В чем радость христианина?

В чем радость христианина?

Подсчитано, что в Библии слово «радость» упоминается более ста раз! О радости и веселии людей, идущих по жизни со Христом, мы читаем в Священном Писании, в житиях святых, в православной литературе. Но почему не так часто видим радостных людей рядом с нами? И чем отличаются радости земные от духовных? Можно ли и нужно пропагандировать свою православную веру, или религиозные чувства — дело интимное? На эти и другие насущные вопросы наших читателей отвечает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая поселка Новопушкинское священник Алексий Талалаев.

— Иисус Христос сказал: «Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 33). Должен ли верующий человек, следуя Евангелию, проявлять свои религиозные чувства, или все-таки вера — дело интимное, и не стоит открыто заявлять о ней в неверующей среде, раздражая окружающих или даже отталкивая их от себя? Как правильно вести себя, чтобы не фальшивить, не лицемерить, но оставаться христианином?

— Опыт показывает, что говорить-то надо как раз поменьше. Всякий сеятель должен понимать, в какую почву он бросает семя, ибо сказано: Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7, 6). Не каждый человек может воспринять вашу радость. Поэтому не нужно воображать себя апостолом и стремиться наставить каждого человека на путь истинный, тем более, если ему это не нужно. Возможно, ваш близкий человек не выбрал для себя жизнь с Богом, значит, не следует упорствовать, навязывая ему свою религиозность. Если Господь дает людям право выбора, так мы тем более не имеем права их этого лишать. Спросят — расскажи, но не будь навязчив. Лучший способ говорить о вере — это жить по-христиански. Слова, наверное, могут иметь силу, но по-настоящему взволновать, потрясти, убедить другого человека в истине православной веры может только личный пример. За тебя должны говорить поступки. Сказано в Евангелии: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Если человек реально меняется в лучшую сторону на глазах своих близких, что же может быть более убедительным, чем эти перемены? Надо жить так, чтобы любой мог сказать о тебе: «Этот человек — христианин».

В таком случае, стоит ли вообще говорить о вере, чем можно поделиться с людьми, а что не следует выставлять напоказ?

— Делиться самым сокровенным не стоит. Зачем рассказывать, какие чувства вы испытываете в храме, как молитесь, какую благодать ощущаете от Причастия или прикосновения к какой-либо святыне? Любые чувства, даже не относящиеся к религиозным, носят интимный характер, и рассказывать постоянно, что происходит в твоей душе, значит, расточать самого себя. Но и скрывать свои религиозные чувства, не показывать, что вы имеете отношение к Православию, будет неправильно. Не надо стесняться креститься перед трапезой, даже если за столом собрались неверующие люди; проходя мимо храма, верующий обязательно осенит себя крестным знамением; найдет возможность помолиться, находясь вне дома, в пути и т. д.

Бывают также ситуации, когда о своей вере нужно заявить твердо и объяснить свои поступки. Например, во время поста христианин воздерживается от увеселительных мероприятий и шумных застолий, и тут нужно объяснить, почему он так поступает. У моего близкого друга день рождения совпал с Великим постом, и в его доме в этот день для нас с супругой всегда готовили отдельные постные блюда. Это проявление уважительного отношения к верующему человеку.

— Скажите, отец Алексий, в чем главная задача христианина — спасать близких или спастись самому?

— У святых старцев я прочитал, что когда спасаешь утопающего, протягивай ему не руку, а палку. Почему? Потому что палку всегда можно отпустить, а твою руку он уже не выпустит, и ко дну пойдете оба. Так вот, погубить свою душу, пытаясь спасти душу другого, для христианина непозволительная роскошь. Спасая себя, мы спасаем других. Яркий пример тому — жизнь и подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского. Избрав местом служения портовый город, где проживали люди из самых низших слоев общества, он сумел привести ко Христу множество далеких от Церкви людей. Отец Иоанн сам шел к ним в такие трущобы, куда и заходить было опасно. Силой никого в храм не тянул, а сумел зажечь сердца тысяч и тысяч людей настоящей христианской любовью. Но, в первую очередь, он спасал себя, свою душу.

— Чем дольше живешь, тем больше понимаешь, что в мире не так много радостей, гораздо больше бед и несчастий. Почему православное учение требует от нас отказа от удовольствий, которые эту радость несут? Есть же радость творчества, радость от соприкосновения с искусством, природой, радость от успеха, от любимой работы, от общения с друзьями, родными, радости отцовства и материнства и многое другое, что делает нашу жизнь ярче. Однако очень многие святые категоричны в том, что настоящие радости могут быть только от общения с Богом, но никак не в земной жизни. Чем же отличается духовная радость от обычной, земной? И почему люди не могут в полной мере радоваться на земле, а ждать только небесного счастья?

— Действительно, невозможно прожить жизнь, не испытывая много раз физическую и душевную боль. Но когда приходит беда, надежда на будущую радость помогает ее пережить. У иеромонаха Романа (Матюшина) есть такие стихи:

Кто не был в скорби, тот не испытал

Блаженный миг скорбей земных забвенье,

И радость обретенного спасенья

Доступна лишь тому, кто погибал.

Но при этом поводов для радости тоже множество, просто мы не всегда замечаем созданный Богом прекрасный мир и умеем радоваться этому чуду. Если же говорить о других земных радостях — встречи с друзьями, любимая работа, спортивные достижения, интересные поездки и многое другое, то они должны быть, но центр жизни христианина все-таки не в этом.

Что такое радость? Это состояние глубокого удовлетворения, а вот чем человек удовлетворяется — это уже другой вопрос. Известно, что в жизни устремленного в Православие, глубоко верующего христианина, самого читаемого в мире русского классика Ф. М. Достоевского был период страстного увлечения игрой. Он был охвачен этой страстью, но, по словам самого писателя, не находил в игре упокоения, игра не спасала его от тоски и духовной пустоты. Рождения детей и старания жены поубавили его азартный пыл, и пришло время, когда игрок в Достоевском умер, остался только писатель, который много и плодотворно работал до самой своей кончины. Дух — это такая энергия, которая может человека возвысить, а может и погубить.

— Но что плохого в увлечении театром, музыкой, живописью, другими зрелищными видами искусств, от которых нас предостерегает Церковь, начиная с древних времен и по сей день?

— Надо понимать, что учения и наставления отцов Церкви в основном всегда были обращены к монахам, сознательно отрезавшим от себя все мирское и посвятившим свою жизнь Богу.

Напомню, что в период упадка Римской империи театр представлял собой абсолютно развратное зрелище. Поэтому отношение святых отцов ко всякому роду зрелищам было категорически отрицательное. И в поучениях святителя Иоанна Златоуста и других, более поздних святых отцов, в том числе святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также у архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы видим негативное отношение ко всякого рода зрелищам.

Все мы, конечно, свободны в своем выборе, но, как говорит апостол, все мне позволительно, но не все полезно (Кор. 6,12). В идеале через художника, поэта, писателя, музыканта должен говорить Бог, такое искусство полезно христианину, оно развивает его душу и эстетические чувства. Но даже самые талантливые творения не могут полностью удовлетворить потребность души в поисках смысла жизни. И уж никак не способствует христианскому мировоззрению произведения искусства, в которых нет ничего доброго и душеполезного. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Существует расхожее мнение, будто Православие — это религия запретов. Я всегда в таких случаях сравниваю поведение христианина с жизнью спортсмена. Чтобы добиться результата, он также отказывается от многих удовольствий. В любой области человеческой деятельности для достижения результата нужны постоянные ограничения. Человек идет к своей цели, полностью посвящая себя ей. Так и христианин. Его поведение, все его поступки — это четко выверенные действия, и они обязательно связаны с ограничениями. Другого пути к спасению нет.

— Но это не отменяет простых человеческих радостей?

— Конечно, нет. Но все наши радости земные, к сожалению, кратки, Церковь же предлагает радость, которую у человека никто и никогда не отнимет и которую нельзя обрести вне Церкви. Радость православных — Христос. «Одни только те, которые полагают свою радость в Господе, знают, как велика эта радость и насколько она превосходит всякое сравнение», — пишет в своих творениях святитель Иоанн Златоуст.

Если человек за всю жизнь ни разу не почувствовал участие Бога в своей судьбе, то духовная радость ему, конечно, непонятна. Бывает и так, что человек слишком сильно озабочен земными хлопотами, и эта суета заслоняет собой Христа, тогда духовная радость уходит из его сердца. Заметьте, что даже находясь в храме, участвуя в Божественной литургии, люди часто стоят не с радостными, а озабоченными лицами. А ведь в это время христиане не должны думать о своих грехах или бедах, они должны благодарить Бога и радоваться, что могут участвовать в его Божественной трапезе. Радость — это внешнее проявление любви к Богу. Как мы знаем, преподобный Серафим Саровский каждого встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» Это и есть духовная радость. Но чтобы научится так радоваться, надо пройти долгий путь перерождения, увидеть красоту христианства, его вечную радость.

Беседовала Ольга Стрелкова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи