Может ли грех быть мелким?

Может ли грех быть мелким?

Однажды мне в руки попала книга архиепископа Иоанна Шаховского с необычным, вызывающим интерес названием: «Апокалипсис мелкого греха».

Ее автор — известный иерарх русского зарубежья. Владыка Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился в 1902 году в Москве. Его юность совпала с грозным для России временем. Он прошел Гражданскую войну, с 1920 года жил в эмиграции. В 1926 году Дмитрий принял постриг на Афоне с именем Иоанн. Пастырство его началось в Югославии. В 1946 году он уехал в Америку, служил в Лос-Анджелесе. С 1950 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Умер владыка в 1989 году, оставив потомкам светлую память о себе и свои книги.

Одной из таких книг является сборник статей об апокалипсисе, совершающемся в каждом из нас, о распространении среди православных христиан так называемых несерьезных грехов — равнодушия, лености, скуки, пренебрежения молитвой. Все это медленно отравляет, обессиливает душу и порождает одиночество, уныние, потерю смысла жизни, заслоняя собой Христа и отдаляя от него. Не видим мы «мелких» грехов, привыкли к ним, и они легко сталкивают нас с единственного, узкого пути к спасению, коварно подставляют ножку и принуждают к незаметному рабству. Чем «незначительный» грех отличается от большого? Своей незаметностью для самого грешника. Такой грех умеет маскироваться так, что порой мы просто не видим его.

«Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя. Успокоить себя можно, лишь противостав страсти, удержавшись от нее… нужно понять эту несомненную истину, что всякая страсть, всякая злоба есть огонь, а огонь, будь он от спички или от печи, одинаково мучителен, а порой даже смертелен для человека, касающегося его».

В главе «О смехе» автор показывает разницу между светлым и темным смехом. Едкий смех, которым осмеивают ближних, смеются над слабостями и недостатками человека, — все это, по словам владыки, симптомы болезни духа. Хорошим же, добрым смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

Не менее важна тема «О страхе», который так же, как и смех, бывает разным. Светлые страхи рождаются от страха Божия. Такой страх имеет тот, кто любит Бога и боится оскорбить его, страшится греха. Он окрыляет и вдохновляет. Темный же страх — это одиночество души, ее сиротливость. Он гнетет и обессиливает.

Рассматривая психологию обиды, автор указывает нам на то, что обидчик и обижающийся поступают неразумно, раня самих себя, злыми эмоциями разрушая свое здоровье и жизнь. И нельзя не согласиться здесь с автором в том, что «выход из этого состояния только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться».

Эта книга — небольшая по объему, но замечательная по содержанию — помогает разобраться в себе, по-новому взглянуть на свою жизнь, увидеть в ней засилье «мелкого» греха и найти в себе силы для борьбы с ним. Избавившись от этого злого рабства, мы сможем по-настоящему устремиться ко Христу.

Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 января 2017 г. 10 января ст.ст. понедельник. Седмица 32-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Святитель Григорий, епископ Нисский
Святитель Григорий, епископ Нисский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Покровске прошла литературно-музыкальная гостиная «Рождественские истории»
Все фоторепортажи