Куда уходит наша сила?

Куда уходит наша сила?

Работа журналиста дарит встречи с удивительными людьми, которые надолго остаются в памяти. Именно таким было мое знакомство с Евгенией Ивановной Михайловой.

Эта верующая женщина принимала активное участие в судьбе Свято-Троицкого храма, в возвращении его Церкви. Она была и в числе прихожан-активистов, строивших Покровский храм. Как-то в разговоре о состоянии нашего общества, тогда еще атеистического, Евгения Ивановна сказала, что пока Россия сильна своим духом, духом своего народа, ее ничто не может сломить — ни войны, никакие другие испытания и трудности.

Сегодня мне очень часто вспоминаются эти ее слова, потому что наше общество все больше и больше становится бездуховным. Его порабощают материальные ценности, и это страшно. Мы теряем то, что всегда, во все времена отличало Россию и притягивало к ней граждан других стран, теряем свою индивидуальность, свое лицо.

В одном сборнике афоризмов прочитала: «Надо ограничить разум, чтобы оставить место вере» (И. Кант). Вера нас спасет? А следом, на соседней странице встретилось другое изречение: «Человек таков, каким его сделал Бог или природа, Бог или природа не создают ничего дурного» (Д. Дидро). Что же тогда происходит с нами? Мутация? Сможем ли мы сохранить силу духа российского народа и как это сделать сегодня?

Наталья Абрамова


Действительно, даже в советское, атеистическое время наш русский народ был силен и словом, и делом, прежде всего потому, что был силен духом. Тот народ, который имеет опору на христианские, нравственные ценности, на традиционный образ жизни, воспитания, силен своими корнями. Народ может быть силен только тогда, когда он любит свою традицию, живет ею и не стесняется ее.

А сегодня наш народ теряет ту силу и ту привлекательность, о которой мы читаем в книгах, то, что в русском человеке искали иностранцы. Не хватает того духовного начала, может быть, незаметного, но ощутимого и действенного, потому что перед нашим народом открылась дверь, порог которой он никогда не переступал. Искушение материализма, гедонизма, потребительства раздавило людей. И человек, занятый добыванием хлеба насущного, забывает обо всем на свете, о всех высоких целях и идеалах. Беда в том, что этот хлеб состоит не из деликатесов, а духовная пища — не из образцов великого искусства, а из китайского, турецкого, американского ширпотреба. Люди, в советское время изголодавшиеся по самым элементарным вещам, накинулись на это, забыв обо всем. Самих себя забыли. И это самым пагубным образом отразилось на развитии народа.

Как этот процесс остановить? Трудно сказать. Может быть, через какое-то время, пресытившись, мы вдруг поймем, что потеряли что-то серьезное, величественное, возвышенное, и попытаемся вернуться назад. Но вряд ли это обойдется без боли и скорбей.

Что касается цитаты Дидро… Интересно, что в сборнике афоризмов печатают Канта и Дидро, а как было бы хорошо, если в широкой продаже были также сборники с цитатами святых отцов, с ответами на вопросы, которые по-настоящему волнуют общество. Умный человек в ответе преподобных аввы Дорофея, Иоанна Лествичника или Кассиана Римлянина намного больше глубины и ясности найдет, чем у того же Дидро или Руссо.

Если поверхностно взглянуть на фразу Дидро, с ней трудно не согласиться. Но на самом деле, это фактически оправдание тех страстей, грехов, падений, которыми, к сожалению, живет человек. Кто-то говорит: «Я не могу ничего с собой поделать, у меня такой характер!». Но ведь кроме наследственных черт у нас есть и свободная воля, и свободный разум. И мы можем их как-то применять, стараясь взращивать добродетель в своем сердце, а грех и порок ограничивать. Ведь настоящая культура всегда состоит из определенного набора табу, запретов. Любая добродетель связана с подвигом, трудом, определенными самоограничениями.

В наши дни этого очень сильно не хватает. Люди руководствуются в жизни не позицией, взглядами признанных нравственных авторитетов, а пошлыми высказываниями дешевых юмористов, актеров. Каждому времени, каждому народу — свои герои, с которых берут пример, которых выставляют всем напоказ. В русской культуре, несмотря на наличие у нашего народа и грехов, и страстей, которые есть у любого человека, любого народа, идеалом всегда были любовь, милосердие, воздержание, целомудрие, а примером — святые и герои.

Сегодня мы видим обратное. О нравственности, героизме, духовности вскользь, может, и говорится, но на практике это предается забвению, даже осмеянию. Что не может не иметь самых трагических последствий. Потому что взрослые что-то слышали о патриотизме, о долге, потому в экстренном случае может сработать это знание, и они поступят правильно. Ребенку, который воспитан на компьютерных играх и призывах: «Бери от жизни все!», «Ты этого достоин!», никакого экстренного случая не нужно будет. Он даже не поймет, что перед ним встал какой-то выбор. А ведь он родит и будет как-то воспитывать своих детей, своих внуков. В этом-то, на самом деле, и заключается наша трагедия.

Единственный способ решения этой проблемы — поступать так, как велит совесть тебе лично. Нельзя изменить ход мировой истории, судьбу своего народа, но своей судьбой, своей жизнью мы распоряжаться можем. И можем сделать выбор: поступить нравственно или безнравственно. У нас беда заключается в том, что пытаются написать новые законы, ужесточить систему штрафов, а это не работает, потому что нет системы воспитания. Нравственные основы, любовь к своей стране надо с детства закладывать. Нельзя делать то, что тебе хочется, и не больше этого. Все зависит от нас: как мы будем воспитывать детей, как мы будем относиться к собственной душе, прислушиваться к голосу своей совести.

+Епископ Покровский и Николаевский ПАХОМИЙ



Комментарии

Оставить комментарий

12 декабря 2012 23:27:54 Гость
Спаси Господи, за статью! Описываемая проблема, действительно, к большому сожалению, является актуальной для нашего времени. Нужно чаще прибегать к словам преп.Серафима Саровского: " Спасись сам и вокруг тебя спасутся тюсячи!"  Необходимо побеждать свою лень и равнодушие и заниматься доброделанием. Помоги, Господи!

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи