Может ли грех быть мелким?

Может ли грех быть мелким?

Однажды мне в руки попала книга архиепископа Иоанна Шаховского с необычным, вызывающим интерес названием: «Апокалипсис мелкого греха».

Ее автор — известный иерарх русского зарубежья. Владыка Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился в 1902 году в Москве. Его юность совпала с грозным для России временем. Он прошел Гражданскую войну, с 1920 года жил в эмиграции. В 1926 году Дмитрий принял постриг на Афоне с именем Иоанн. Пастырство его началось в Югославии. В 1946 году он уехал в Америку, служил в Лос-Анджелесе. С 1950 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Умер владыка в 1989 году, оставив потомкам светлую память о себе и свои книги.

Одной из таких книг является сборник статей об апокалипсисе, совершающемся в каждом из нас, о распространении среди православных христиан так называемых несерьезных грехов — равнодушия, лености, скуки, пренебрежения молитвой. Все это медленно отравляет, обессиливает душу и порождает одиночество, уныние, потерю смысла жизни, заслоняя собой Христа и отдаляя от него. Не видим мы «мелких» грехов, привыкли к ним, и они легко сталкивают нас с единственного, узкого пути к спасению, коварно подставляют ножку и принуждают к незаметному рабству. Чем «незначительный» грех отличается от большого? Своей незаметностью для самого грешника. Такой грех умеет маскироваться так, что порой мы просто не видим его.

«Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя. Успокоить себя можно, лишь противостав страсти, удержавшись от нее… нужно понять эту несомненную истину, что всякая страсть, всякая злоба есть огонь, а огонь, будь он от спички или от печи, одинаково мучителен, а порой даже смертелен для человека, касающегося его».

В главе «О смехе» автор показывает разницу между светлым и темным смехом. Едкий смех, которым осмеивают ближних, смеются над слабостями и недостатками человека, — все это, по словам владыки, симптомы болезни духа. Хорошим же, добрым смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

Не менее важна тема «О страхе», который так же, как и смех, бывает разным. Светлые страхи рождаются от страха Божия. Такой страх имеет тот, кто любит Бога и боится оскорбить его, страшится греха. Он окрыляет и вдохновляет. Темный же страх — это одиночество души, ее сиротливость. Он гнетет и обессиливает.

Рассматривая психологию обиды, автор указывает нам на то, что обидчик и обижающийся поступают неразумно, раня самих себя, злыми эмоциями разрушая свое здоровье и жизнь. И нельзя не согласиться здесь с автором в том, что «выход из этого состояния только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться».

Эта книга — небольшая по объему, но замечательная по содержанию — помогает разобраться в себе, по-новому взглянуть на свою жизнь, увидеть в ней засилье «мелкого» греха и найти в себе силы для борьбы с ним. Избавившись от этого злого рабства, мы сможем по-настоящему устремиться ко Христу.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

26 апреля 2017 г. 13 апреля ст.ст. среда. Седмица 2-я по Пасхе. День постный. Разрешается рыба.

Икона дня

Мученик Крискент Мирликийский
Мученик Крискент Мирликийский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Мч. Крискента, из Мир Ликийских (III). Мц. Фомаиды Египетской (476). Прмц. Марфы (1941).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. 4, 13-22; Ин. 5, 17-24). "Судите справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали". Так говорили властям св. апостолы Петр и Иоанн, когда им запрещали говорить о Господе Иисусе воскресшем, после того, когда они именем Его исцелили хромого от детства. Не побоялись они угроз, ибо очевидность истины не позволяла им молчать: мы видели и слышали, говорили они, и руки наши осязали, как после прибавил св. Иоанн (1 Ин. 1, 1). Они очевидцы: очевидцы же, по началам человеческого познания, - первые надежные свидетели истины. В этом отношении, ни одна область человеческих знаний не имеет подобных свидетелей. Оттого, что с того времени прошло 18 1/2 веков (теперь уже 19 1/2 - ред. ), сила свидетельства их не умалилась нисколько, а следовательно, не умалилась и очевидность истины, ими свидетельствуемой. Если отпадают в неверие, - а ныне отпадающих очень много, - то отпадают не почему другому как по недостатку здравомыслия. Не хотят обсудить и увлекаются призраками, которым лесть сердца порочного охотно придает некоторую вероятность. Бедные души! Гибнут, воображая, что попали, наконец, на должный след, и радуясь тому особенно, что первые вступили в эту колею и стали для других передовыми вожаками. Но не велика радость сидеть на седалище губителей.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий посетил праздничный концерт «Пасха, Господня Пасха!»
Все фоторепортажи