Обитель на Сольбе

Обитель на Сольбе

Для чего мы едем в паломничество по монастырям? Чтобы помолиться у чудотворных икон, поклониться мощам святых угодников Божиих, отдохнуть душой, прикоснувшись к святыням. А еще – чтобы увидеть иную, иноческую жизнь, такую непохожую на нашу мирскую, с вечными житейскими проблемами и изматывающей суетой. Потребность в этом велика – число паломников не иссякает, и монастыри открывают свои двери всем, приезжающим сюда за помощью и утешением.


Радушно встречают гостей в Николо-Сольбинской женской обители, что в Ярославской области. Ее современной истории, как и истории большинства разоренных в годы гонений и возрождающихся в наши дни православных монастырей, – менее двух десятков лет. Побывав здесь, в очередной раз убеждаешься, что для Бога нет ничего невозможного.

Позади осталась дымящая во все трубы Москва, бурный автомобильный поток МКАДа, до ряби в глазах мелькающего пестрыми рекламными щитами. Дорога в Ярославскую область идет через Сергиев Посад. Вот и Троице-Сергиева Лавра. Идешь, нет, бежишь за благословением к преподобному Сергию. Здесь вовсю стучат молотки — завершаются реставрационные работы: в этом году Лавра будет принимать гостей и паломников со всего мира для празднования 700-летия игумена земли Русской. Здесь бьется сердце православной России. Но наш путь лежит дальше.

Читаешь дорожные указатели и слышишь дыхание истории: Углич, Кашин, Калязин, Ростов, Переславль-Залесский. Серая асфальтная лента недолго петляет между полуразвалившихся деревянных избушек и модных новоделов «под старину», уводит в глушь, в темную хвойную чащу, высоким частоколом закрывающую от посторонних глаз место молитвенного уединения насельниц Николо-Сольбинской обители. Но вот деревья расступаются, и перед глазами вырастают величественные белокаменные стены похожего на крепость монастыря.

Через святые врата с надвратной Свято-Никольской церковью проходим на ухоженный просторный двор к стоящему в его центре Успенскому храму — мы приехали к концу службы и едва-едва успеваем написать записочки на панихиду. После богослужения нас встречает монахиня Евпраксия и ведет на экскурсию, рассказывая историю монастыря.

Мы узнаем, что старинный Успенский храм – единственный уцелевший от прежней обители. Неизвестно точно, в каком году на берегах Сольбы, небольшой извилистой речки, затерянной в дремучих лесах, поселились первые монахи (слово «солба» в переводе с финно-угорского означает «живая вода»). Но уже в XV веке неподалеку от того места, где сейчас стоит обитель, был Никольский мужской монастырь. Предполагают, что подобно другим монастырям, расположенным недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, он мог быть основан одним из учеников Преподобного — в пользу этого свидетельствует и то, что на святых вратах обители с одной стороны находился образ святителя Николая Чудотворца, а с другой — святого Сергия. В Смутное время монастырь был полностью разорен поляками и возрожден спустя почти сто лет на том самом месте, где он находится сегодня.

В 1731 году здесь была построена каменная церковь Успения Божией Матери, а в начале XX века Сольбинская пустынь была преобразована в женскую обитель, на этот же период приходится и время ее расцвета – к 1914 году здесь числилось 115 насельниц. Монастырь был любим в народе — на «зимнего» и «вешнего» Николу сюда стекались тысячи богомольцев. Особо почитаемой святыней считалась древняя икона святителя Николая. Во время мора, засухи и других бед монашествующие обходили с ней крестными ходами близлежащие селения, и по молитвам скорого на помощь угодника Божиего беды отступали.

После революции монастырь был закрыт и разграблен, старинная икона утрачена. Успенский храм недолгое время оставался действующим. В 1937 году один за другим были расстреляны три его последних настоятеля. Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря верными принесенным обетам, были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

На территории обители устроили лечебницу для душевнобольных, что довершило ее разорение. Местные жители обходили ее стороной. В 1994 году Церкви было возвращено обезображенное здание храма, полуразрушенный келейный корпус и территория, заваленная больничным хламом, с ютившимися в развалинах бомжами.

Матушка Еротиида и сестры первую зиму жили без отопления, телефонной связи, транспорта, денег. Вручную разгребали горы мусора, а чтобы прокормиться, по весне стали выращивать кабачки. Но с самых первых дней в обители ежедневно совершались богослужения, насельницы исполняли монашеское правило и послушания, обходили обитель крестным ходом.

Возрождать обитель в самом начале помогал родной брат матушки, в то время насельник Троице-Сергиевой Лавры, а ныне Епископ Бишкекский и Киргизский Феодосий. Он служил в монастыре, приезжая сюда из Лавры, помогал на стройке, в других хозяйственных делах. К первому престольному празднику монастырю была пожертвована икона святителя Николая с частицей его святых мощей, и жизнь в обители начала восстанавливаться. Со временем у обители нашлись благотворители, при участии которых стало возможно строительство новых храмов и монастырской стены, в которой расположились келейные корпуса, приют для девочек, гостиница для паломников, трапезные — сестринская и гостевая.

8 стр 2.jpg«Удивление и восторг» – такими словами описывают паломники перемены, произошедшие на Сольбе в последние 15 лет. И действительно, глядя на белокаменный административный корпус с красавицей церковью Ксении Петербургской, на необыкновенную архитектуру храма святителя Спиридона Тримифунтского, на деревянный терем храма преподобного Сергия Радонежского и на строящиеся храмы, трудно поверить, что всего лишь несколько лет назад на этом месте была груда кирпичей. Буквально с миру по нитке сегодня возрождаются из небытия православные монастыри и зажигаются новые лампады духовной жизни. История каждого — настоящее чудо, свидетельство веры и неизменной помощи Божией.

Вместе с большой стройкой в обители шло развитие хозяйства, появилась своя молочная ферма, швейная и керамическая мастерские, а также служба скорой социальной помощи — местные жители приходят в монастырь не только за духовной поддержкой. Сестры навещают неимущих и болящих в окрестных деревнях, помогают им продуктами, большая поддержка оказывается семьям, в которых растут дети – для них покупают одежду, обувь, игрушки. Местная детвора – гости всех монастырских праздников и концертов, которые в обители не редкость после того, как здесь открылся детский приют. Сейчас в нем воспитывается 40 девочек-сирот. Для их развития созданы все условия — при монастыре открыта общеобразовательная школа, девочек учат пению, рисованию, домоводству, рукоделию, они участвуют в богослужениях, помогают сестрам на послушаниях. Во время экскурсии мы видели, как несколько старших девочек наводили порядок возле Успенской церкви, и работали все с усердием, никто не отлынивал от послушания.

А когда сестра Евпраксия показала нам гостиницу для паломников, мы пожалели, что не запланировали остаться здесь на ночь — так по-домашнему уютно были обставлены комнаты. Никаких спартанских условий, кроватей с проваленными сетками, на которых порой предлагается отдохнуть уставшему с дороги паломнику, а также тазиков и ведер вместо душа, словно призывающих «терпеть и смиряться», чтобы снискать большую благодать. Нормальные человеческие условия, и в этом тоже проявление любви и заботы о своих гостях.

Заглянули мы и в чайную «Хлеб да Соль-ба» – интересно оформленные интерьеры, красивая мебель, чистота и порядок – этим тоже запомнилось пребывание в обители. А на обед нас пригласили в гостевую трапезную. Описывать монастырскую трапезу — дело неблагодарное. Поэтому просто поверьте на слово – было очень вкусно. Да, наверное, по-другому и не может быть – большая часть продуктов, попадающих на стол, выращена или произведена в обители. Монастырский хлеб, а также творог и сметану при желании можно купить для своих домашних. А в сувенирной лавке приобрести на молитвенную память поделки из керамики или платок, изготовленный сестрами или воспитанницами приюта.

Единственное, куда мы не успели попасть, это источник – он находится за монастырской стеной – нам нужно было отправляться в обратную дорогу. Может быть, искупаемся в следующий раз.

Еще у паломников, приезжающих в Николо-Сольбинский монастырь, есть трогательная традиция – писать записочки с личными просьбами святителю Спиридону Тримифунтскому и оставлять их в храме. Конечно, это не совсем правильно — христианин не должен просить исполнения своих желаний. Но как часто бывает, вопросы кажутся неразрешимыми, тяготы – невыносимыми, а свой крест – неподъемным, и снова молишься о сиюминутном, о самом важном – на данный момент. И снова просишь – у Бога, Церкви, у святых – того, что, по твоему мнению, может ситуацию исправить. И Господь слышит – есть множество свидетельств чудесной помощи, о которой рассказывают, возвращаясь в обитель на Сольбе, благодарные паломники.

Я тоже написала такую записочку святителю Спиридону. «Письменная» молитва проще словесной — на бумаге легче выразить свои сердечные чаяния. В самом скором времени после моей поездки на Сольбу моя трудная ситуация разрешилась именно таким образом, как я того хотела, и в точности так, как просила. Однако это повлекло за собой столько новых проблем, что стало мне хорошим уроком – нужно не только просить Господа о чем-то, но и быть готовым принять просимое. Этому как раз и учат нас святые. И мне бы хотелось снова оказаться в Никольском женском монастыре на Сольбе, чтобы на сей раз попросить о самом главном – научиться искать не свою, а Божию волю о себе и иметь решимость во всем следовать ей.

Ольга Новикова


Паломникам

Адрес монастыря: Ярославская область, Переславский район, с. Нагорье, местечко Сольба. Телефон: 8-915-970-43-28, 8-915-970-24-74

http://solba.ru/, e-mail: solba@solba.ru, solba@inbox.ru

Как добраться из Москвы: С автостанции в Сергиевом Посаде идет автобус до села Нагорье по следующему расписанию: понедельник-четверг в 9.00 и 16.00, пятница-воскресенье в 8.30 и 14.30. Телефон справочной службы 8(496) 540-62-90. Автобус идет 1,5 часа. От села Нагорье до монастыря – 16 км. Монастырская машина встретит Вас, если Вы накануне позвоните в монастырь и предупредите о времени приезда.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи