Крепость, приплывшая на ладье

Крепость, приплывшая на ладье Герб Свияжска, с которым мы начали знакомиться в одном из прошлых номеров нашей газеты, отражает самую суть. Чудесный град действительно прибыл к границам Казанского ханства по воде и стал средоточием православной веры, культуры и Божественной благодати. Поклониться святыням благословенной земли могут и верующие Покровской епархии в составе группы паломнической службы.

В 1957 году Куйбышевское водохранилище скрыло села, деревни и города. Непотопляемый Свияжск стал рукотворным островом. До него добрались на пароме. Дорогу проложили около 10 лет назад. Но чем дальше Свияжск от мира, тем лучше: сохранились дореволюционные названия улиц и строения XVI–XX веков.

На острове несколько обителей. Не только Богородице-Успенская (1555). Еще Иоанно-Предтеченская (конец XVI века). Ее постройки утрачены из-за пожаров. В некоторых источниках обитель называют Рождественской. Она не имела владений, жила скромно, на подаяния. После пожара 1795 года получила здания недействующего Троице-Сергиевского монастыря. Начался ее подъем. В начале XX века здесь трудились 400 монахинь и послушниц.

Древнейший храм монастыря – Свято-Троицкий (1551). Единственный памятник, оставшийся от деревянного города. Храм сплавили по Волге, воины князя П.С. Серебряного-Оболенского собрали его без единого гвоздя за один день. Спешили к Троице. Царь Иван Грозный хотел отслужить молебен перед строительством города и походом на Казань именно в этот день. Облик храма изменился. В годы безбожия резной иконостас опустел – иконы XVI–XVII веков вывезли в музеи. Зато сохранились деревянные скульптурные изображения Спасителя, апостолов, более характерные для Русского Севера, чем для Поволжья.

С 1898 по 1906 год под руководством архитектора Ф.Н. Малиновского в монастыре строили собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Невероятный масштаб, нововизантийский стиль, прекрасная акустика и росписи – личные сбережения в собор вложили настоятельница монахиня Апфия (Юмина) и московский меценат С.С. Мечников. Сейчас обитель и ее храмы – подворье мужского Свияжского Успенского монастыря.
 
Давно прекратил существование Троице-Сергиевский монастырь. Но в нем есть на что посмотреть. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1604) – редкий тип одностолпного трапезного храма. На крытой паперти – большой фресковый сюжет: Ветхозаветная Троица с предстоящими святыми Сергием Радонежским и Александром Свирским. Точная увеличенная копия «Троицы» Андрея Рублева. Главная святыня, благословлявшая монастырь, – чудотворная икона преподобного Сергия – тоже уцелела, но находится в Казани. На территории возвышается башня-часовня (1901) во имя святых царственных страстотерпцев, а на берегу – храм во имя равноапостольных царя Константина и царицы Елены (XVII). Он встречает и провожает паломников. Открывает красоту, созданную Богом и человеком. Поруганную злом и смертью. В годы советских политических репрессий Свияжск был местом ссылки. У центральной площади в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армии, расстреливая каждого десятого.

В том же году, 9 августа, убит последний настоятель Успенского монастыря священномученик Амвросий (Гудко), включенный в Собор новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. По Свияжску прокатилась волна закрытия и разорения храмов. Вместо Никольского (1734), Тихвинского (1735), Благовещенского (1755) храмов, собора в честь Рождества Богородицы (1567) – руины и кресты. Раку с мощами святителя Германа вскрыли. Осквернения верующие не допустили, спрятав святыню в Казани. Кельи превратились в тюремные камеры и палаты психбольницы, в том числе для малолетних и инвалидов Великой Отечественной войны. Высокие ограды монастырей – в «последнюю стенку». С 1937 по 1948 год в колонии погибло 5000 человек. Рядом с Успенским монастырем – памятник жертвам репрессий. Установлен в 2010 году после обнаружения массового захоронения, относящегося к 1940-м годам. Судя по останкам, люди умерли от болезней и голода, некоторые были расстреляны.

Познакомиться с историей острова можно в одноименном музее. Самое интересное – экспозиция, посвященная мученику Христофору Ликийскому. Свияжская иконописная традиция изображает его не с собачьей, как было принято, а лошадиной головой. Это видно на иконах и фреске в Успенском соборе. Синаксари указывают, что облик мученика – символическое понимание его свирепости в языческий период. Есть и другие версии. Но как бы ни было, в 1722 году Святейший Синод запретил «противные естеству, истории и истине» изображения мученика – многие из них уничтожили.

Древний монастырский комплекс возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году, кроме небольшой части, вошедшей в музей-заповедник. Служба возобновилась, простор наполняет звон одиноких колоколен. Когда-нибудь Свияжск восстанет в своем великолепии – распахнет для священства, насельников и мирян двери трех обителей с утраченными и уцелевшими храмами. Потому что Свияжск – святыня.

Дарья Хохлова




Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 октября 2017 г. 8 октября ст.ст. суббота. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 5, 27-32). "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи