Негаснущий свет Валаама

Негаснущий свет Валаама

В праздник Преображения мы вспоминаем, как Христос явился Своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну в блистании нетварного света, беседуя с Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Не случайно этот удивительный праздник особо любим среди монашествующих. Ведь в нем раскрывается смысл монашеской жизни — преображение и обожение падшей человеческой природы посредством несения своего креста. Недаром в честь этого праздника возводили множество монастырей и монастырских храмов. Один из самых известных и любимых в России — Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.


Валаамский архипелаг расположен на Ладожском озере и объединяет 50 островов. Существует благочестивое предание, что сюда с проповедью христианства приходил апостол Андрей Первозванный. Но не будет преувеличением сказать, что распространение христианства в этих краях связано с жизнью Валаамской монашеской обители.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был основан греческими священноиноками Сергием и Германом в Х веке на месте языческого капища Велеса и Перуна. В те первые времена обители здесь был построен храм во имя Святой Троицы и введен общежительный монастырский устав.

Не раз во времена вражеских нашествий монастырь переживал опустошение: уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Однако известно, что иноки Валаамской обители обратили из язычества в православную веру жителей ладожских берегов. Иноческая жизнь на острове в XVI веке достигла такого расцвета, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь монахи основали 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена.

В дни своего процветания Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части. Недаром с древности его называли Северным Афоном. Иноки монастыря часто становились основателями других прославленных русских обителей. На Валааме начинали монашеское делание основатель Палеостровского монастыря инок Корнилий, преподобные Арсений Коневский, Александр Свирский, Савватий и Герман Соловецкие, Евфросин Синозерский, Афанасий, основатель Сяндемской обители, Адриан Ондрусовский, будущий архиепископ Новгородский Геннадий.

Однако в начале XVII века при игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и часть братии приняли в 1611 году смерть от рук шведов, засвидетельствовав своею кровью любовь ко Христу и преданность Православной Церкви, а Валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. Часть монашеской братии смогла спастись от рук неприятеля и на протяжении нескольких десятилетий подвизалась по русским обителям, основав при этом Васильевский монастырь на берегу Ладоги. Только в 1717 году по повелению Петра I архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх начал возобновлять Валаамскую обитель.

 храм Коневского скитаЖелая восстановить древний Валаам, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил вызвал в 1781 году из Саровской пустыни опытного старца Назария и поручил ему ввести для валаамских иноков устав Саровской пустыни.

Обитель росла, но деревянные храмы быстро ветшали, страдали от пожаров. При игуменстве старца Назария и его преемнике отце Иннокентии был разработан план каменных монастырских зданий, в том числе больницы и странноприимного дома.

Паломники из России посещали Валаам только летом, тогда как бедные жители окрестных берегов Ладожского озера — круглый год. Число таких посетителей доходило до семи-восьми тысяч. Монастырь принимал паломников по-отечески: кормил, снабжал хлебом, семенами для посева, сеном, овощами, помогал деньгами. Глубокой зимой, не имея даже обуви и теплой одежды, они отправлялись по озеру до Валаама с целью пожить несколько дней на монастырском продовольствии и получить подаяние на дорогу. Братия монастыря оказывала паломникам и медицинскую помощь.

Слава о благоустроенности обители стала распространяться не только по православной России, но и за ее пределами. Сюда приезжали даже из афонских монастырей. Знаменательным событием для монастыря стало посещение императора Александра I. Он прибыл в обитель как простой паломник, со смирением посещал все богослужения, беседовал со старцами.

Целой эпохой в жизни монастыря, началом его внешнего процветания при высокой внутренней монашеской жизни стало время правления игумена Дамаскина (1839–1881). Келья игумена всегда была открыта для посетителей. У него было много учеников из числа братии монастыря, которые со временем стали известными старцами. Тщанием отца Дамаскина было построено несколько храмов, в разных местах острова поставлено 18 часовен, 10 каменных и деревянных поклонных крестов. При нем значительно выросло число братии.

Все последующие игумены продолжали внутреннее и внешнее благоустроение обители. При игумене Ионафане II (1881–1891) было начато строительство Спасо-Преображенского собора, нижний и боковой приделы которого освящены во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

При игумене Гаврииле (1891–1903) была осуществлена запись на ноты богослужебных песнопений, до этого времени сохранявшихся в устной церковно-певческой валаамской традиции. При отце Гаврииле не только расширилось строительство монастыря, но и еще более умножилась братия — с 400 человек до 1000. В это время Валаамский монастырь был школой духовного становления будущих настоятелей русских монастырей. «Без любви нельзя построить ничего заслуживающего благодарности», — часто повторял отец Гавриил.

В 1911 году недалеко от Воскресенского скита, у подножия горы Елеон была возведена церковь в честь Успения Божией Матери и построены два келейных корпуса Гефсиманского скита. Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме «русского Иерусалима», сопоставимого только с Новым Иерусалимом Патриарха Никона.

Монастырь был известен в России как один из наиболее благоустроенных. Кроме того, паломники не могли забыть его удивительной красоты. Здесь величие Богом созданной природы дополняло творчество людей, посвятивших свою жизнь служению Христу и людям. «Кто хоть раз видел монастырь этот, тот едва ли будет в состоянии забыть его. Это — один из лучших видов на всем пространстве лесной России. …Валаамский монастырь на острове своем действительно красив и величественен», — пишет С. В. Максимов в своем произведении «Год на Севере».

После Октябрьского переворота в 1917 году Валаам оказался на территории Финляндии, получившей независимость. Это позволило на время сохранить обитель. В феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, насельники монастыря, опасаясь репрессий, эвакуировались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. В июне 1944 года, после подписания мирного соглашения СССР с Финляндией, Валаам отошел к СССР. Сначала здесь размещалась школа боцманов и юнг, затем дом инвалидов.

Возрождение и новейшая история монастыря начались в 1989 году. Вскоре он получил статус ставропигиального (т. е. подчиненного непосредственно Патриарху). Сейчас Спасо-Преображенский Валаамский монастырь насчитывает около 200 насельников. Помимо общежительной, возрождается на Валааме иноческая жизнь во Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах. В Москве, Петербурге, Сортавале и Приозерске действуют подворья, без которых невозможна жизнь островной обители. Как и прежде, жизнь в обители регламентируется строгим Валаамским уставом, возобновлена традиция совершать всенощное бдение ночью. Как и прежде, здесь ждут трудников и паломников, желающих познакомиться с этой удивительной обителью.

Так трудами валаамской братии возрождаются вековые традиции монашеской жизни. Той жизни, что влекла своим светом многочисленных паломников, показывая пример настоящего преображения души.

Марина Шмелева

Фото Павла Козионова

* * *

Советуем почитать

«Старый Валаам» Ивана Сергеевича Шмелева — вы увидите прославленную обитель глазами молодого паломника, который многое открывает для себя впервые.

«На Северный Афон» митрополита Вениамина (Федченкова) — здесь описание Валаамского монастыря соединено с глубокими духовными размышлениями.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи