Обитель в Шамордино

Обитель в Шамордино

В маршрутах, которые предлагает Паломническая служба Покровской епархии, один из пунктов — Шамордино. Не всем известно это место, где недалеко от деревни с таким интересным названием находится женский монастырь. Здесь богослужение начинается в три часа утра, здесь сестры трудятся на самых различных послушаниях, не забывая, что главное для них — молитва. И здесь свято чтут заветы и наставления основателя обители.


Казанская Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордине, устроена молитвами и трудами преподобного Амвросия Оптинского в 1884 году. Известный всей России старец, как чадолюбивый отец, собирал в свою обитель сирот, бедных вдов, убогих и обездоленных женщин, не имеющих возможности поступить ни в какой другой монастырь. Покой и утешение находили здесь и многие состоятельные, образованные женщины из дворянского и купеческого сословий.

Первой настоятельницей Шамординской обители стала схимонахиня София (Болотова) — верная послушница и помощница старца Амвросия. Ее стараниями были основаны богадельня и детский приют, положено начало живописной, золотошвейной мастерских. Епископ Трифон (Туркестанов), в 1884–1888 годах бывший послушником в Оптиной пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, писал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: деревянный дом с домашней церковью да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а между тем население общины с каждым днем все увеличивалось. Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) — больных, увечных, неспособных ни к какому труду. <…> Население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями <…>. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители…».

После кончины игуменьи преподобный Амвросий сказал: «Мать София свята!». В 1987 году она была прославлена как местночтимая в Соборе Тульских святых.

В скором времени монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия в 1923 году.

После долгого разорения и запустения в марте 1990 года в обители возобновилась монашеская жизнь. Восстановление монастырского архитектурного ансамбля началось с освящения первого храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» 27 мая 1990 года. В этот же день в сан игумении возвели первую настоятельницу матушку Никону (Перетягину). Она посвятила возрождению монастыря все свои силы. Матушка Никона отошла ко Господу на следующий день после празднования 22-летия возрождения Шамординской обители.

В настоящее время на территории обители действуют несколько храмов. Главный из них — храм в честь Казанской иконы Божией Матери — построен по благословению преподобного Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда. Величественный, пятнадцатиглавый собор выполнен в «русском стиле» — с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде — стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление.

Икона «Преподобные Амвросий Оптинский и София Шамординская»Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной вышивают плащаницы и хоругви.

Особое отношение в монастыре к храму во имя преподобного Амвросия Оптинского. В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в котором, приезжая в обитель, жил старец. В этом доме преподобный Амвросий отошел ко Господу 23 октября 1891 года. После его смерти стараниями духовного чада С. В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. С возобновлением монашеской жизни здесь был устроен храм, освященный во имя его бывшего жильца — преподобного Амвросия — в 1996 году.

От Троицкого храма вниз, в сторону реки Серены, ведет лестница к святому источнику с купальней, освященному в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Рядом находятся еще два источника: в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Паломники, приезжающие в обитель, посещают эти святые источники и по вере получают исцеления.

В обители ежедневно совершают многочасовое уставное богослужение, сестры читают Псалтирь и акафисты. Насельницы обители несут послушания в разных мастерских, пекут просфоры, выпекают свой хлеб. Трудятся на пчельне, скотном дворе, огородах. Сестры, сами питаясь от своих трудов, кормят гостей и паломников обители, среди которых дети из многодетных и малоимущих семей, а также дети-инвалиды. А многочисленные паломники могут прикоснуться к повседневной жизни обители, основанной великим Оптинским старцем.

Подготовила Марина Шмелева



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи