Куда уходит наша сила?

Куда уходит наша сила?

Работа журналиста дарит встречи с удивительными людьми, которые надолго остаются в памяти. Именно таким было мое знакомство с Евгенией Ивановной Михайловой.

Эта верующая женщина принимала активное участие в судьбе Свято-Троицкого храма, в возвращении его Церкви. Она была и в числе прихожан-активистов, строивших Покровский храм. Как-то в разговоре о состоянии нашего общества, тогда еще атеистического, Евгения Ивановна сказала, что пока Россия сильна своим духом, духом своего народа, ее ничто не может сломить — ни войны, никакие другие испытания и трудности.

Сегодня мне очень часто вспоминаются эти ее слова, потому что наше общество все больше и больше становится бездуховным. Его порабощают материальные ценности, и это страшно. Мы теряем то, что всегда, во все времена отличало Россию и притягивало к ней граждан других стран, теряем свою индивидуальность, свое лицо.

В одном сборнике афоризмов прочитала: «Надо ограничить разум, чтобы оставить место вере» (И. Кант). Вера нас спасет? А следом, на соседней странице встретилось другое изречение: «Человек таков, каким его сделал Бог или природа, Бог или природа не создают ничего дурного» (Д. Дидро). Что же тогда происходит с нами? Мутация? Сможем ли мы сохранить силу духа российского народа и как это сделать сегодня?

Наталья Абрамова


Действительно, даже в советское, атеистическое время наш русский народ был силен и словом, и делом, прежде всего потому, что был силен духом. Тот народ, который имеет опору на христианские, нравственные ценности, на традиционный образ жизни, воспитания, силен своими корнями. Народ может быть силен только тогда, когда он любит свою традицию, живет ею и не стесняется ее.

А сегодня наш народ теряет ту силу и ту привлекательность, о которой мы читаем в книгах, то, что в русском человеке искали иностранцы. Не хватает того духовного начала, может быть, незаметного, но ощутимого и действенного, потому что перед нашим народом открылась дверь, порог которой он никогда не переступал. Искушение материализма, гедонизма, потребительства раздавило людей. И человек, занятый добыванием хлеба насущного, забывает обо всем на свете, о всех высоких целях и идеалах. Беда в том, что этот хлеб состоит не из деликатесов, а духовная пища — не из образцов великого искусства, а из китайского, турецкого, американского ширпотреба. Люди, в советское время изголодавшиеся по самым элементарным вещам, накинулись на это, забыв обо всем. Самих себя забыли. И это самым пагубным образом отразилось на развитии народа.

Как этот процесс остановить? Трудно сказать. Может быть, через какое-то время, пресытившись, мы вдруг поймем, что потеряли что-то серьезное, величественное, возвышенное, и попытаемся вернуться назад. Но вряд ли это обойдется без боли и скорбей.

Что касается цитаты Дидро… Интересно, что в сборнике афоризмов печатают Канта и Дидро, а как было бы хорошо, если в широкой продаже были также сборники с цитатами святых отцов, с ответами на вопросы, которые по-настоящему волнуют общество. Умный человек в ответе преподобных аввы Дорофея, Иоанна Лествичника или Кассиана Римлянина намного больше глубины и ясности найдет, чем у того же Дидро или Руссо.

Если поверхностно взглянуть на фразу Дидро, с ней трудно не согласиться. Но на самом деле, это фактически оправдание тех страстей, грехов, падений, которыми, к сожалению, живет человек. Кто-то говорит: «Я не могу ничего с собой поделать, у меня такой характер!». Но ведь кроме наследственных черт у нас есть и свободная воля, и свободный разум. И мы можем их как-то применять, стараясь взращивать добродетель в своем сердце, а грех и порок ограничивать. Ведь настоящая культура всегда состоит из определенного набора табу, запретов. Любая добродетель связана с подвигом, трудом, определенными самоограничениями.

В наши дни этого очень сильно не хватает. Люди руководствуются в жизни не позицией, взглядами признанных нравственных авторитетов, а пошлыми высказываниями дешевых юмористов, актеров. Каждому времени, каждому народу — свои герои, с которых берут пример, которых выставляют всем напоказ. В русской культуре, несмотря на наличие у нашего народа и грехов, и страстей, которые есть у любого человека, любого народа, идеалом всегда были любовь, милосердие, воздержание, целомудрие, а примером — святые и герои.

Сегодня мы видим обратное. О нравственности, героизме, духовности вскользь, может, и говорится, но на практике это предается забвению, даже осмеянию. Что не может не иметь самых трагических последствий. Потому что взрослые что-то слышали о патриотизме, о долге, потому в экстренном случае может сработать это знание, и они поступят правильно. Ребенку, который воспитан на компьютерных играх и призывах: «Бери от жизни все!», «Ты этого достоин!», никакого экстренного случая не нужно будет. Он даже не поймет, что перед ним встал какой-то выбор. А ведь он родит и будет как-то воспитывать своих детей, своих внуков. В этом-то, на самом деле, и заключается наша трагедия.

Единственный способ решения этой проблемы — поступать так, как велит совесть тебе лично. Нельзя изменить ход мировой истории, судьбу своего народа, но своей судьбой, своей жизнью мы распоряжаться можем. И можем сделать выбор: поступить нравственно или безнравственно. У нас беда заключается в том, что пытаются написать новые законы, ужесточить систему штрафов, а это не работает, потому что нет системы воспитания. Нравственные основы, любовь к своей стране надо с детства закладывать. Нельзя делать то, что тебе хочется, и не больше этого. Все зависит от нас: как мы будем воспитывать детей, как мы будем относиться к собственной душе, прислушиваться к голосу своей совести.

+Епископ Покровский и Николаевский ПАХОМИЙ



Комментарии

Оставить комментарий

12 декабря 2012 23:27:54 Гость
Спаси Господи, за статью! Описываемая проблема, действительно, к большому сожалению, является актуальной для нашего времени. Нужно чаще прибегать к словам преп.Серафима Саровского: " Спасись сам и вокруг тебя спасутся тюсячи!"  Необходимо побеждать свою лень и равнодушие и заниматься доброделанием. Помоги, Господи!

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи