Может ли грех быть мелким?

Может ли грех быть мелким?

Однажды мне в руки попала книга архиепископа Иоанна Шаховского с необычным, вызывающим интерес названием: «Апокалипсис мелкого греха».

Ее автор — известный иерарх русского зарубежья. Владыка Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился в 1902 году в Москве. Его юность совпала с грозным для России временем. Он прошел Гражданскую войну, с 1920 года жил в эмиграции. В 1926 году Дмитрий принял постриг на Афоне с именем Иоанн. Пастырство его началось в Югославии. В 1946 году он уехал в Америку, служил в Лос-Анджелесе. С 1950 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Умер владыка в 1989 году, оставив потомкам светлую память о себе и свои книги.

Одной из таких книг является сборник статей об апокалипсисе, совершающемся в каждом из нас, о распространении среди православных христиан так называемых несерьезных грехов — равнодушия, лености, скуки, пренебрежения молитвой. Все это медленно отравляет, обессиливает душу и порождает одиночество, уныние, потерю смысла жизни, заслоняя собой Христа и отдаляя от него. Не видим мы «мелких» грехов, привыкли к ним, и они легко сталкивают нас с единственного, узкого пути к спасению, коварно подставляют ножку и принуждают к незаметному рабству. Чем «незначительный» грех отличается от большого? Своей незаметностью для самого грешника. Такой грех умеет маскироваться так, что порой мы просто не видим его.

«Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя. Успокоить себя можно, лишь противостав страсти, удержавшись от нее… нужно понять эту несомненную истину, что всякая страсть, всякая злоба есть огонь, а огонь, будь он от спички или от печи, одинаково мучителен, а порой даже смертелен для человека, касающегося его».

В главе «О смехе» автор показывает разницу между светлым и темным смехом. Едкий смех, которым осмеивают ближних, смеются над слабостями и недостатками человека, — все это, по словам владыки, симптомы болезни духа. Хорошим же, добрым смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

Не менее важна тема «О страхе», который так же, как и смех, бывает разным. Светлые страхи рождаются от страха Божия. Такой страх имеет тот, кто любит Бога и боится оскорбить его, страшится греха. Он окрыляет и вдохновляет. Темный же страх — это одиночество души, ее сиротливость. Он гнетет и обессиливает.

Рассматривая психологию обиды, автор указывает нам на то, что обидчик и обижающийся поступают неразумно, раня самих себя, злыми эмоциями разрушая свое здоровье и жизнь. И нельзя не согласиться здесь с автором в том, что «выход из этого состояния только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться».

Эта книга — небольшая по объему, но замечательная по содержанию — помогает разобраться в себе, по-новому взглянуть на свою жизнь, увидеть в ней засилье «мелкого» греха и найти в себе силы для борьбы с ним. Избавившись от этого злого рабства, мы сможем по-настоящему устремиться ко Христу.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

24 мая 2017 г. 11 мая ст.ст. среда. Седмица 6-я по Пасхе. День постный. Разрешается рыба.

Икона дня

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские
Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Мокия (ок. 295). Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Совершается всенощное бдениеМефодия (885) Совершается всенощное бдениеи Кирилла (869), учителей Словенских. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомРавноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47). "Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Воспитанники воскресных школ Покровской епархии приняли участие в V Межъепархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке
Все фоторепортажи