Зачем Вы принимаете Таинство Крещения?

Зачем Вы принимаете Таинство Крещения?

На протяжении нескольких лет в нашей епархии, как, впрочем, и во всей Русской Православной Церкви, существует практика обязательного проведения огласительных бесед перед Таинством Крещения. Все, кто будучи взрослым желает принять Таинство Крещения или стать крестным родителем, должны пройти несколько огласительных бесед, то есть ознакомиться с основами православной веры, узнать о значении и последовании Таинства Крещения.

Таинство Крещения вводит человека в Церковь, где он получает возможность соединиться со Христом посредствам Таинств. Но, к сожалению, зачастую происходит так, что к Таинству Крещения люди относятся как к некому магическому обряду, который необходимо исполнить, чтобы получить защиту от зла. Годы воинствующего атеизма не прошли для нашего народа даром. И со временем в общественном сознании крещение младенцев стало восприниматься как старинный красивый, отчасти народно-бытовой обряд, обязательный для русского человека.

В то время как научение основам веры неразрывно связано с Таинством Крещения. В Новом Завете мы видим четкую последовательность — проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15–16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20). В своем толковании на эти строки святитель Афанасий Великий отмечает, что Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство.

О необходимости подготовки к Крещению свидетельствуют также канонические правила Церкви: «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере» (78-й канон VI Вселенского Собора и 46-й канон Лаодикийского Собора). Во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, так как это является благом для духовного роста оглашенного.

45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца (в древности Крещение совершалось в Великую Субботу). Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского Собора).

Катехизация, то есть устное наставление основам веры, и в наши дни помогает священнику разобраться, для чего человек принимает Крещение. После введения огласительных бесед многие родители, узнав о том, что необходимо лишний (по их мнению) раз прийти в храм, пытались найти тот храм, где их ребенка покрестят побыстрее. Но практика огласительных бесед существует в каждом храме, и многие, узнав об этом, высказывают недовольство, а то и негодование.

Пытаешься донести до людей, что огласительная беседа перед Крещением крайне важна. Мы же готовимся к важным событиям в жизни, таким как свадьба, день рождения. Как правило, человек к вышеперечисленным событиям готовится по несколько месяцев, а на две-три беседы прийти побеседовать со священником — тяжело. А в ответ много раз приходилось слышать от крестных родителей: «Вы нас, батюшка, как-то побыстрее окрестите, а то у нас кафе уже заказано, и нам не важно, что Вы там будете делать во время своего обряда». В одной из таких бесед восприемники вообще заявили: «А можно мы не будем присутствовать на Таинстве Крещения младенца. Вы нас просто запишите. Мы за все заплатим, как положено». Получается, люди воспринимают Крещение по факту оплаты. В таком случае происходит профанация Таинства. И чему, спрашивается, смогут в будущем научить ребенка такие горе-крестные?

Огласительные беседы — это возможность дать понять, что Крещение — не товар, что лежит на прилавке, а великое и спасительное Таинство, во время которого действует невидимым и непостижимым образом благодать Божия, возрождающая от греха человеческую душу.

Иногда приходится даже отказывать в Таинстве Крещения тем людям, которые не готовы к принятию православной веры. Как, например, можно покрестить человека после такого диалога , который цитирует в своей беседе Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин?

— Зачем Вы принимаете Таинство Крещения?

— Ну, так надо. Просто я русский.

— А Вы в Бога верите?

— Нет.

— А зачем креститесь?

— Это не Ваше дело!

Некоторые, приходящие креститься, желают сменить свое имя. Бытует такое странное суеверие, что если в жизни человека случаются неудачи, проблемы, надо перекреститься с другим именем. Бывает даже так, что человек пытается скрыть свое имя и принять Крещение с другим. Такому человеку должно быть, конечно, тоже отказано в Крещении. Но здесь нет ничего удивительного: священник же отказывает в Таинстве Причастия тем людям, которые совсем к нему не готовились. Он не причащает всех подряд, людей, зашедших с улицы. И это вполне нормально, такое отношение, на мой взгляд, должно быть ко всем Таинствам Церкви.

Не только для людей, желающих принять Таинство, но и для самих священников чрезвычайно важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего Крещения… Здесь всегда необходимо сердечное участие священника, необходимы катехизация — подготовка к совершению Таинства — и проповедь. Ведь в эти главные моменты жизни особенно легко найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем.

Человек, принимающий Святое Крещение формально, больше в храм не придет. Человек, осознавший его значимость, станет постоянным прихожанином. Это действительно так, многие люди, которые посетили огласительные беседы, переосмысливают свое отношение к Церкви. Некоторые родители после крещения детей начинают сами регулярно участвовать в Таинстве Исповеди и Причастия.

Родители и восприемники крещаемых младенцев — это особая и очень интересная категория людей. Это будущее и опора нашей Церкви и нашего государства. В большинстве своем это молодые и энергичные люди, совсем недавно создавшие семью, часто имеющие высшее образование и интересную работу. Они приступили или только приступают к непростому делу воспитания своих детей. Но, вместе с этим, это еще и те, кто принял Крещение в конце 80-х — начале 90-х годов, находясь во младенческом возрасте, просто «по традиции». Сейчас они снова в храме, принесли своих младенцев. И это замечательная возможность встретиться со священником, задать интересующий вопрос.

В нашем храме с течением времени крестные родители стали относиться с бо/льшим вниманием к огласительным беседам. Некоторые крестные родители приезжают за несколько десятков километров на беседы перед Таинством. Но мы понимаем, что останавливаться на достигнутом не стоит, необходимо применять при проведении бесед современные методы с использованием компьютерной техники и видеопрезентаций.

Посещение огласительных бесед — это возможность открыть для себя Церковь Христову, а через познание основ веры приобщиться невидимой, освящающей благодати Божией, благодаря которой преображается и просветляется душа человеческая. И так важно не пройти мимо этой возможности.

Священник Кирилл Бауков



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи