Монастырь-крепость на Москва-реке

Монастырь-крепость на Москва-реке

Первый монастырь Москвы — Свято-Данилов — был построен в 1282 году святым благоверным Даниилом Московским. Князь возвел его в честь своего небесного покровителя святого Даниила Столпника в пяти верстах от Кремля. Тогда это была окраина города, тихое и уединенное место на берегу Москва-реки. Сегодня спокойной жизнь в этой древней иноческой обители не назовешь: это центр столицы, здесь находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и одно из важнейших Синодальных учреждений — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Территория монастыря открыта и для паломников — ежедневно его посещают несколько сотен человек.

Князь-миротворец

17 марта Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Даниила Московского. Князь-миротворец, именно он положил начало строительству русской государственности и объединению русских земель в мощную державу вокруг столицы. Причем смог это сделать, не проливая кровь в братоубийственных междоусобных войнах. Даровать мир нашей стране — именно об этом просим мы сегодня, обращаясь с молитвой ко святому князю.

Родился Даниил Московский во Владимире — столице северо-восточной Руси — в 1261 году. Его родители — благоверный князь Александр Невский и праведная Васса — прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Но своего отца Даниил почти не знал — тот умер, совершая поездку в Золотую Орду, когда мальчику не было и двух лет.

Младший из четырех сыновей великого князя, Даниил получил скромное наследство — захудалый в те времена Московский удел. Но он сумел укрепить и увеличить маленькое и незавидное княжество, не прибегая к насилию и обману.

Нестяжание, стремление к единению и миру, милосердие и братолюбие были основными качествами его характера. Об этом говорят исторические факты: в 1293 году брат Даниила великий князь Андрей вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь и подошел к Москве. Сил дать отпор не было, и благоверный князь решил не вступать в бой, чтобы спасти народ от гибели. Переживая тяготы разорения и отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата, но сумел избежать кровопролития.

Единственная битва, в которой принял участие князь Даниил, был поход против рязанского князя Константина в 1300 году — тот, призвав на помощь татар, хотел напасть на земли Московского княжества. Святой Даниил разбил войско рязанского князя и взял Константина в плен. Но не стал забирать землю побежденного, как это было принято в те времена, а самого пленника содержал с честью, пока не было заключено перемирие.

Его княжество приумножилось мирным путем: после смерти его племянника, благочестивого переяславского князя Иоанна, к Московскому княжеству отошел Переяславль-Залесский. Это был богатый, сильный и хорошо укрепленный город, первый после Ростова по числу жителей. И это присоединение сыграло большую роль в усилении Московского княжества.

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Перед смертью он, как и его отец, принял великую схиму и завещал похоронить себя в Даниловом монастыре, но не в церкви, где погребали знатных людей, а на братском погосте среди простых монахов.

Историки называют Даниила первым московским князем, родоначальником новой династии. Уже при его старшем сыне, Иване Калите, Москва получает ярлык на великое княжение, и до того неприметный город становится столицей городов русских вплоть до правления Петра Первого.

От забвения к величию

Основанная Даниилом Московским обитель разделила с городом его историю. Не раз была разграбляема и разоряема во время нашествий, горела в пожарах, но каждый раз возрождалась.

В 1330 году Иван Калита перевел отцовский монастырь за неприступные стены Кремля с тем, чтобы защитить обитель от набегов, где она получила новое освящение и стала именоваться Спасо-Преображенским монастырем (в 1490 году, при Иване III, он был перемещен на Крутицкий холм над Москва-рекой, став впоследствии известным Новоспасским московским монастырем).

Старая же замоскворечная обитель с могилой князя Даниила постепенно пустела и со временем стала именоваться Даниловским сельцом. Княжеская гробница на несколько десятков лет была заброшена. Только при Иване III князь Даниил Московский получает особое почитание. Согласно преданию, на монастырское кладбище верхом на лошади заехал боярин. На замечание о том, что это место не должно быть попираемо, так как здесь похоронен князь, он дерзко ответил: «Да мало ли здесь князей похоронено». Конь в то же мгновение сбросил всадника с седла. Боярин упал и сильно повредил ногу, после чего раскаялся: по князю Даниилу велено было служить панихиды, и отношение к месту его захоронения изменилось.

В годы правления Ивана Грозного было отмечено еще одно чудесное событие — на могиле князя Даниила произошло исцеление умирающего. Узнав об этом, царь приказал проводить ежегодный крестный ход к гробнице своего предка, служить о нем панихиды, а монастырь восстановить. При нем строится храм в честь святых отцов семи Вселенских Соборов, возводятся братские кельи, территория обносится высокими стенами. Новый собор был освящен митрополитом Макарием в 1561 году.

Расположенный по дороге в столицу, монастырь стал важным звеном обороны южных рубежей Москвы. Особую роль он сыграл в отражении в 1591 году набега орды крымского хана Казы-Гирея. В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение войск царя Василия Шуйского с отрядами восставших крестьян под руководством Ивана Болотникова, которое закончилось поражением восставших.

В 1610 году самозванец Лжедмитрий II, прозванный «тушинским вором», поджег монастырь, но вскоре его вновь отстроили и обнесли кирпичной стеной с семью башнями.

В 1652 году совершилась канонизация святого Даниила. Согласно преданию, князь явился во сне царю Алексею Михайловичу, повелением которого патриарх Никон и собор епископов в присутствии государя вскрыли княжескую могилу. Так были обретены нетленные святые мощи Даниила Московского.

Новое разорение монастырю принесла война 1812 года. Тогда стены святой обители не пострадали, но все имущество и монастырские ценности были украдены.

Несмотря на это, XIX век можно считать периодом расцвета древнего Свято-Даниловского монастыря. В это время здесь были выстроены новые храмы и колокольня, церковь Святой Живоначальной Троицы, освященная святителем Филаретом (Дроздовым). Построил ее незадолго до своей смерти известный архитектор О. И. Бове. При монастыре открылись школа, богадельня и общемонастырская больница-приют для больных и престарелых монашествующих Московской епархии. Во время русско-турецкой войны здесь размещался госпиталь для раненых. Лазарет открыли в обители и в начале Первой мировой войны.

8.1.JPGНо самые тяжелые испытания ждали монастырь в ХХ веке. Одним из последних настоятелей обители был архиепископ Феодор (Поздеевский), здесь совершали богослужения священномученики митрополиты Серафим (Чичагов), Иларион (Троицкий), Трифон (Туркестанов) и другие архипастыри, прославленные в сонме священномучеников. В монастыре укрывались многие священнослужители, изгнанные большевиками и отказавшиеся принять обновленчество. На 1923 год община насчитывала более тысячи человек. Храмы всегда были переполнены молящимися — после разорения Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни и других обителей Свято-Даниловский монастырь стал духовным центром России.

В 1930 году монастырь был закрыт, мощи святого князя Даниила перенесены в приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную у стен монастыря. Богослужения в этом храме совершались до 1932 года. После так называемого «даниловского дела», когда была арестована вся старшая братия, община была разогнана, а святые мощи увезены в неизвестном направлении. Многие «даниловцы» впоследствии были расстреляны, отправлены в заключение или в ссылку.

После закрытия монастыря с колоколен были сняты все колокола. Известнейший в России, уникальный по звучанию ансамбль старинных колоколов, ценившийся как один из лучших в Москве, был продан как металлолом. В 1930 году их выкупил гражданин США и передал в Гарвардский университет.

Был уничтожен и древнейший московский некрополь, расположенный на территории монастыря, где на протяжении столетий хоронили братию и духовенство, а также представителей древних дворянских родов, купеческих фамилий и известных людей. Здесь была могила Н.В. Гоголя, его прах перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А в стенах разоренной обители разместили приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.

Последний стал первым

Последний из закрытых, Свято-Даниловский монастырь стал первым восстановленным в Москве. Приказ о передаче его Патриархии в 1982 году за несколько дней до своей смерти подписал лично Л. И. Брежнев. Но исполнен он был лишь в 1983 году.

Новость об открытии монастыря облетела столицу, сюда стали приносить все, что долгие годы под страхом ареста хранилось в семьях потомков его прихожан, – иконы, церковную утварь, облачения.

Древние интерьеры восстанавливались по старинным фотографиям – от прежнего убранства ничего не осталось. Были уничтожены иконостасы и внутренний декор зданий и храмов, изуродованы наружные архитектурные детали, полностью перестроены главные соборы.

Работы по восстановлению монастыря длились более 5 лет, и в 1988 году обитель стала центром торжеств, посвященных празднованию тысячелетия Крещения Руси — здесь собралось более 10 тысяч человек. Сегодня об этом историческом событии напоминают надкладезная часовня и памятник святому равноапостольному князю Владимиру. На месте монастырского некрополя установлена часовня.

В 2008 году в монастыре произошло еще одно историческое событие — в обитель из Гарварда возвратился полностью сохраненный ансамбль колоколов Свято-Данилова монастыря.

В настоящее время обители возвращен облик, исторически сложившийся в XVII–XIX веках. Восстановлен древнейший из храмов монастыря – храм святых отцов семи Вселенских Соборов. После реставрации в храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Отреставрирован Троицкий собор – самый большой храм монастыря. Его интерьер воссоздан в виде, близком к первоначальному. Также в монастыре восстановлена надвратная церковь преподобного Симеона Столпника (1732 г.), построены заново церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобного Серафима Саровского.

Главными святынями монастыря являются частицы мощей святого князя Даниила. Ковчег со святыней, принадлежавший архиепископу Феодору (Поздеевскому), был сохранен его духовными чадами и вывезен в США. После открытия обители передан митрополитом всей Америки Феодосием (Лазором) и пребывает в Троицком соборе.

Кроме этого ковчега в обители хранится частица мощей, помещенная в икону святого князя Даниила. Этот образ — один из самых почитаемых в обители — находится в Покровской церкви. Обычно перед ним совершаются монашеские постриги. В монастырь была передана еще одна частица мощей святого, которую сохранили профессор И. Е. Аничков, академик Д. С. Лихачев и протоиерей Иоанн Мейендорф. В настоящее время она находится в храме святых отцов семи Вселенских Соборов в раке с резной деревянной сенью.

Во времена князя Даниила монастырь был южным форпостом Москвы. В духовном смысле он остается таковым и в наши дни.

Ольга Новикова

* * *

Паломникам

Адрес монастыря: Москва, улица Даниловский Вал, дом 22. Добраться можно пешком со станции метро Тульская. Выйдя из метро, пройти вдоль Большой Тульской улицы до площади Серпуховской Заставы. Затем повернуть направо на улицу Даниловский Вал и идти вдоль трамвайных путей до святых ворот Даниловского монастыря.

От станции метро «Павелецкая» ехать на любом трамвае до остановки «Свято-Данилов монастырь».



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи