Обитель на Сольбе

Обитель на Сольбе

Для чего мы едем в паломничество по монастырям? Чтобы помолиться у чудотворных икон, поклониться мощам святых угодников Божиих, отдохнуть душой, прикоснувшись к святыням. А еще – чтобы увидеть иную, иноческую жизнь, такую непохожую на нашу мирскую, с вечными житейскими проблемами и изматывающей суетой. Потребность в этом велика – число паломников не иссякает, и монастыри открывают свои двери всем, приезжающим сюда за помощью и утешением.


Радушно встречают гостей в Николо-Сольбинской женской обители, что в Ярославской области. Ее современной истории, как и истории большинства разоренных в годы гонений и возрождающихся в наши дни православных монастырей, – менее двух десятков лет. Побывав здесь, в очередной раз убеждаешься, что для Бога нет ничего невозможного.

Позади осталась дымящая во все трубы Москва, бурный автомобильный поток МКАДа, до ряби в глазах мелькающего пестрыми рекламными щитами. Дорога в Ярославскую область идет через Сергиев Посад. Вот и Троице-Сергиева Лавра. Идешь, нет, бежишь за благословением к преподобному Сергию. Здесь вовсю стучат молотки — завершаются реставрационные работы: в этом году Лавра будет принимать гостей и паломников со всего мира для празднования 700-летия игумена земли Русской. Здесь бьется сердце православной России. Но наш путь лежит дальше.

Читаешь дорожные указатели и слышишь дыхание истории: Углич, Кашин, Калязин, Ростов, Переславль-Залесский. Серая асфальтная лента недолго петляет между полуразвалившихся деревянных избушек и модных новоделов «под старину», уводит в глушь, в темную хвойную чащу, высоким частоколом закрывающую от посторонних глаз место молитвенного уединения насельниц Николо-Сольбинской обители. Но вот деревья расступаются, и перед глазами вырастают величественные белокаменные стены похожего на крепость монастыря.

Через святые врата с надвратной Свято-Никольской церковью проходим на ухоженный просторный двор к стоящему в его центре Успенскому храму — мы приехали к концу службы и едва-едва успеваем написать записочки на панихиду. После богослужения нас встречает монахиня Евпраксия и ведет на экскурсию, рассказывая историю монастыря.

Мы узнаем, что старинный Успенский храм – единственный уцелевший от прежней обители. Неизвестно точно, в каком году на берегах Сольбы, небольшой извилистой речки, затерянной в дремучих лесах, поселились первые монахи (слово «солба» в переводе с финно-угорского означает «живая вода»). Но уже в XV веке неподалеку от того места, где сейчас стоит обитель, был Никольский мужской монастырь. Предполагают, что подобно другим монастырям, расположенным недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, он мог быть основан одним из учеников Преподобного — в пользу этого свидетельствует и то, что на святых вратах обители с одной стороны находился образ святителя Николая Чудотворца, а с другой — святого Сергия. В Смутное время монастырь был полностью разорен поляками и возрожден спустя почти сто лет на том самом месте, где он находится сегодня.

В 1731 году здесь была построена каменная церковь Успения Божией Матери, а в начале XX века Сольбинская пустынь была преобразована в женскую обитель, на этот же период приходится и время ее расцвета – к 1914 году здесь числилось 115 насельниц. Монастырь был любим в народе — на «зимнего» и «вешнего» Николу сюда стекались тысячи богомольцев. Особо почитаемой святыней считалась древняя икона святителя Николая. Во время мора, засухи и других бед монашествующие обходили с ней крестными ходами близлежащие селения, и по молитвам скорого на помощь угодника Божиего беды отступали.

После революции монастырь был закрыт и разграблен, старинная икона утрачена. Успенский храм недолгое время оставался действующим. В 1937 году один за другим были расстреляны три его последних настоятеля. Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря верными принесенным обетам, были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

На территории обители устроили лечебницу для душевнобольных, что довершило ее разорение. Местные жители обходили ее стороной. В 1994 году Церкви было возвращено обезображенное здание храма, полуразрушенный келейный корпус и территория, заваленная больничным хламом, с ютившимися в развалинах бомжами.

Матушка Еротиида и сестры первую зиму жили без отопления, телефонной связи, транспорта, денег. Вручную разгребали горы мусора, а чтобы прокормиться, по весне стали выращивать кабачки. Но с самых первых дней в обители ежедневно совершались богослужения, насельницы исполняли монашеское правило и послушания, обходили обитель крестным ходом.

Возрождать обитель в самом начале помогал родной брат матушки, в то время насельник Троице-Сергиевой Лавры, а ныне Епископ Бишкекский и Киргизский Феодосий. Он служил в монастыре, приезжая сюда из Лавры, помогал на стройке, в других хозяйственных делах. К первому престольному празднику монастырю была пожертвована икона святителя Николая с частицей его святых мощей, и жизнь в обители начала восстанавливаться. Со временем у обители нашлись благотворители, при участии которых стало возможно строительство новых храмов и монастырской стены, в которой расположились келейные корпуса, приют для девочек, гостиница для паломников, трапезные — сестринская и гостевая.

8 стр 2.jpg«Удивление и восторг» – такими словами описывают паломники перемены, произошедшие на Сольбе в последние 15 лет. И действительно, глядя на белокаменный административный корпус с красавицей церковью Ксении Петербургской, на необыкновенную архитектуру храма святителя Спиридона Тримифунтского, на деревянный терем храма преподобного Сергия Радонежского и на строящиеся храмы, трудно поверить, что всего лишь несколько лет назад на этом месте была груда кирпичей. Буквально с миру по нитке сегодня возрождаются из небытия православные монастыри и зажигаются новые лампады духовной жизни. История каждого — настоящее чудо, свидетельство веры и неизменной помощи Божией.

Вместе с большой стройкой в обители шло развитие хозяйства, появилась своя молочная ферма, швейная и керамическая мастерские, а также служба скорой социальной помощи — местные жители приходят в монастырь не только за духовной поддержкой. Сестры навещают неимущих и болящих в окрестных деревнях, помогают им продуктами, большая поддержка оказывается семьям, в которых растут дети – для них покупают одежду, обувь, игрушки. Местная детвора – гости всех монастырских праздников и концертов, которые в обители не редкость после того, как здесь открылся детский приют. Сейчас в нем воспитывается 40 девочек-сирот. Для их развития созданы все условия — при монастыре открыта общеобразовательная школа, девочек учат пению, рисованию, домоводству, рукоделию, они участвуют в богослужениях, помогают сестрам на послушаниях. Во время экскурсии мы видели, как несколько старших девочек наводили порядок возле Успенской церкви, и работали все с усердием, никто не отлынивал от послушания.

А когда сестра Евпраксия показала нам гостиницу для паломников, мы пожалели, что не запланировали остаться здесь на ночь — так по-домашнему уютно были обставлены комнаты. Никаких спартанских условий, кроватей с проваленными сетками, на которых порой предлагается отдохнуть уставшему с дороги паломнику, а также тазиков и ведер вместо душа, словно призывающих «терпеть и смиряться», чтобы снискать большую благодать. Нормальные человеческие условия, и в этом тоже проявление любви и заботы о своих гостях.

Заглянули мы и в чайную «Хлеб да Соль-ба» – интересно оформленные интерьеры, красивая мебель, чистота и порядок – этим тоже запомнилось пребывание в обители. А на обед нас пригласили в гостевую трапезную. Описывать монастырскую трапезу — дело неблагодарное. Поэтому просто поверьте на слово – было очень вкусно. Да, наверное, по-другому и не может быть – большая часть продуктов, попадающих на стол, выращена или произведена в обители. Монастырский хлеб, а также творог и сметану при желании можно купить для своих домашних. А в сувенирной лавке приобрести на молитвенную память поделки из керамики или платок, изготовленный сестрами или воспитанницами приюта.

Единственное, куда мы не успели попасть, это источник – он находится за монастырской стеной – нам нужно было отправляться в обратную дорогу. Может быть, искупаемся в следующий раз.

Еще у паломников, приезжающих в Николо-Сольбинский монастырь, есть трогательная традиция – писать записочки с личными просьбами святителю Спиридону Тримифунтскому и оставлять их в храме. Конечно, это не совсем правильно — христианин не должен просить исполнения своих желаний. Но как часто бывает, вопросы кажутся неразрешимыми, тяготы – невыносимыми, а свой крест – неподъемным, и снова молишься о сиюминутном, о самом важном – на данный момент. И снова просишь – у Бога, Церкви, у святых – того, что, по твоему мнению, может ситуацию исправить. И Господь слышит – есть множество свидетельств чудесной помощи, о которой рассказывают, возвращаясь в обитель на Сольбе, благодарные паломники.

Я тоже написала такую записочку святителю Спиридону. «Письменная» молитва проще словесной — на бумаге легче выразить свои сердечные чаяния. В самом скором времени после моей поездки на Сольбу моя трудная ситуация разрешилась именно таким образом, как я того хотела, и в точности так, как просила. Однако это повлекло за собой столько новых проблем, что стало мне хорошим уроком – нужно не только просить Господа о чем-то, но и быть готовым принять просимое. Этому как раз и учат нас святые. И мне бы хотелось снова оказаться в Никольском женском монастыре на Сольбе, чтобы на сей раз попросить о самом главном – научиться искать не свою, а Божию волю о себе и иметь решимость во всем следовать ей.

Ольга Новикова


Паломникам

Адрес монастыря: Ярославская область, Переславский район, с. Нагорье, местечко Сольба. Телефон: 8-915-970-43-28, 8-915-970-24-74

http://solba.ru/, e-mail: solba@solba.ru, solba@inbox.ru

Как добраться из Москвы: С автостанции в Сергиевом Посаде идет автобус до села Нагорье по следующему расписанию: понедельник-четверг в 9.00 и 16.00, пятница-воскресенье в 8.30 и 14.30. Телефон справочной службы 8(496) 540-62-90. Автобус идет 1,5 часа. От села Нагорье до монастыря – 16 км. Монастырская машина встретит Вас, если Вы накануне позвоните в монастырь и предупредите о времени приезда.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи