Свидетели Иеговы — возможен ли диалог?

Свидетели Иеговы — возможен ли диалог? Несколько недель назад к нам в редакцию позвонила женщина. Представилась как последователь организации «Свидетели Иеговы» и предложила поговорить о Боге. Узнав, что попала в информационно-издательский отдел Покровской епархии, вовсе не смутилась, а с еще большим рвением принялась возвращать нас на «путь истинный». Все доводы, все ссылки на Священное Писание и здравый смысл были бесполезны. Наша собеседница непоколебимо стояла на своем: в православном храме все непонятно, а потому неправильно, в то время как основатель их организации первый открыл истину. Этот разговор навел нас на размышления: а стоит ли вообще вступать в дискуссии с сектантами? Когда стоит, а когда бесполезно давать отчет в своем уповании? С этими вопросами мы обратились к руководителю Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований кандидату философских наук Александру Валерьевичу Кузьмину.

— Александр Валерьевич, скажите, пожалуйста, нужно ли вступать в диалог о вере со свидетелями Иеговы?
— Конечно нет. Даже если у вас высокий уровень богословского образования, беседовать с представителями этой секты о чем-либо, относящимся к религии, абсолютно бесполезно. Опасность этой секты для ее членов состоит не только в богословских заблуждениях, а главным образом в том контроле сознания, который осуществляется при помощи фобий. Человек, заявляющий вам, что он свидетель Иеговы, прежде всего имеет целый ряд комплексов, приобретенных им в секте, он исполнен страха наказания от лидеров организации, страха скорого конца света, страха доносительства собратьев по вере. Секта — это, прежде всего, страх ее рядовых членов. И даже если к вам обращаются с предложением поговорить о Боге, ими движет не искреннее желание рассказать о своей вере. Они просто боятся, что погибнут, если не будут этого делать. Потому что по их убеждениям, если завтра настанет конец света и Иегова не застанет своего свидетеля, занимающимся благовествованием, то он погибнет со всеми неверными.
Нужно обязательно помнить, что человек, старающийся с нами заговорить, это, прежде всего, жертва. С ним нужно общаться вежливо, никоим образом не задевая его религиозные чувства. Особенно это касается родственников людей, попавших секту. Чтобы избежать конфликтов в семье, нужно стараться уводить разговоры с религиозной темы. Либо делать это грамотно, обучившись этому у наших консультантов.

— Журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь» за последние двадцать лет стали известны практически во всех населенных пунктах нашей страны. И порой при первом знакомстве с ними может показаться: а что плохого? Ведь там также говорят о Боге, призывают к праведной жизни?
— Действительно, эти журналы распространяются свидетелями Иеговы в огромном количестве. Они издаются на нескольких сотнях языков и распространяются по всему миру. В нашей стране вербовочное вступление в большинстве литературы начинается с вопроса: а так ли важно верить в Троицу? То есть они пытаются оспорить традиционный для нашего народа религиозный выбор. Этот миссионерский ход свойственен для всех западных сект.
Далее у каждой секты есть свой «ключик»: у мормонов это строительство храма, у кришнаитов — работа с аюрведическими техниками, пропаганда восточного образа жизни, у сайентологов — очищение сознания от всех негативных эмоций. А у свидетелей Иеговы — это распространение журналов: чем больше они их распространят, тем больше они якобы спасут людей. Цель — заинтересовать учением, которое они проповедуют.

— А если интерес, хотя бы и минимальный, возник, как действуют вербовщики дальше?
— Они начинают задавать вопросы, которые задает себе каждый думающий человек: что будет с нами после смерти? Есть ли Бог и почему Он допускает страшные преступления? Почему Бог допустил смерть близких? Эти вопросы для любого среднего гражданина нашей страны очень мучительны. И если для верующего воцерковленного человека они кажутся примитивными и неадекватными для той духовной действительности, в которой он живет, то для постсоветского человека, не обремененного духовным опытом, вопросы эти бывают неожиданными. И он готов (что самое главное) дальше слушать вербовщика.
Затем вас стремятся запугать: у вас есть квартира, ребенок, жена/муж, а вы знаете, что для того, чтобы все это не потерять, нужно понять, кто вам это все дал? А как правильно благодарить Бога? Для этого нужно знать Его настоящее имя. Настоящее имя Бога — Иегова. И для того чтобы узнать, что это имя значит, как оно может повлиять на вашу жизнь — прочитайте этот журнал, а лучше — приходите к нам на собрание. У человека появляется фобия потерять все, что имеет, и он уже заинтересован. И когда человек начинает верить, что, читая литературу, он может все сохранить, он начинает втягиваться в повседневность этой секты. А это уже членство в ней.
Повседневность секты заключается в том, что человек совершенно незаметно принимает целый спектр ограничений. В случае иеговистов он перестает праздновать все праздники, кроме единственного праздника свидетелей — «День воспоминания смерти Иисуса», который у них празднуется 14 нисана по еврейскому календарю. В этот день они собираются в каком-нибудь арендованном доме культуры, смотрят друг на друга с постными лицами, по рядам пускают виноградный сок, плоские хлебцы. Они загадывают какие-то желания над этим извращенным подобием причастия, затем все это за кулисами этого дома культуры съедают их лидеры — старейшины. И если ребенок на этом «празднике» начинает прыгать, бегать, что естественно в силу детской моторики, его жестко наказывают.
Дети в сектах — это вообще отдельная тема, и очень тяжелая. Представьте себе, что ребенок, который ходит с улыбчивыми людьми, красиво и пристойно одетыми, распространяющими литературу о Боге, несчастен. Но доказать этого нельзя. Состава преступления нет, но ребенок растет без праздников: у него нет своего дня рождения, он не отмечает Новый год, 1 сентября, 9 мая, он не может участвовать в каких-то нормальных детских играх, не живет нормальными для каждого ребенка интересами. Словом, если твои родители фанатики, то детство превращается в сплошной кошмар ограничений, запретов и наказаний. Как правило, ребенок, выросший в такой атмосфере, впоследствии начинает ненавидеть все, что связано с религией. У него остается на всю жизнь искалеченная сектой психика, которую бывает очень трудно вернуть в нормальное, адекватное этому миру, состояние.
Человек в секте дистанцирован от всей общественной жизни в силу вероучения этой организации. Ему нельзя играть в спортивные игры, почитать флаг своей страны, Конституцию той страны, в которой он живет, ему нельзя участвовать в выборах, даже руку в классе поднимать нельзя, если ученики выбирают себе старосту, нельзя громко смеяться, нельзя ходить на похороны своих близких, на их дни рождения, свадьбы, нельзя лечиться так, как того требуют врачи, много всяких «нельзя»... Потому что все свидетели Иеговы считают себя гражданами единого теократического государства, столица которого находится под Бруклином, законы которой предписывают все эти и многие другие ограничения. Они называют всю нормальную жизнь поклонением сатане, а всех, не принадлежащих секте, — недочеловеками.
Все запреты нацелены на то, чтобы максимально отдалить человека от той культуры, в которой он живет, от той страны, законопослушным гражданином которой он обязан быть. Например, им запрещено служить в армии, участвовать в каких-либо посиделках, вечеринках. Самый страшный для последователей этой секты запрет — это запрет на переливание крови. То есть, если человек попадет в аварию или у него откроется внутреннее кровотечение и ему потребуется переливание крови, свидетели отказываются от этой простой процедуры, которая могла бы спасти им жизнь. И из-за этого ничем не оправданного запрета по всему миру за этой сектой тянется плотный шлейф детских смертей, смертей женщин, погибших во время родов, смертей из-за многих других причин, где требовалось переливание крови...
Ни один из этих запретов не имеет богословского обоснования. Апостол Павел запрещал христианам употреблять идоложертвенную кровь в пищу, что было актуально для того времени. Христианам также нельзя пить человеческую и любую другую кровь. На этот апостольский запрет ссылаются иеговисты. Но эти запреты не имеют ничего общего с медицинским переливанием крови. Для руководителей свидетелей Иеговы это просто еще один способ контролировать сознание.
По этим и целому ряду других причин свидетели Иеговы в нашей стране сейчас постепенно признаются экстремистской организацией. Этот процесс шел давно, где-то с середины 90-х годов. Знаковым было решение Головинского суда г. Москвы в 2004 году о лишении свидетелей Иеговы статуса юридического лица. Были локальные процессы в других городах. И сейчас в каждом регионе нашей страны периодически наблюдаются конфликтные ситуации, когда один из пострадавших от этой секты подает на нее в суд.

— А чем отличается деструктивная секта от недеструктивных? Получается, секты можно разделить на плохие и хорошие?
— Хороших сект я на своем веку не встречал, хотя занимаюсь ими больше 14 лет. Есть просто секты, которые приносят вред опосредованно, их мы называем классическими. Например, секта адвентистов седьмого дня. Они просто говорят чушь с точки зрения даже светского религиоведения в отношении Библии, в отношении Христа и всего христианского предания. Однако право каждого человека верить в то, во что он горазд верить в силу своего образования и культуры.
Деструктивные секты от классических отличает то, что они проповедуют некоторое вероучение, связанное с религиозной или псевдорелигиозной жизнью человека, которое может нанести ему и его здоровью вред. При этом утверждается, что истина принадлежит только руководству этой организации. Если я, к примеру, начну утверждать, что имя Бога — Иегова, и чтобы быть более духовным, нужно знать значение этого имени, то я свидетелем Иеговы от этого не стану. Но если я вдруг начну изучать эти вопросы по литературе секты, то я постепенно стану ее последователем, потому что вся литература секты нацелена на то, что каждый должен обязательно посещать собрания этой секты, которая в их книгах называется не иначе, как «организация Бога». Кстати, так называемое «крещение» у свидетелей Иеговы осуществляется со словами не «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», как у всех христиан, а «во имя Отца, и Сына, и руководимой Духом организации». Факт многоговорящий, согласитесь.
У деструктивных сект нет культурной традиции, у них есть жесткое подчинение тоталитарной по своему типу организации, которую можно сравнить с СС в фашистской Германии и с ВКП(б) в сталинской России. То, что говорит лидер организации, есть истина в последней инстанции, сомневаться в ней ты не имеешь никакого права. Если ты начнешь в ней сомневаться, то тебя постигнет страшная участь: тебя собьет машина, ты будешь рожать мертвых детей, ты заболеешь СПИДом. И это, к слову сказать, реально существующие угрозы, которые не я выдумал, именно так и говорят в сектах.
Человек начинает бояться этого высшего существа, о котором ему проповедано. Появляется фобия, посредством которой человека держат в рамках тех требований, которые организация проявила ко всей его жизни. И человек начинает менять себя: он начинает говорить, как они, одеваться, как они, начинает жить, как они, и самое страшное — думать, как они. Начинается клонирование того типа личности, которая возглавляет эту организацию (гуру секты). А часто бывает так, что это просто-напросто какой-то или маньяк, или педофил, или наркоман, как в случае сект саентологов, мормонов, Богородичного центра, Белого братства, Аум Синрике и многих других.
Все люди становятся похожими друг на друга, говорят какие-то одинаковые вещи одинаковым языком, так называемым сектантским новоязом, утверждают одно и то же, ждут одного и того же — конца света. Его ожидание — тоже обязательное условие каждой деструктивной секты. Причем ожидают они его не когда-то там, в конце истории, а буквально на следующей неделе. У свидетелей Иеговы конец света назначен в восьмой, если не ошибаюсь, раз, на 2014 год. Это действенное средство для того, чтобы привлечь новых адептов, которые также станут вербовщиками. А конечная цель любой секты — обогащение ее верхушки, власть и деньги.

— Кроме опасности попасть в секту у ранее упомянутого вами среднестатистического обывателя есть и другая: испугавшись сектантов, заодно не пойти и в православный храм. Там ведь тоже изменение жизни, и про конец света говорят, а порой и 8 Марта не отмечают. В чем основная разница религиозной и псевдорелигиозной организации?
— Главное отличие в цели. В Православии — это борьба со своими страстями. В секте она отсутствует начисто, у них нет понятия смирения, ложного смирения, прелести. Они всегда ориентируются на социальную составляющую своей организации, а православный христианин, когда говорит о Боге, всегда ориентируется на духовную составляющую своей организации, на весь ее опыт.
Конечная цель православного миссионера — заставить человека задуматься о своей духовной жизни, дав наиболее полную информацию о той вере, приверженцем которой он является. А у свидетеля Иеговы цель заключается в том, чтобы вы пришли к нему на собрание, ничего толком не узнав о том, куда вас приглашают. Они не признают, что человек может спастись вне организации. Это одна из характерных черт любой деструктивной секты — что если ты не в организации (секте), то ты никто.
Гибель неверных красочно изображается в журналах иеговистов, они смеются над этим. Одна из наших аспиранток на кафедре сектоведения в Свято-Тихоновском богословском институте услышала разговор двух свидетельниц Иеговы: «Жалко, что Марья Васильевна нашу проповедь не послушала, но я заметила в ее квартире прекрасный чайный сервиз, после Армагеддона он будет мой». А спутница отвечала: «А мне понравился ее мебельный гарнитур»... Это уже деформированные личности, когда сектанты живут в этом мире как настоящие мародеры, ждущие конца света, когда мы все с вами погибнем, а они будут жить и радоваться своему «величию».

— А как Вы думаете, есть ли у человека опасность в Православии стать сектантом? И если да, то как этого избежать? Ведь и христианин может «зациклиться» и начать утверждать своим родственникам, что они грешники и будут гореть в аду, если не будут ходить в храм.
— С точки зрения православного сектоведа, это одна из самых основных проблем Православной Церкви. Эту проблему я называю религиозностью. Термин не мой, его употребил в этом смысле один из сербских архиереев, описывая следующую ситуацию. К нему обратился папа: «Владыка, я хотел бы, чтобы моя дочь ходила в вашу воскресную школу». Владыка отвечает: «Я вижу в ней особую духовность. К концу занятий в школе она решит стать монахиней, и Вы меня проклянете». Тот возражает: «Как можно, монашество — это спасение для всей семьи». Проходит время, девица заявляет о решении стать монахиней. Отец прибегает в гневе с проклятиями к Владыке: «Вы замутили моей единственной дочери голову своим бредом, и она теперь не хочет с нами жить»...
То есть человек ходит в храм, водит в него свою дочь, они исповедуются, причащаются, но восприятие Православия у него не то, которое проповедовал Христос. Они находят некое свое, удобное для себя Православие. В жизни таких людей Христос превращается в музейный экспонат, о котором они забывают при выходе из храма, становясь обычными, светскими людьми. Порой они окружают себя религиозными предметами, появляется некая религиозная повседневность, которая на самом деле замешана на лжи самому себе. Человек может превратить свою спальню в иконостас, но на самом деле ни разу по-настоящему в ней и не помолиться...
Проблема эта связана с тем, что в советское время была искоренена православная традиция. И сейчас мы видим дефицит духовного наставничества, из-за которого люди подвергаются риску прелести, гордости и ложной духовности. Выход — найти себе духовника, чаще испрашивать совета у священника.

— Люди, у которых родственники попали в секту, могут как-то им помочь выбраться оттуда?
— Это проблема достаточно сложна. Мы можем помочь ее разрешить: дадим консультацию, сопроводим информационной, юридической, медицинской поддержкой. Главное — вовремя обратиться, и чем раньше, тем лучше.
Проблема в том, что не все идут до конца. А это дело очень затратное с моральной и интеллектуальной точек зрения: нужно найти в себе силы прочитать много литературы по теме сектозависимости, нужно заняться самообразованием в психологии, сектоведении, да еще и продолжать искренне относиться с любовью к сектозависимому, выслушивать его бесконечные сектантские глупости, и решать при этом массу проблем, в том числе и юридических, когда секта начинает претендовать на жилье или иное имущество родственников, а такое часто встречается. Но по своему опыту могу сказать, что если человек не отчаивается, он рано или поздно выведет своего родственника из секты, у нас много тому примеров. Но если он отчаивается, опускает руки, то это и есть победа секты над этой семьей. Такое, увы, тоже встречается нередко.

Беседовала Марина Шмелева

Если ваш родственник попал в секту, и вы нуждаетесь в консультации, звоните по телефону 8 (8452) 252-212 или пишите на электронную почту по адресу: anticekta@mail.ru. Подробности деятельности Центра религиоведческих исследований узнавайте на сайте www.anticekta.ru


Комментарии

Оставить комментарий

17 сентября 2013 22:23:04 Александр
Самая настоящая ложь!
И почему православные через ложь поливают свидетелей Иеговы грязью?
Из-за боязни потерять паству?
Сатана лжец и отец лжи! Кому вы покланяетесь - если вы откровенно лжёте?!
Задумайтесь!.. Ещё не долго и каждый будет давать отчёт перед Богом!

А то что Бог - Иегова, кто библию не поленится открыть - сам убедится!
Бытие 22:14, Исход 15:3, Осия 12:5
26 апреля 2013 19:44:05 Наталья
Сама Свидетелем Иеговы не являюсь. С этой верой сталкивалась. И после Вашей статьи мне еще больше становится стыдно за так называемых провославных. Зачем столько грязи и неправды выливаете? Свидетели не позволяют со своей стороны отзываться о ком-либо с такой злой ложью. Читайте и изучайте библию, а не ищите в чужих глазах соломинку, и каждому воздастся по вере его!

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи