Зачем добру нужны герои?

Зачем добру нужны герои?

Странный вопрос, не правда ли? Ведь, казалось бы, добро – это благо, которое должно быть в самой природе человека, его не нужно как-то «подбадривать», поддерживать. Но что же тогда мешает человеку быть добрым? Почему добро нужно долго и кропотливо воспитывать, а зло, подобно сорняку в огороде, произрастает быстро и без особого труда? И многие ли из нас способны увидеть зло в собственной душе, признаться в том, что порой мы не так добры, как нам кажется?


Мы почти всегда считаем себя добрыми, хорошими людьми. А если уж и совершаем злые поступки, то зачастую находим для них веские причины и оправдания. Когда продавец на рынке обвешивает покупателей, то разве он не оправдывает себя тем, что делает это потому, что «нужно семью кормить», «все так делают», «обвесила-то всего на чуть-чуть»? В итоге, человек смиряется со своим грехом, преступлением, как с неким естественным течением жизни, и грешным себя не считает.

Как грех превращается для нас в норму? Людям свойственно многие свои проступки воспринимать просто как вынужденную меру, которую не стоит оценивать с положительной или отрицательной стороны. Но беда в том, что грех все равно человека мучает и терзает, душа изнывает от мук совести. Ее голос можно заглушить: покупками, если человек шопоголик; выпивкой, если начинающий алкоголик; нервным курением, просмотром бесконечных фильмов и сериалов, листанием новостной ленты в социальных сетях, компьютерной игрой и всем тем, что дает возможность не думать. Но когда человек остается наедине с собой – он изнывает снова.

Добро для человека должно быть ориентиром во всех многочисленных выборах, которые ежедневно предлагает нам жизнь. Красота добра необходима для человека, как маяк нужен кораблю в лютый шторм. Но мы живем в странное и порой лукавое время, когда люди забыли прописные истины. Им постоянно нужно напоминать о том, что добро не просто нужно полезно, но еще и о том, что оно прекрасно и осмысленно. Нужно добро проповедовать, показывать и хвалить.

Многим известно утверждение Тертуллиана о том, что душа по природе христианка. Но сегодня все твердят о том, что нам плохо жить, кругом убийства и разбой, безденежье. Однако во все времена бывали трудности (порой и гораздо более значительные, чем у нас). Но мы должны стремиться к тому, чтобы оставаться добрым человеком в любых обстоятельствах. Ведь мы изначально знаем правильное решение: милосердное, честное, направленное к добру. Проявить волю или заглушить голос совести – наше ежеминутное испытание.

Хороший человек – это в широком смысле герой. Однако нам пытаются навязать других героев, движущей силой которых является злость и месть. Человек нуждается в живом примере доброты. Какие же примеры видим мы? Добрых и справедливых, но убийц? Сильных и умных, но мстителей?

Профессор одного из педагогических ВУЗе сказал как-то, что сейчас особым спросом пользуется историческая литература. Но не потому что наши современники хотят учиться у героев истории подвигам, доблести, чести. Нет, зачастую человек жаждет узнать, что те исторические личности, которые ему были известны как нравственные идеалы для подражания, не так уж идеальны. В современной исторической, в том числе и научной, литературе описываются люди с их немощами и слабостями. И оказывается, что мы со своими страстями не так уж и плохи. Так ли еще люди грешили в прежние времена! Вот и получается, что зло как бы естественная часть человеческой души, такая вот «изюминка», без которой вроде бы уже и никуда.

Герои молодых – это даже не персонажи книг (добрых или не очень), как у людей старшего поколения. Перед нами откровенно выдуманные персонажи, которыми можно управлять, в рамках игры изменяя Вселенную. Зачем изменять себя, зачем становится тимуровцами? Нет, все, что нужно есть в играх и фильмах. В героя можно одеться и приписать себе все то, чем он славен. Но вот что примечательно, нет героев игр, где становление персонажа идет за счет совершения добрых поступков. Персонаж обязательно должен убить, украсть, обмануть, отомстить. И главные достоинства участника игры – мощный костюм, мышцы, навыки владения оружием, владение магией. И как итог – добро уже и не добро вовсе, а лишь оболочка, под которой прячется откровенное зло.

Эстетизация добра необходима для того, чтобы человеку дать правильный ориентир, свет в конце мрачного тоннеля жизненных передряг и компромиссов. Добро должно быть объективным, оно требует конкретных примеров, добрых, жертвенных поступков.

Совсем недавно вся наша страна тяжело пережила страшную трагедию, которая произошла 25 декабря 2016 года. Гибель людей в дни Рождественского поста, в дни суетной подготовки к Новому году заставила всех замереть в неловком оцепенении. Можно погрузиться в боль и тоску об ушедших людях, можно бесконечно обвинять всех и вся в несправедливости жизни. Но если остановиться, вырваться из общего потока слез, негодования, возмущения, можно почувствовать нечто иное.

Погибли люди – талантливые, смелые, настоящие герои. Да, именно в такой момент остро чувствуется нехватка настоящих героев. Людям не нужны звезды, кумиры – им нужны примеры святости, все хотят видеть человеческий подвиг. Когда жители России начинают снимать народное кино, такое, как «28 панфиловцев», чтобы возобновить, осветлить память о подвиге народа, тогда появляются и герои современности. Пример жизни самоотверженных, талантливых людей – это лучшая прививка от социального выгорания. Их гибель – это вызов современному человеку, чтобы каждый в своем сердце нашел место для маленького подвига. Помочь бездомному, нуждающемуся, голодному или больному. Превратить свою жизнь в служение ближнему, ради любви, ради Того, кто дает нам жизнь и ежедневно подает блага каждому из нас.

Священник Сергий Сивоплясов


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи