себя вопросы, которые беспокоили только на уровне какого-то неясного чувства.

Эта книга будет очень полезна и для воцерковленных читателей. Ее прочтение не только расширит кругозор (что всегда происходит, когда становишься свидетелем умной беседы неравнодушных людей), но и поможет отвечать на бесконечные вопросы-претензии, которые задают родственники, друзья, знакомые, далекие от Церкви.

Книга состоит из бесед двух людей: священника и журналиста. Но читателю может показаться, что он присутствует в большом зале, где за стол переговоров сели две большие группы людей — понимающих и непонимающих, что такое Церковь, для чего она нужна и как к ней относиться. «Сегодня мы наблюдаем дефицит такого качества, как умение слышать друг друга. Русская Православная Церковь составляет достаточно серьезную часть нашего общества. И у нас нет никаких оснований идти против этого общества гражданской войной. Нужно однажды встретиться, задать вопрос, посмотреть друг другу в глаза и попытаться узнать что-то очень важное. Поэтому для книги был выбран жанр диалога», — объяснила Елена Балаян на презентации книги, которая состоялась 29 марта.

Очень порадовал тон беседы. Елена Балаян задает честные, жесткие вопросы без нарочито вежливых слов и полутонов. Но при этом избегает «наивного» хамства и откровенной грубости. Отец Нектарий отвечает так же честно и просто, без желания обличить собеседника или, напротив, польстить и во всех грехах за всю Церковь на всякий случай признаться и покаяться.

Рассказывая о замысле книги, игумен Нектарий поделился предположением, что мир Церкви для многих остается загадочным и далеким, потому что люди просто боятся переступать порог храма, зная, что в этом случае им придется изменить свою жизнь и себя самих. Поэтому книга — отчасти попытка способствовать преодолению этого порога. Вместе с тем, книга родилась и из желания ответить на самые трудные, самые больные вопросы, касающиеся взаимоотношений Церкви и современного общества. Очень хочется пожелать, чтобы благодаря этой книге те, кто ищет, нашли бы ответы на все вопросы.

 Марина Шмелева

Читателям

Эту книгу вы можете приобрести в магазине «Православное Заволжье», расположенном на территории Свято-Троицкого собора г. Покровска (Энгельса), или в храмах Покровской епархии.

 


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи