Путь в пропасть

Путь в пропасть

Сбросился с моста, наглотался таблеток, прыгнул с крыши многоэтажки… Суициды становятся настоящим бичом нашего времени. Причины, ведущие к этому поступку, кажутся банальными. Почему же люди делают этот роковой шаг? О самоубийствах мы беседуем с председателем дисциплинарной канонической комиссии Покровской епархии протоиереем Александром Писларем.


— Отец Александр, что, на Ваш взгляд, заставляет современных людей, нередко состоявшихся и благополучных, решиться на столь отчаянный шаг?

— Действительно, сегодня эта проблема приобрела катастрофические размеры. Согласно статистике, самоубийства в мире занимают третье место среди всех причин смертей. Только в России ежегодно добровольно уходят из жизни порядка 60 тысяч человек. Людей, делавших попытку перейти эту страшную грань, в разы больше.

Каковы же причины печального явления? Начнем с того, что резкий скачкообразный рост суицидов в России отмечен в начале XX века. Это время совпадает с определенными социологическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, когда атеизм проник во все сферы общественной жизни. Именно в начале XX века на карте мира впервые в истории человечества появилось государство, где безбожие и атеизм стали официальной идеологией — это советская Россия. Сегодня мы пожинаем, так сказать, горькие плоды этих преобразований.

Неслучайно, согласно статистике, по количеству суицидов лидируют страны бывшего Советского Союза. Первое место занимает Литва, второе — Российская Федерация. Кроме того, на трагичную статистику влияет и степень религиозности того или иного региона. Например, зафиксировано, что наибольшее количество суицидов происходит на севере России — в Удмуртии и на Алтае, где преобладают язычество и шаманизм. Традиционные же религии, такие как христианство, ислам, иудаизм, осуждают самоубийство, относя его к категориям тяжких смертных грехов. В северных регионах крайне мало храмов, что затрудняет духовное просвещение людей.

Причин, подталкивающих человека к самоубийству, много. Безусловно, на первое место выходит духовный кризис современного общества, связанный с утратой веры. В пример хочу привести цитату из трактата «О самоубийстве» известного философа Николая Бердяева: «Когда сердце человека не согрето верой, когда он не чувствует близости и помощи Бога и зависимости своей жизни от благой силы, трудность становится непереносимой».

— Как уберечь своих близких, особенно детей, от этого страшного шага?

— Наверное, стоит быть более внимательными к душевному состоянию своих близких и родных, ни в коем случае не отстраняться от их проблем. Предрасположенность к суициду можно обнаружить по внешним проявлениям. Психологи говорят, что человек, который готовится к суициду, проявляет себя двойственным образом. С одной стороны, он внутренне готовится к совершению самоубийства, с другой — он как бы подает сигналы — призывы о помощи. Это проявляется и на вербальном, и на невербальном уровне. Человек начинает говорить на тему самоубийства, о своих психологических трудностях, о потере смысла жизни. Очень важно в такой ситуации не остаться равнодушным, не считать, что это проявление какой-то человеческой слабости или попытки манипулирования близкими. Так очень часто думают родители по отношению к своим детям. Хотя, повторюсь, что такое поведение — это призыв о помощи. В этом случае, возможно, оказать помощь по двум направлениям: духовному (необходимо усиленно молиться о человеке, оказавшемся в трудной ситуации, обратиться за помощью к священнику) и душевному (стоит спросить совета у психолога). В психологии имеется целое направление — суицидология. Накоплен большой опыт по выявлению признаков, определяющих суицидальное настроение человека. Имеется специальная программа по оказанию психологической помощи.

— Буквально каждый день мы читаем сообщения о самоубийствах. За прошедшую неделю в Саратовской области несколько человек, в том числе подросток, пытались свести счеты с жизнью. Сегодня многие обвиняют социальные сети, где выложены инструкции легкого ухода из жизни. Что Вы скажете по этому поводу? Действительно ли дело в социальных сетях или недостаточном внимании к детям со стороны школы и родителей?

— Я думаю, имеют место и первая, и вторая причины. Суицидологи свидетельствуют о том, что самоубийства иногда носят заразительный характер. Известно, что волна самоубийств захлестнула Европу после публикации произведения Иоганна Гете «Страдания молодого Вертера». Причиной суицидов стала и повальная эмиграция русских людей в Европу в начале XX века из-за социальных и политических проблем.

С другой стороны, современная пропаганда, идеализация суицида, которую мы наблюдаем, в том числе и в социальных сетях, оказывает значительное воздействие на наше общество, тем более на подростков.

Однако не следует забывать, что по статистике главной причиной самоубийств среди подростков являются конфликты внутри семьи, то есть сложные отношения с родителями. Здесь стоит еще раз упомянуть о том, что родители должны быть очень внимательными к любому изменению в поведении своего ребенка и при необходимости обязательно обращаться за помощью к специалистам. Сегодня для этого имеются специальные службы, «Горячие линии». Специалисты-психологи помогут разобраться родителям в том, насколько их опасения обоснованы, и правильно выстроить свои дальнейшие отношения с детьми.

Практика показала, что если подобная ситуация и возникает в семье, то преодолеть ее крайне сложно. Потому что сами родители зачастую бывают не готовы изменить отношение к своим детям. И в этом случае весомую помощь может оказать священник. Церковь начинает молиться не только за подростков, но и за родителей. Очень часто именно благодаря духовной помощи люди находят выходы из самых трагических ситуаций. Но такую духовную помощь могут ощутить только верующие люди.

— Почему нельзя отпевать самоубийц?

— Действительно, каноны христианской Церкви весьма строги по отношению к греху самоубийства. 14-е правило святителя Тимофея Александрийского запрещает какие-либо виды церковного поминовения человека, который добровольно лишил себя жизни. Отмечу, что суровость и строгость церковных канонов вполне оправданы. Прежде всего, эти правила имеют большое духовное значение для всех нас, живущих в жизни земной. Они помогают удержаться человеку, который находится на грани, от совершения этого отчаянного поступка. Опять же, хочу добавить, что Церковь осуждает не самоубийц, а грех самоубийства. К самому человеку Церковь не может не испытывать жалости.

Отказываясь от вынесения суда в этой жизни, она предоставляет это суду Божьему. Поэтому Церковь допускает определенные виды поминовения и молитвы. В современной Русской Православной Церкви в этих случаях читают молитву преподобного Льва Оптинского. Архимандрит Иоанн Крестьянкин благословлял своих чад помимо домашних молитв читать еще и канон митрополита Вениамина Федченкова. Однозначного отношения к канону не существует, но, тем не менее, необходимость чтения домашней молитвы признают большинство православных духовников.

— Значит, родственники покойного, наложившего на себя руки, не могут заказывать за него требы в храме. Но бывают ли исключения?

— Исключения делаются в том случае, когда есть возможность доказать, что человек, совершивший самоубийство, находился в состоянии духовного помрачения или психической болезни. Для этого родственники умершего должны обратиться в каноническую комиссию, которая имеется при каждом епархиальном управлении. Обращение должно подтверждаться соответствующими медицинскими документами. Как правило, священники, имеющие многолетний опыт работы в канонической комиссии, представляют, какие именно психические заболевания могут с христианской точки зрения считаться уважительными.

Кроме того, в современной жизни очень часто встречаются случаи, когда близкие обращаются в соответствующие епархиальные структуры с просьбой отпеть покойного, поскольку они уверены, что смерть их родственников вызвана не суицидом, а какими-то другими причинами. И такие случаи нередки. Например, когда человек погибает насильственной смертью, а официально признано, что совершен суицид. Родственники в этом случае находятся в замкнутом порочном круге. Они уверены, что на самом деле он стал жертвой. Если по фактам, которые они излагают, мы видим, что это была действительно насильственная смерть, то идем навстречу. Таких людей отпевают и дают разрешение на все виды дальнейшего поминовения.

В заключение снова хотелось бы процитировать философа Николая Бердяева. В уже упоминавшемся трактате он писал, что самоубийство по своей природе всегда есть отрицание трех главных христианских добродетелей: веры, надежды, любви. Самоубийца есть человек, потерявший веру. Бог перестал для него быть реальной, благой силой, управляющей жизнью. Он потерял надежду, впав в грех уныния и отчаяния. И наконец, этот крайний шаг связан с потерей любви. Поскольку самоубийца, совершая страшное деяние, не думает о тех людях, которых он оставляет в земной жизни и которым он своим поступком причиняет страшные муки и страдания. Присутствие в человеке хотя бы одной из этих трех добродетелей способно остановить человека в самый страшный момент, что еще раз подтверждает, что главными причинами являются отсутствие настоящей живой веры в Бога.

Беседовала Елена Гранкина

* * *

За советом

Если у вас возникли вопросы, вы можете обратиться к дежурному священнику канонической комиссии, принимающему каждый понедельник с 10:00 до 13:00 в воскресной школе Свято-Троицкого собора г. Покровска. Или проконсультироваться у протоиерея Александра Писларя по телефону 8–906–303–32–88 (canonicum@pravpokrov.ru)



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи