Христианство сегодня: как не забыть о главном?

Христианство сегодня: как не забыть о главном?

Современный мир диктует свои условия. Повседневность и рутина наравне с ускользающими развлечениями и мимолетными удовольствиями ловко уводят от главного — от Бога. Но стоит ли винить только внешние факторы? Наверняка в водовороте событий есть место и собственной забывчивости. Что же делать, чтобы противостоять навязанным, а может быть, и надуманным соблазнам и избежать духовного угасания? Ответы есть у наших собеседников.


Не бежать от скорбей

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий:

— Главным в нашей вере является Христос, а в нашей жизни — выстраивание отношений между Богом и человеком. На мой взгляд, единственный способ не забывать о главном в наше время — быть мужественным, не бежать от скорбей, от трудностей, возникающих в результате общения с разными людьми: старшими и младшими, слабыми и сильными. Они неизбежны, потому что без них мы намного быстрее забываем Бога. Порой скорби посылаются Господом как средство, как некая возможность не забывать, что главное в нашей жизни — Он Сам. Ведь если ты терпишь, смиряешься, молишься, то именно так учишься быть со Христом.

Если человек пытается избавиться от забот, обременяющих сегодня каждого, избежать искушений, посылаемых Богом, или же спрятаться от них, а единственной молитвой становятся слова: «Господи, избавь меня от скорби и боли», — то у человека не будет никаких шансов к исправлению. Все трудности нужно принимать как лекарство, которое может исцелить от повседневной суеты, от вредных привычек.

Что еще можно посоветовать? Регулярно молиться. Все святые отцы говорят, что правило необходимо и монаху, и мирянину. Пусть для мирянина это правило будет кратким (состоять из утренних и вечерних молитв), но постоянным, которое он будет читать несмотря ни на что и всегда вспоминать о Боге. Святитель Феофан Затворник советует навыкать непрестанной молитве, читая в течение дня краткие молитвы. Например, из вечернего правила или Иисусову молитву.

И наконец самое действенное средство — не оставлять церковного собрания. Для этого нужно полюбить богослужение и научиться разбираться в нем. В большинстве случаев наши прихожане уходят из храма или охладевают к духовной жизни именно потому, что не понимают и, как следствие, не любят богослужение. Хотя на самом деле ничего сложного в нем нет. Чтобы разобраться в службе, почувствовать ее строй, требуются усидчивость и неравнодушие. Нужно взять себе за правило хотя бы раз в неделю, невзирая на обстоятельства, прийти в храм, чтобы поучаствовать в богослужении. Ведь все это, как ниточка, связывает нас с Церковью и с Богом.

Увидеть себя погибающим

Священник Сергий Буриков, благочинный Новоузенского округа:

— В свете событий, которые в последнее время происходят в мире, мы видим, что некогда христианская Европа, отступив от веры, не стесняясь, называет себя постхристианской. Общая тенденция такова: христианство устарело, исчерпало себя. Обществу пытаются привить либеральные «общечеловеческие», «надконфессиональные», так называемые ценности гуманизма, где нет места Богу, а мерилом всего становится человек, который сам решает, что можно и чего нельзя. Нередко узаконенный грех декларируется как высочайшее достижение человеческой свободы и демократии. Нам внушают: «живи здесь и сейчас», «бери от жизни все» и т. д. Складывается впечатление, что кто-то очень влиятельный и неведомый нам начал наступление на христианство и христиан одновременно по всем фронтам. В современном мире нет единой точки опоры, которую можно было бы считать истиной. Ее придумывают и утверждают люди и не могут никак договориться. Все размыто и изменчиво.

Христианство, напротив, учит нас, что есть единая Истина — Бог. Помните, на вопрос Пилата: «Что есть истина?» — Христос молчал, потому что все было понятно без слов. Чуть раньше Христос говорил: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18, 37). Следовательно, кто не от истины, тот не слушает гласа Христа: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Церковь христианская — вот что оставил человечеству Христос. В ней и надо искать всякую истину.

Апостол Павел писал: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Следовательно, Церковь не может устареть, как не может устареть или измениться Истина. Посмотрите на проявление всех качеств человеческой души. Можно заметить, что они не меняются на протяжении всей истории человечества. Любовь, ненависть, зависть, алчность, щедрость, милосердие всегда были и будут такими, какими мы их знаем. К этим качествам вечной души, собственно, и обращено христианство. И без разницы, в какую эпоху живет, на чем передвигается и во что одет человек. Пороки или добродетели — выбор за человеком. Для христиан есть четкий критерий и путь преображения и спасения души — Христос. Он пришел исцелить и спасти нас. Но мы не видим себя больными и погибающими, которым нужен Спаситель. Задача современного человека — увидеть себя таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он себя представляет.

Для человека зеркало и абсолютная единица измерения — Христос, взирая на образ Которого и исполняя Его святые заповеди человек постепенно начинает приходить в себя и видеть себя таким, какой он есть: и нищим, и убогим, и лишенным всякой добродетели перед лицом Истины. Он начинает испытывать нужду в прощении и покаянии перед Богом. Именно такому человеку нужна Церковь, Истина и Бог, Который ждет его.

Быть внимательным к себе

Священник Константин Солнцев, настоятель храма во имя Архангела Михаила с. Перелюб:

— Иисус Христос, как и христианство, во все времена остается прежним. Спаситель мира пришел две тысячи лет назад, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15).

Христос — смирение и любовь. В жизни много суеты и, к сожалению, как говорил святитель Тихон Задонский: «Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство». Мы во многом впали в обрядовость, в угождение этому погибающему миру. Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы», но когда мы возводим милосердие в ранг единственной и первостепенной деятельности, то уходим от главного — от следования за Христом.

Чтобы не забыть о Боге, человек должен стараться тщательно исполнять заповеди, внимательно и трезвенно относиться к себе, молиться, соблюдать пост, который, по слову Господа, является борьбой с врагом рода человеческого, ходить в храм и участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия, дарованных Христом, и всегда помнить, что только Он может спасти нас.

Однажды я посмотрел фильм «Обитель веры и любви» о Среднеуральском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». И вот глядя на монахов — свет миру, которые отрешились от него не из страха, а по любви к Богу, вспоминаешь о своей жизни, понимаешь, что и в этом мире можно спастись. И люди спасаются. Во все времена Христос помогает тем, кто идет за Ним или тянется к Нему, поэтому ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Любить свое дело

Юлия Кабдуллаевна Земскова, заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии:

— На данный момент меня слишком занимает мирская суета — впереди ждет череда ответственных мероприятий. Но я считаю, что все дано Богом. И мне остается лишь сделать свое дело. Да, в современном мире много соблазнов и искушений. При этом очень важно не очерстветь, не стать равнодушным и теплохладным. Святые отцы советуют отсекать от себя все лишнее. Я избрала для себя такой путь — качественно выполнять то дело, которое мне вверено, будь то профессиональные обязанности или домашние заботы. Может, это и детский пример, но вот сказали тебе испечь торт — испеки, только с любовью, а не для галочки, чтобы от тебя поскорее отстали. Собственное старание тоже не стоит присваивать себе — такому хорошему и замечательному. Порой фраза «на все воля Божия» звучит как оправдание, ссылка на случайность. Но это не так. Действительно, все, что делается и происходит, происходит по воле Господа.

Еще мне кажется очень важным осознание того, что в жизни случается многое, что мы не в силах изменить, как бы ни старались. Ну, например, нельзя запретить пользоваться современными гаджетами и уповать, что благодаря этому запрету ребенок будет воспитан идеально. Существуют пансионы, где дети живут в изоляции от компьютеров, телевидения, Интернета. А за этим стоит другая опасность — дети вырастут и столкнутся с жизнью и всеми соблазнами, о которых раньше не знали.

Поэтому нужно уметь закрывать глаза на какие-то вещи, прощать и смиряться, только не превращаться в безвольное существо. Иногда за этим безволием скрывается нежелание идти за Христом. В определенные моменты нужно быть твердым, говорить «нет» и себе, и другим. В давние времена святые терпели жесточайшие пытки, но не отрекались от веры, а сейчас нет ни гонений, ни пыток, и, тем не менее, мы порой не можем отказаться в пост от скоромной пищи. Конечно, нельзя унывать, потому что христианство — это не набор догматов, это жизнь. Бог, зная наши ошибки, все равно нам помогает. И мы должны в чем-то себе отказывать, а не жить в угоду современному лозунгу: «Бери от жизни все и не отдавай ничего». Христос дает человеку очень многое, ничего не требуя взамен. И человек обязан служить Господу всем сердцем, следить за собой, участвовать в Таинствах, не забывая о мирских делах, порученных нам Богом.

Подготовила Дарья Хохлова



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи