Форпост веры

Форпост веры

Когда речь заходит о паломничестве, мы часто представляем себе либо пустынную тихую обитель, либо, напротив, прославленный монастырь где-нибудь в центре страны, либо путешествие к святыням дальних стран. И не все знают, сколько великих святынь хранится в храмах и монастырях нашей столицы, о скольких славных и грустных страницах нашей истории они могут поведать внимательному паломнику. Многие едут в Москву, чтобы повидать близких или решить рабочие вопросы, а мы предлагаем вам отправиться туда в паломничество.



«Богородица Милостивая»


Я давно хотела посетить древнюю Донскую обитель. В первый день осени здесь отмечали престольный праздник.

Монастырь, основанный в честь Донской иконы Божией Матери, хорошо заметен издалека. Высокие, похожие на кремлевские, стены с узкими бойницами, старинные красавицы-башни, ожидающие реставрации, крепкие кованые ворота — не монастырь, а крепость. Форпост веры в центре столицы.

Построен Донской ставропигиальный мужской монастырь в память чудесного избавления Москвы от крымских татар в 1589 году — по свидетельству летописцев, вражеское войско обратилось в бегство вскоре после того, как вокруг города был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери. Заступничеству Пресвятой Богородицы Москва не раз была обязана своим спасением, и в благодарность наши предки всегда строили храмы или монастыри.

По преданию, Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком, и преподобный Сергий Радонежский благословил ею князя Дмитрия Донского на легендарную Куликовскую битву. В летописи монастыря об этом не сказано, говорится лишь, что икона находилась во время битвы в казачьем стане и после победы была принесена донскими казаками в дар князю. Казаки считают Донской монастырь «своим», большие кованые ворота на входе в обитель — как свидетельствует памятная табличка — дар Донского казачьего войска монастырю, а 1 сентября, день празднования Донской иконы Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 2010 года считается днем всего русского казачества.

К Донской иконе прибегали не только в годы тяжелых испытаний и исторических потрясений — после молитв перед ней совершались многочисленные чудеса и в обычной, так сказать, повседневной жизни. Многие, обращающиеся к Божией Матери с верой, получали помощь по своим прошениям, и не случайно этот образ в народе называли «Богородица Милостивая». И стоит лишь взглянуть на образ, чтобы понять, почему — настолько добрые и понимающие глаза смотрят на тебя с иконы.

В ХХ веке этот чудотворный образ оказался в Третьяковской галерее, где и пребывает по сей день. Только раз в год икона покидает стены музея — в честь престольного праздника ее приносят в Донскую обитель. Этого дня здесь ждут особенно, несмотря на то, что в самой обители пребывает не менее древний список с этого образа, поклониться «той самой» иконе ежегодно приходит множество паломников.

В честь праздника в Большом соборе служится молебен с акафистом Донской иконе, возле самой святыни выстраивается почетный казачий караул. Строительные леса внутри Большого собора не мешают разглядеть необыкновенной красоты семиярусный иконостас — древний, чудом уцелевший в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Донской обители повезло, в советское время здесь располагался музей архитектуры, благодаря чему монастырь избежал разрушения.

Храмы обители

Поклонившись иконе, мы проходим к мощам Патриарха Тихона. После ареста горячо любимого народом первосвятителя большевиками в 1922 году Донской монастырь стал местом его заточения. Здесь он и скончался в 1925 году. Обретение его мощей стало событием огромной важности — долгое время они считались утраченными, так как никто не мог достоверно утверждать, где именно похоронен всероссийский патриарх. Верующие боялись, что над его телом будет совершено надругательство, поэтому соорудили ложный склеп — настоящий гроб с телом святителя был обнаружен лишь после пожара, который в 1991 году в Малом соборе совершил неизвестный злоумышленник. История чудесного обретения мощей подробно описана в книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

Кроме Большого собора для посещения паломниками открыт также Малый собор монастыря, здесь находится уникальная мироваренная печь — раз в четыре года в Великий Четверг Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает здесь чин варения святого мира, которое отсюда развозят по всем храмам и монастырям. Остальные храмы находятся на закрытой территории, так как богослужения в них по сложившейся монастырской традиции совершаются лишь в дни престольных праздников.


Боль и слава России

Отдельное слово нужно сказать о некрополе Донского монастыря — здесь нашли упокоение известные писатели и поэты, представители княжеских и купеческих родов. Надгробия Волконских, Долгоруковых, Нарышкиных, Пушкиных — в Донском похоронены бабушка, дядя, тетки, брат и сестра поэта, умершие в младенчестве. В усыпальнице Салтыковых есть могила печально известной помещицы Салтычихи, в фамильном склепе князей Голицыных покоится Н. П. Голицына, ставшая прототипом Пиковой дамы, П. Чаадаев завещал похоронить себя у подножия могилы его возлюбленной Дуни Норовой, ставшей прообразом Татьяны Лариной.

Над замшелыми склепами-усыпальницами представителей древних дворянских фамилий склонились мраморные изваяния, и кое-где уже не разобрать ни имен, ни фамилий погребенных здесь. Есть и вовсе безымянные памятники — в советские годы в Донской монастырь свозили надгробия с уничтожаемых московских кладбищ. Сюда привезли и чудом сохранившиеся после взрыва горельефы старого Храма Христа Спасителя — их можно увидеть на территории монастыря, и они до сих пор впечатляют красотой и мастерством исполнения.

В начале нашего века на монастырском кладбище были перезахоронены останки генералов Белой гвардии А. И. Деникина и В. О. Каппеля. На родной земле мечтал упокоиться и писатель Иван Шмелев, в его книге «Лето Господне» есть описание и старинного монастырского кладбища, и праздника в честь Донской иконы Божией Матери — в этот день из Кремля совершался крестный ход с чудотворным образом, который встречала вся Москва. Его воля была исполнена в 2000 году, когда прах писателя был перенесен из Парижа на Донское кладбище.

Горят свечи на могилах насельника Донского монастыря архимандрита Даниила (Сарычева) и писателя Александра Солженицына. Сюда также приходит множество людей.

На могиле философа И. А. Ильина стоит рамка со словами Ивана Бунина: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…». Писатель был прав, мы не можем себе представить ту, великую Россию, но здесь, на Донском кладбище, мы можем поклониться памяти тех, кто составлял ее славу.

Ольга Новикова

* * *

Паломникам

Адрес Донского монастыря: Москва, Донская площадь, 1–3, метро «Шаболовская». По улице Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем вдоль монастырской стены до главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи