Парящие

Парящие

Есть на земле удивительные места, где от непостижимого сочетания красоты природной и рукотворной захватывает дух. Метеоры — уникальный геологический феномен центральной Греции, горная «монашеская республика», где шесть действующих обителей чудным образом приютились на вершинах 600-метровых скал.

Чудо природы

Эти скалы образовались более 60 миллионов лет назад и когда-то были каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. — «парящие в воздухе»).

По преданию, первые отшельники обосновались здесь задолго до X века. Они поднимались на огромные скалы с помощью веревок и выступов без страховки, как скалолазы, используя естественные выступы и щели на скалах. Когда образовались первые братства с общим кровом, тогда стали строить жилища, организовывать пункты подъема в монастыри. Нередко это была спускающаяся вдоль скалы веревка с привязанной корзиной-сеткой. В ней поднимали и строительные материалы, и людей.

Подъем был небезопасен, потому что дули сильные ветра. Веревка раскачивалась, иногда рвалась, и были смертельные исходы. В 1922 году в скалах прорубили крутые ступени, но старинные механизмы по-прежнему служат монастырям. С помощью лебедки наверх доставляют продукты, тяжелые грузы и строительные материалы.

Начало начал

Первую организованную монашескую киновию в 1340 году основал преподобный Афанасий Метеорский, покинувший Святую Гору Афон во время грабительских набегов турок. Именно он дал этим скалам название «Метеоры». Собрав 14 монахов из близлежащей округи, он поднялся на «Платис Литос» (с греч. «широкий камень») — гигантскую скалу высотой 613 м над уровнем моря, чтобы начать поистине грандиозное для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великая Метеора». Этот благочестивый монах определил правила и поведение, которым должны были следовать насельники, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах.

Строительство каждого из этих монастырей длилось в среднем около 50 лет.

Почему же они поднимались на эти скалы? Разве нельзя было построить монастыри в другом месте, не подвергая себя таким лишениям и опасностям? «Мы находимся между небом и землей. Здесь мы чуть ближе к Господу. Метеоры с их суровым ландшафтом и неприступными скалами — одно из лучших отшельнических мест в мире. Оно помогает человеку соединиться с Господом через молитву и уединение», — отвечает на этот вопрос игумен Венедикт, настоятель монастыря во имя преподобного Варлаама, живущий здесь уже двадцать лет.

Поднебесные обители

К сожалению, со временем большая часть монастырского комплекса Метеор была разграблена и осквернена. В итоге до наших дней сохранилось всего лишь шесть из двадцати четырех ранее существовавших обителей. Монастыри «Великая Метеора» (другое название — Преображения Господня), во имя преподобного Варлаама (Всех Святых), Святой Троицы, во имя святого Николая Анапавсаса являются мужскими. Монастыри во имя святого Стефана и святой Варвары — женскими.

Монастырь "Великая Метеора"Путь к монастырю «Великая Метеора» состоит из 195 ступенек. Главный собор монастыря — Преображенский храм — типичный образец византийского храма с двенадцатигранным куполом, построенный на самой высокой скале.

Поскольку сербский император Иоанн Урош Палеолог после пострига в монахи завещал все свое состояние обители, «Великая Метеора» стал самым богатым и известным из всех монастырей Метеор.

Внутри собора хранятся мощи его основателей — преподобных Афанасия и Иоасафа. Также одними из важнейших ценностей монастыря являются: относящаяся к XIV веку расшитая плащаница, часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога, двустворчатая икона Богоматери, греческая рукопись IX века.

Рядом с «Великой Метеорой» в XIV веке появился монастырь святого Варлаама. Он назван в честь его основателя — схимника Варлаама, построившего на вершине скалы небольшую церковь Всех Святых. Святой Варлаам прожил здесь до конца жизни в полном монастырь преподобного Варлаамаодиночестве. После его кончины церковь медленно начала разрушаться. В 1517 году из монастыря «Великая Метеора» два брата — Феофан и Нектарий — поднялись на скалу, чтобы восстановить полуразрушенную церковь. Позже к ним присоединились еще 28 монахов.

Сегодня, ступив на территорию монастыря, мы попадаем в красивейший сад, полный цветущих плодовых деревьев. В обители находится большая коллекция реликвий: рукописей, резных деревянных крестов, икон и вышитых золотом плащаниц.

Монастырь святого Николая Анапавсаса располагается в самом начале комплекса Метеоров. По преданию, строителем церкви был некий монах Никанор Анапавсас, давший впоследствии название всему монастырю. В исторических источниках монастырь святого Николая впервые упоминается в 1392 году. Расположен он на небольшой по площади скале. Это вынудило монахов размещать монастырские постройки несколькими уровнями, что, по сути, напоминает лабиринт.

Первый уровень занимает крошечная церковь святого Антония. Площадь ее алтаря всего 4 кв. м., что позволяет вмещать лишь одного священнослужителя. На втором уровне расположился собор во имя святого Николая — главная монастырская постройка. Он возведен в середине XVI века, о чем свидетельствует надпись при входе. Третий уровень отведен под кельи, трапезную, в которой принимают почетных гостей, небольшую церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи и монастырский склеп.

С началом ХХ века монастырь святого Николая опустел. Все святыни были перенесены в соседний монастырь Святой Троицы, и лишь с 1960-х годов началось возрождение монашеской жизни.

Самые завораживающие виды открываются на монастырь Святой Троицы. Он расположен на 400-метровой скале, у подножия которой в глубине лежит русло реки Пиньос и город Каламбака, а над рекой — поросшие лесом хребты горного массива Пинд. Обитель была построена в середине XV века монахом Дометием. Поднявшись вверх по 140 ступеням, у входа можно обнаружить небольшой скальный храм во имя святого Иоанна Предтечи.

Женские монастыри появились в Метеорах только после 1950 года, а до этого действовал запрет на посещение женщин. Только в годы турецкого ига и разорения женщины вошли в скальные монастыри, чтобы спасти от бесчинствующих агарян православные святыни. С тех пор женщинам было разрешено селиться на священных вершинах.

Монастырь святой Варвары располагается чуть ниже «Великого Метеора». Он был основан в 1545 году святыми Иоасафом и Максимом, двумя братьями из Эпира, которые построили его на развалинах еще более древней церкви (XIII век). Каменные стены обители кажутся естественным завершением небольшой скалы. Судьба этого монастыря похожа на судьбы своих собратьев: он неоднократно расхищался, приходил в упадок. Последний кризис произошел в 1940 году, когда монастырь покинули все монахи. Однако, благодаря старице Евсевии (которая с начала 50-х годов прошлого века и на протяжении 20 лет в одиночку следила за сохранностью монастырского комплекса) монастырь удалось сохранить, и после реконструкции в нем был расположен женский монастырь.

В обители хранится честная глава святой великомученицы Варвары. А также монастырь славится своими росписями, которые датируются 1560 годом и лишь на 30 лет младше самих монастырских стен.

Женский монастырь святого Стефана сегодня выполняет функции просветительского центра: в бывшей трапезной открыт музей монастырских драгоценностей (здесь можно увидеть рукопись Божественной литургии 1404 года, дискос с потиром 1631 года, множество икон XVII–XVIII веков), а в подсобных помещениях устраивают выставки, концерты церковной музыки, читают лекции по иконографии. Располагается он на огромной легкодоступной скале, к которой проложен восьмиметровый пешеходный мост.

Вплоть до середины прошлого века монастырь был мужским, но к 1960-м годам он почти опустел, и было принято решение преобразовать обитель в женскую.

«Мы не оставим своих святых»

Каждый из этих монастырей сам по себе является чудом. Глядя на эти строения с балконами и внешними карнизами, венчающие вершины громадных скал, возвышающихся между ущельями, сложно представить, как обычные люди могли все это построить фактически голыми руками. На неприступных скалах монахи отстроили не только монастыри. Они разбили здесь огороды, где выращивают овощи и фрукты и даже содержат пасеку.

Монашеское государство Метеор — второе по значимости после Афона в Греции. Оно вызывает огромный интерес у сотен тысяч туристов, ежегодно посещающих это удивительное творение природы и рук человеческих. Вереница любопытствующих мирян тянется к вершинам скал с утра до вечера, принося с собой суету и праздность мирской жизни. Конечно, это нарушает строгость и уединенность монашеской жизни, однако насельники монастырей относятся к этому спокойно, с надеждой называя себя «миссионерами»: «Мы пытаемся дать людям ту поддержку, за которой они приезжают сюда со всего мира, и то духовное вдохновение, которого они ищут. Наше присутствие здесь сегодня — это своего рода проповедь. Проповедь примером нашей собственной жизни. Конечно же, нам больше хотелось бы жить в тишине и одиночестве, как на Афоне или в других уединенных монастырях, но если мы уйдем отсюда, наши святые будут преданы забвению, и люди уже не будут поклоняться здесь Богу. Мы не оставим своих святых. Это наш крест и наше благословение».

Насельники Метеор и сейчас живут по строгому Афонскому уставу, причащаются два раза в неделю, оливковое масло вкушают только в воскресенье и праздники. В пять часов вечера туристы покидают Метеоры, после чего монахи наконец остаются наедине с собой и с Создателем, непрерывно творя внутреннюю молитву. И о нашем спасении тоже.

Подготовила Наталия Комиссарова

 


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи