Чтобы Бог нас услышал

Чтобы Бог нас услышал Книги о нашем современнике, удивительном афонском подвижнике Паисии Cвятогорце пользуются особой любовью читателей. В России о старце узнали благодаря пятитомнику «Слова», выпущенному Издательским домом «Святая Гора». К большой радости всех почитателей этого современного подвижника не так давно вышел шестой том «Слов» старца Паисия, с которым мне посчастливилось познакомиться.

Вся жизнь — Богу и людям

Будущий старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Малой Азии, в Каппадокии, в селении Фарасы, в семье, где было еще девять детей. Из Каппадокии семья в 1924 году переселилась в Грецию. В 1945 года Арсений был призван в армию. В Греции в это время шла гражданская война. На все самые опасные задания Арсений всегда шел первым, не боясь подвергать свою жизнь опасности, когда речь шла о спасении ближнего.

Первый раз на Афоне Арсений побывал в 1950 году, а уже в 1954 году он принял рясофорный постриг в афонском монастыре Есфигмен, а спустя два года в монастыре Филофей его постригли в малую схиму с именем Паисий.

Два года — с 1962 по 1964-й — монах Паисий подвизался на Синае, после чего вновь возвратился на Афон. В 1979 году он поселился неподалеку от местечка Карей в келье Рождества Пресвятой Богородицы «Панагуда», где старца во множестве навещали люди. С восхода солнца и до самого вечера он принимал посетителей, утешал, прогонял уныние, наполняя души любовью, верой и надеждой, а по ночам читал письма и молился Богу о страждущих.

В 1988 году здоровье старца резко ухудшилось, ему сделали несколько операций, последняя — в феврале 1994 года — длилась пять часов. 12 июля 1994 года в одиннадцать часов дня cтарец Паисий отошел ко Господу.

Честные останки его почивают в Иоанно-Богословском монастыре в местечке Суроти (окрестности Салоник) — в обители, когда-то основанной по благословению старца Паисия, где он был духовником всех ее насельниц. Старец немало беседовал со своими духовными чадами, поддерживая их. Записи этих бесед легли в основу его книг.

Бесценная наука

Cам старец Паисий не оставил по себе письменного наследия. Оно создавалось буквально по крупицам: кто-то записывал слова старца на магнитофон, кто-то трепетно хранил его письма, а сестры Иоанно-Богословской обители после каждой личной беседы с отцом Паисием записывали ее содержание. Издание «Слов» стало настоящим событием в духовной жизни множества людей. Для многих старец через эти книги стал духовным путеводителем и наставником.

Новый, шестой том всецело посвящен молитве — искусству, которому старец Паисий стремился научить всех приходящих к нему людей. Он так и называется — «О молитве». Повествование построено в виде вопросов старцу и его ответов. Сложные духовные понятия он объясняет на элементарных жизненных примерах. Речь старца захватывает, она полна остроумия и доброго юмора. Как настоящий пастырь, он согревает человека теплом своего сердца так, что сам начинаешь видеть свои пороки. Простые и ясные указания о разных сторонах духовной жизни помогают утвердиться в православной вере, осознать свои заблуждения и ошибки, прибавляют решимости и дают силу терпеливо «учиться жить в Боге». Наверняка даже невоцерковленный читатель найдет в наставлениях афонского подвижника ответы на многие жизненные вопросы.

Книга состоит из семи частей, первая из которых называется «Общение с Богом». «Мы должны быть с Богом в постоянном контакте, чтобы чувствовать безопасность», — призывает нас старец. Ему больно было видеть людей, которые изнемогали, борясь лишь «своими слабыми человеческими силами», в то время как могли бы вполне попросить помощи у Бога. В этой части книги афонский подвижник учит нас, как правильно подготовиться к общению с Господом и что делать, чтобы Он слышал нас. Чтобы общаться с Богом, нужно работать «на частоте, на которой работает Бог», а частота эта — смирение и любовь, — учит нас старец.

Во второй части книги под названием «Подвиг молитвы» речь идет о препятствиях, которые мы встречаем в молитве: нерадении и развлечении. Главная цель, к которой идет человек, это соединение с Богом — обожение, чему всячески препятствует враг человеческого рода диавол, «заводя с нами беседу». Сатана настолько гнусен, что старец избегает произносить даже само его имя, называя «тангалашка» (от турецкого dangalak — недалекий, невоспитанный, невежда, тупой). Святогорец дает нам практические советы, что нужно сделать для того, чтобы «согрелось сердце и заработало в молитве».

Третья часть посвящена «нашей нежной Матери» — Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, а также святым — нашим предстателям перед Богом и защитникам. «Богородица никогда нас не оставляет, несет нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети», — делится с нами старец Паисий.

Говоря о святых, он призывает нас ничего не бояться, так как рядом с нами сильные покровители, только нужно не забывать про них и «докучать» им постоянно. И тут же поясняет: «Дело всех святых — помогать и защищать нас от напастей. Наше дело — стараться жить духовной жизнью, не огорчать Господа, зажигать лампадки святым и просить их о помощи».

Четвертая часть книги обращает наше внимание на то, что мы просим у Бога. Прошения на молитве старец учил разделять на три части: молитва о себе, о мире и об усопших. Здесь же говорится о молитве по Псалтири, которую старец называет «грозой диавола». В различных нуждах старец читал определенный псалом, следуя в этом указаниям святого Арсения Каппадокийского. Псалтирь святого Арсения и порядок ее чтения, которого придерживался старец Паисий, приводятся в приложении в конце книги.

В пятой части содержатся наставления относительно молитвы и трезвения, то есть духовного бодрствования, которое необходимо для собрания ума. Ум похож «на непослушного ребенка, который хочет постоянно шататься тут и там». Старец говорит, что нужно «его духовно обучить, приучить находиться дома, в раю, рядом с его Отцом, Богом».

В шестой части речь идет о богослужебной жизни Церкви. Здесь собраны наставления касательно участия в церковных богослужениях и правильного приготовления к участию в Таинстве Евхаристии. На вопрос о том, как лучше подготовиться к Святому Причастию, старец отвечает: «Часто человек думает, что готов причащаться, а в действительности не готов; а в другой раз считает себя неготовым и вот тогда-то готов. Лучшая подготовка — это смиренный подход, сокрушение и любочестие».

Седьмая и последняя часть книги посвящена славословию Бога. Старец советовал как можно чаще совершать «сердечное славословие с радостью и благодарением», и особенно после исполнения каждого нашего прошения. А тем, кто пока не знает, как стяжать такое состояние, старец советует «наблюдать за собой, правильно вести себя по отношению к ближнему и иметь чувство благодарности к людям».
Также старец часто приводит примеры из собственной подвижнической жизни и рассказывает о Божественных состояниях, которые сам пережил.

Что делать, если нет крепкой веры, как полюбить молитву, каково значение четок, что делать для борьбы с навязчивыми помыслами, почему славословие Господа ценнее, чем испрашивание у Него милости? На все эти вопросы читатель найдет ответ в данной книге.

Бесспорно, это одна из тех книг, после прочтения которых на душе становится светлее, чище и по-настоящему хорошо: будто посидела рядышком с мудрым старцем, и все стало вдруг совершенно ясно и понятно. Прочтя том до конца, роднишься с мыслью, что, действительно, по словам апостола Павла все можно смочь в укрепляющем нас Христе (см.: Флп. 4, 13).

Наталия Бондаренко

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи