Навстречу друг другу

Навстречу друг другу

Батюшка в миру — явление хоть и частое, но всегда вызывающее изумление и интерес. Появляясь на улице, в больнице, в школе или еще где-либо, он оказывается в центре внимания. Окружающие всегда чего-то от него ждут. Чего? Об этом мы решили спросить мирян. А священников — о том, насколько ожидания ближних совпадают с той миссией, которая возложена на них Христом.


Сердце исповеди

Священник Игорь Сергеев, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):

— Мне кажется, стоит начать с того, чего от священника ждет Господь. Священник на исповеди — только свидетель. Об этом он упоминает в молитве перед совершением таинства. Если человек перед священником-свидетелем называет свои грехи и намерен с ними бороться, то это уже условие его соединения с Церковью Христовой. От исповедующего священника Бог ждет осознания его собственной греховности. Он допустил до служения такого же немощного человека для проявления снисхождения к кающимся. Принимая исповедь, батюшка должен видеть свою причастность к похожим или аналогичным грехам и также каяться перед Богом.

Священник может давать какие-то советы исповеднику, если тот видит грех, а его причину не понимает. Это делается для того, чтобы верующий не ошибался в дальнейшем. По мнению архимандрита Тихона Шевкунова, задача приходского священника — помочь человеку понять волю Божию. Это касается и епитимий, которые – не наказание, а лекарство. Епитимия дается только по силам человека и только в том случае, если он не пережил глубокого покаяния, а серьезный грех может повториться вновь.

Таинство исповеди начинается не в храме, а в тот момент, когда верующий, оценивая себя по заповедям Божиим и требованиям совести, понимает свое несовершенство. Завершается таинство покаянным чувством, которое является сердцем исповеди. Для обретения этого чувства и дано время говения, молитвы, примирения и стремления к совершенному выполнению заповедей, которые очень высоки.

Иногда батюшка вынужден играть роль шлагбаума. При рукоположении архиерей дает священнику частицу Тела Христова и говорит: «Приими залог сей и сохрани его даже до пришествия Господа нашего Иисуса Христа, ибо в нем потребуется у тебя отчет». То есть священнику нельзя без разбора причащать людей. Если человек приступает к таинству без подготовки, то батюшка, из чувства долга и любви к ближнему, вынужден отложить Причастие.

От священника люди ждут, прежде всего, любви, сострадания, сочувствия и молитвенного соучастия в таинстве. Наставления священника бывают как уместны, так и неуместны. В этом случае нужно иметь взаимное терпение и снисхождение друг к другу. Не следует забывать правила исповеди: нельзя превращать таинство в беседу, в хвастовство и самооправдание, называть грехи других людей, объясняя свое падение, нельзя охлаждать его рассуждениями и даже спором, ведь очень жаль терять драгоценные моменты предстояния перед Богом. Хорошие советы и размышления на эту тему дал священник Александр Ельчанинов в статье «Беседы перед исповедью».

Пасхальной радости и искреннего покаяния от мирянина ждет священник. Если человек холоден и формально относится к происходящему, то это тягостно и для него, и для батюшки. Если человеку нечего сказать, то он начинает фантазировать, выискивать в себе то, что не является грехом и покаянного чувства не вызывает. У христианина должно быть время, чтобы поработать над собой и своей душой, и тогда ему будет что с чувством и размышлением сказать на исповеди.

Георгий Вячеславович Шматко, студент второго курса Саратовской православной духовной семинарии:

— Исповедь для меня — прежде всего признание. Бог — наш Отец Небесный. Мы любим Его, как дети, которыми и являемся. Через исповедь я предстою перед Богом таким, какой я есть. Обличаю немощи, прошу помощи для преодоления, потому что хочу перемениться и стать достойным любви Отца. Под епитрахилью остро ощущается, что есть возможность начать все с чистого листа и исправиться. После таинства участие Бога в моей жизни становится еще более явным. Ты получаешь заступление, находишь в себе терпение, но стоит только прекратить это взаимодействие, как ты опять сбиваешься с пути и во всей мере ощущаешь, как страшно быть блудным сыном. Поэтому я жду на исповеди, что священник или сам укажет на корни сорняков, которые я не замечаю, и тем самым даст мне дальнейшее направление в духовной жизни, или поможет ответить на вопросы, показывая проблему со стороны, которую я бы вряд ли смог увидеть.

«Идите и научите…»

Протоиерей Александр Милованов, настоятель Свято-Воскресенского храма г. Покровска (Энгельса):

— Когда священник приходит в школу, то первая и самая распространенная реакция окружающих — интерес. Для них это ново и необычно. Душа по природе христианка, как писал философ Тертуллиан, и поэтому все люди ждут встречи со Христом. С другой стороны, сталкиваешься с людьми, воспринимающими веру как некие путы, сковывающие и держащие в подчинении. Это последствия советского прошлого.

Система воспитания — это система убеждения и понуждения. Молодежь в большинстве случаев к убеждению относится или прохладно, или безразлично. Им требуется понуждение. Часто в этом деле педагоги ждут помощи от священника. И здесь важно не наломать дров. Приведу трагикомичный эпизод из пастырской деятельности. Однажды я встречался с учащимися восьмых классов и сразу заметил, что в классе царит какая-то напряженность. Не могу сказать, что дети были агрессивны, но диалог не строился, и желания общаться не наблюдалось. Выяснилось, что перед мероприятием учительница сказала детям, что «наконец-то нашелся человек, который на вас повлияет, и вы будете вести себя достойно». Естественно, эти слова были восприняты как вызов, попытка ограничить свободу и возможность самовыражения. Священнику не стоит начинать диалог с нравственных установок, навязывая религиозные убеждения, лучше познакомиться с педагогами и учениками. И если возникло доверие, то можно и о высоких духовных вещах поговорить.

Чего ждут от священника? Подтверждения стереотипов. Вот придет батюшка и займется морализаторством. Некоторые ждут наставления и назидания. Некоторым просто любопытно понаблюдать за ситуацией. Но всегда нужно быть готовым, что общество неоднородно и имеет свои воззрения. Тем не менее, диалог строить необходимо — он принесет благие плоды.

Батюшка всегда должен радоваться, когда идет в школу, да и в любое общество, потому что это возможность обрести новых друзей, союзников, встретиться с педагогами — неравнодушными людьми, которые столько сил и времени отдают детям. Священник не должен заниматься методической работой, а педагог — духовничеством. Только дополняя друг друга, мы сможем достичь результатов в воспитании и образовании детей. Но главная обязанность священника — возвещать о Царствии Небесном, о Христе. Господь говорит: Итак, идите, научите все народы… (Мф. 28, 19). Слова батюшки всегда оставляют след в душах слушающих, ведь благодать Духа Святого всегда с нами. Но это не значит, что мы не должны готовиться к встрече. Нам нужно интересоваться, чем живет школа, и давать ответы на любые вопросы, в том числе и острые. Если люди не получат их от священника, то будут искать в мутных глубинах Интернета.

Оксана Владимировна Баландина, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей» р. п. Степное Советского района:

— Школу и Церковь объединяет одна цель – формирование личности. Школа заинтересована в том, чтобы выпускник получил прочные знания, выбрал профессию. Именно по этим критериям определяется качество работы учебного заведения и труда учителя. Вольно или невольно общество оценивает личность высотой его профессиональных достижений. А разве менее важно то, каким станет человек? В аттестате нет графы «честность», «доброта», «отзывчивость». Качества, которые формирует Церковь, имеют вневременное значение и не зависят от «социального заказа» эпохи. Они универсальны. По ним сличали и выстраивали свою жизнь сотни поколений наших предков. И отказаться от них в угоду сиюминутной «успешности» было бы непростительной ошибкой. Сейчас, когда всеобщая коммерциализация, рациональность, желание от жизни взять все и сразу завладевают душами наших детей, очень важно, чтобы кто-то говорил им о смирении и нестяжательстве, духовной чистоте, о качествах, которые всегда ценились в русском народе. Кто поможет привнести новый взгляд, новое слово и отношение к привычным для нас понятиям, придать более глубокое содержание темам школьной программы, рассказать о национальных ценностях, основанных на христианской морали, о духовной жизни? Думаю, что это может сделать только священнослужитель. Беседы с ним, даже не частые, глубоко врезаются в память детей. Удивление и настороженность при виде человека в церковном облачении обычно быстро проходят и уступают место живому и неподдельному интересу.

Без иллюзий

Священник Алексий Талалаев, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):

— Обычно священника приглашают в больницу или больной, или его родственники. Человек воцерковленный принимает свою болезнь, как подобает христианину, и уповает на Бога. Если недуг неизлечим и ведет к смерти, он обращается к священнику, чтобы достойно подготовиться к этому событию: исповедаться, причаститься, пособороваться. Человек нецерковный или его близкие приглашают батюшку только после того, как им кто-то предложит это сделать.

Иногда приход священника воспринимается как вторжение в частную жизнь. Если человек не хочет общаться, значит, и не нужно навязываться. Также бессмысленно выгонять пациентов против их воли на молебен, ведь невольник — не богомольник. Не должно быть никакого насилия над личностью. Как сказано в Библии: Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис. 42, 3). И священник должен это понимать. Психика больного уязвима, и если ему говорить о покаянии во всей полноте и строгости, то он просто замкнется. Он и так болеет, чувствует себя наказанным. Сказав ему, что он наказан за свои грехи, священник только оттолкнет его и от Церкви, и от Бога. А он должен подойти к больному с бо/льшей любовью, пониманием и осторожностью. Священник обязан проповедовать покаяние, грех называть грехом, но делать это нужно по-разному. Можно начать разговор с каких-то отвлеченных тем, а потом уже переходить к диалогу о покаянии. Многое человеку будет сложно понять, но роль священника и заключается в том, чтобы подсказывать, направлять.

Священник может и сам приходить в больницу для духовного окормления пациентов и персонала. На этом принципе основана работа Покровского епархиального православного общества «Милосердие» во имя святителя Николая Чудотворца. Батюшки общаются с людьми, совершают молебны. От подобных встреч больные ждут одного — исцеления. С этим желанием они идут и в храм. Они не понимают, почему заболели, а выздороветь хотят только для того, чтобы вернуться к прежним делам, в которых нет места Богу. Получается, что недуг заставляет человека обратиться к Творцу. Конечно, для священника главное — проповедовать Христа и Его учение, призывать людей к покаянию и молитве через любовь и милосердие. Батюшка не должен создавать иллюзий и давать чрезмерную надежду на чудо. Человека ждет вечная жизнь, и важно то, каким он в нее войдет. Поэтому больным нужно объяснять, для чего мы живем, и что настоящее чудо — вечная жизнь со Христом.

Жанна Артуровна Кузнецова, старшая медицинская сестра ЛОР-отделения МУЗ «Городская больница № 2» г. Покровска (Энгельса):

— Мне приходилось сталкиваться с разными пациентами: это люди с сердечными, неврологическими, онкологическими заболеваниями. Как правило, пожилые пациенты удивляются, увидев батюшку в больнице, но быстро переходят к открытому и душевному общению. Они ждут помощи, участия, совета, делятся проблемами. Но больше всего они ждут ответа на вопрос, который их мучает: за что им послана болезнь.

Больные онкологией с радостью принимают священника. Они охотно исповедуются и причащаются, потому что как никто другой знают, насколько дорог каждый день жизни. Они ждут чуда и видят в батюшке посланника Божия. Многие пациенты ставят иконки на тумбочки, учатся читать молитвы, а вот молодые люди к появлению батюшки в основном относятся с недоумением. Заметно, что им интересно, но они стесняются. Мне кажется, из-за того, что у них нет опыта общения со священнослужителем.

Помню, как я ждала прихода батюшки в больницу, чтобы он пособоровал мою дочку, которая умирала от рака. Пригласить священника мне посоветовал коллега. Я не знала, что это за таинство, не знала, как отреагирует дочь, ведь на тот момент она не верила в Бога. Мы с трепетом ожидали встречи, переживали, но когда увидели священника — с добрыми глазами, в скромной рясе, — на душе стало спокойно. Потом мы встречались еще несколько раз в больнице. Ему радовались все пациенты. Каждый хотел пообщаться, исповедаться и причаститься. Я считаю, что отделения, где находятся тяжелобольные, обязательно должен посещать священник. Он поддерживает пациентов, учит терпению по отношению к родственникам, сотрудникам, к своей болезни, знакомит с основами веры, и все это заметно отражается на их поведении.

Подготовила Дарья Хохлова



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи