Может ли грех быть мелким?

Может ли грех быть мелким?

Однажды мне в руки попала книга архиепископа Иоанна Шаховского с необычным, вызывающим интерес названием: «Апокалипсис мелкого греха».

Ее автор — известный иерарх русского зарубежья. Владыка Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился в 1902 году в Москве. Его юность совпала с грозным для России временем. Он прошел Гражданскую войну, с 1920 года жил в эмиграции. В 1926 году Дмитрий принял постриг на Афоне с именем Иоанн. Пастырство его началось в Югославии. В 1946 году он уехал в Америку, служил в Лос-Анджелесе. С 1950 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Умер владыка в 1989 году, оставив потомкам светлую память о себе и свои книги.

Одной из таких книг является сборник статей об апокалипсисе, совершающемся в каждом из нас, о распространении среди православных христиан так называемых несерьезных грехов — равнодушия, лености, скуки, пренебрежения молитвой. Все это медленно отравляет, обессиливает душу и порождает одиночество, уныние, потерю смысла жизни, заслоняя собой Христа и отдаляя от него. Не видим мы «мелких» грехов, привыкли к ним, и они легко сталкивают нас с единственного, узкого пути к спасению, коварно подставляют ножку и принуждают к незаметному рабству. Чем «незначительный» грех отличается от большого? Своей незаметностью для самого грешника. Такой грех умеет маскироваться так, что порой мы просто не видим его.

«Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя. Успокоить себя можно, лишь противостав страсти, удержавшись от нее… нужно понять эту несомненную истину, что всякая страсть, всякая злоба есть огонь, а огонь, будь он от спички или от печи, одинаково мучителен, а порой даже смертелен для человека, касающегося его».

В главе «О смехе» автор показывает разницу между светлым и темным смехом. Едкий смех, которым осмеивают ближних, смеются над слабостями и недостатками человека, — все это, по словам владыки, симптомы болезни духа. Хорошим же, добрым смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

Не менее важна тема «О страхе», который так же, как и смех, бывает разным. Светлые страхи рождаются от страха Божия. Такой страх имеет тот, кто любит Бога и боится оскорбить его, страшится греха. Он окрыляет и вдохновляет. Темный же страх — это одиночество души, ее сиротливость. Он гнетет и обессиливает.

Рассматривая психологию обиды, автор указывает нам на то, что обидчик и обижающийся поступают неразумно, раня самих себя, злыми эмоциями разрушая свое здоровье и жизнь. И нельзя не согласиться здесь с автором в том, что «выход из этого состояния только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться».

Эта книга — небольшая по объему, но замечательная по содержанию — помогает разобраться в себе, по-новому взглянуть на свою жизнь, увидеть в ней засилье «мелкого» греха и найти в себе силы для борьбы с ним. Избавившись от этого злого рабства, мы сможем по-настоящему устремиться ко Христу.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 августа 2017 г. 9 августа ст.ст. вторник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла.

Икона дня

Собор Соловецких святых
Собор Соловецких святых

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемАпостола Матфия (ок. 63). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Соловецких святых. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии, протоспафария Григория и двух юношей, за икону Христа пострадавших (730). Мч. Антония Александрийского. Прмц. Маргариты (1918).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 15-21; Мк. 1, 16-22). Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: "ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники". Эта власть - не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь - в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи