Жемчужина Костомарово

Жемчужина Костомарово

В 150 километрах к югу от Воронежа, в местечке Костомарово расположена Спасская женская обитель — один из древнейших русских монастырей. Посетить это красивое и необычное место поможет паломническая служба Покровской епархии.


Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств.

Пейзаж вокруг обители называют Новым Иерусалимом, сравнивая из-за схожести местного ландшафта со Святой Землей, здесь даже есть своя гора Голгофа и Гефсиманский сад.

Собор Спаса Нерукотворного образа покоится на двенадцати огромных меловых колоннах. Храм строился в три захода: в XII, XVI–XVII и XVIII–XIX веках. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при необходимости мог выдержать длительную осаду. Своды этого храма опираются на восемь четырехугольных колонн, делящих основной объем на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Большая часть храма находится глубоко в толще меловой горы. Огромная «Пещера покаяния» длиной 220 м до революции была местом, куда на исповедь отправляли самых законченных грешников. Узкие своды пещеры, низкие потолки и длинный пещерный коридор, в нишах которого стояли иконы и горели свечи, помогали паломнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету. С каждым шагом потолок становится все ниже. Таким образом, в келью к старцу грешник попадал, согнувшись в глубоком поклоне. На исповедовавшегося в некоторых случаях накладывалась епитимия — чаще всего он выполнял физическую работу при храме. Внутренние помещения храма настолько обширны, что могут вместить 2000 человек.

Спасская обитель, собор Спаса НерукотворногоБольшинство монастырских икон было уничтожено во времена советской власти. Часть из них закоптили, икона Божией Матери «Валаамская» была расстреляна. На иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в святые лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом. В конце 2001 года икона, написанная на металле, размером в человеческий рост, закровоточила.

В стенах святыни были высечены небольшие кельи для монахов-затворников. Все их общение с внешним миром проходило через узкое маленькое окошечко. Там же есть келья некоего затворника-столпника, который всю свою затворническую жизнь провел стоя, прикрепляя себя к стене цепями или веревками. Всего же пещер в меловых холмах, относящихся непосредственно к монастырю, восемь.

С приходом советской власти храм со всеми Костомаровскими пещерами был закрыт. Последнего из отшельников, жившего в «Пещере покаяния», расстреляли в 1937 году прямо на месте принятия исповеди.

В июне 1997 года монастырь был возвращен Церкви и возобновлен как женский. Чудесные явления здесь в порядке вещей. После разгрома монастыря исчезла Плащаница Божией Матери, но от места, где она лежала, с тех пор идет тонкое благоухание. Также, после завершения строительства храма, происходили чудесные случаи явления преподобного Серафима Саровского.

За минувшие полтора десятилетия были полностью восстановлены пещерные храмы, в которых проводятся богослужения, построены храм в честь иконы Матери Божией «Взыскание погибших», три новых корпуса и хозяйственные помещения. Монастырь имеет гостиницу для размещения паломнических групп на 70 мест.

В обитель идет непрестанный поток паломников. По словам матушки-настоятельницы, однажды обитель посетил некий американский ученый. Осмотрев пещеры и другие святыни монастыря, он расплакался как ребенок, сказав: «Русские не знают, какая у них есть жемчужина».

Подготовила Наталия Комиссарова


Паломнику

Дорогие братья и сестры! Появилась возможность отправиться в паломническую поездку из следующих районных центров нашей епархии: Балаково, Красный Кут, Ершов, Маркс, Степное, Советское.


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи