Суд или милость — что выбрать?

Суд или милость — что выбрать?

Перед началом Великого поста все православные люди просят друг у друга прощения, чтобы приступить к постному подвигу с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова. В Евангельском чтении, которое мы слышим во время Литургии, говорится: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14).

В связи с этим невольно задумываешься над жизненными ситуациями, с которыми приходится сталкиваться. Когда человек сознательно преступает все законы — и общечеловеческие, и Божьи — и совершает убийство, грабеж, воровство, мошенничество…

Однажды коснулось такое зло и моей дочери. Она собиралась менять машину и, продав старую, доверила приобретение нового автомобиля знакомому мужчине. До этого он уже помогал ей в подобных делах, и оснований не верить ему не было. Сначала он долгое время нас обманывал, объясняя отсутствие обещанной машины самыми разными причинами. Потом, когда обман раскрылся, мы узнали, что он к тому времени уже имел судимости за мошенничество. Полгода мы жили в постоянном нервном напряжении. Ни денег, ни машины и крупная сумма, взятая в кредит на ее приобретение, которую нам предстояло долго выплачивать.

Свои обещания отдать деньги мужчина не выполнял, а потом совсем пропал и не отвечал на звонки. Изредка видели его в Свято-Троицком соборе, на службе, в длинной очереди желающих приложиться к святым мощам, привезенным в храм. Однажды при встрече упрекнула его: ходит в церковь и такой грех берет на себя. В ответ услышала: «У вас тоже есть грехи». Да, они есть у всех. Но как же можно молиться, каяться, что-то просить у Господа и, выйдя из церковных стен, не стремиться изменить себя, не стремиться стать лучше, чище душой и помыслами?

Мы не таим зла на этого человека, который доставил нам столько переживаний, и даже не столько из-за денег, которые мы потеряли, а из-за чувства обиды от несправедливости. Он понесет уголовное наказание по закону. А Божий закон, что он говорит в таких случаях? Надо ли прощать таких людей? И что это значит — не подавать на них заявление в правоохранительные органы?

Наталья Аркадьева


Идеал всепрощения, о котором говорится в Евангелии, предлагается нам в качестве примера, некой программы максимум. Но человек должен к каждой конкретной жизненной ситуации подходить с рассуждением и взвешивать свои собственные силы. К примеру, я считаю, что меньшее зло — высказать ближнему свое недовольство или претензии, чем несколько недель дуться и не разговаривать с этим человеком. Так же и когда речь идет о совершении преступления — нужно взвесить свои духовные силы. Если вы имеете меру духовной зрелости, познания Истины, как преподобный Серафим Саровский, который, имея все возможности оказать сопротивление напавшим на него разбойникам, опустил топор и принял их нападение, собственное увечье, сразу простив своих обидчиков, тогда не нужно преследовать нарушителей закона. Если же не имеете такой меры, можно обратиться в правоохранительные органы. К тому же надо думать и о тех последствиях, том ущербе, который преступник может нанести другим людям, если не будет остановлен.

Но, оказывая сопротивление беззаконию, нужно соблюдать меру, не давать волю своим страстям. Господь говорит: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Если ты не можешь этого сделать, то хотя бы не отвечай ударом за удар, а тем более — ударом дубиной по голове за пощечину. Для этого и существует человеческий закон. Как сказано в Священном Писании: Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 4). Закон предусматривает адекватную меру наказания за преступление для всех его нарушителей.

Нужно стараться избегать подобных искушений. Не доверять деньги первому встречному, а если человек знакомый, все же оформить вашу сделку юридически. Если обижают вашего ребенка, постараться найти возможность и оградить его от насилия. Не надо женщине ночью одной ходить по темным переулкам, стоит на ключ закрывать свою квартиру и не разгуливать по рынку с кошельком напоказ. Ведь недаром же существует русская пословица: «Береженого Бог бережет».

Конечно, мы живем в человеческом обществе, которое развивается по своим законам, порой очень далеким от христианских норм. Когда русские купцы заключали торговые сделки, они клялись перед иконами в истинности добрых намерений. И нарушение такой клятвы грозило потерей репутации. А сегодня людьми чаще руководит страх, но не Божий, а страх наказания. Поэтому трудно ожидать от таких людей нравственного, достойного поведения.

И порой приходится удивляться, что человек совершил страшное преступление, а его наказание абсолютно несоразмерно с тем злом, страданием, которое он причинил. Это очень тонкая грань. Государство по своей сути должно брать и берет на себя эту ношу судии. Может, не всегда идеального судии. Но рассмотреть, а тем более исполнить справедливость в обществе, пораженном грехом, бывает очень непросто.

Одно можно сказать точно — Господь всегда наказывает человека, который приносит зло людям, совершает грех, преступление. Да, это наказание порой приходит не так очевидно, не так явно, как нам этого, может быть, хотелось бы. Но суд Божий нелицемерен, он не даст человеку уйти от наказания, пусть даже мы его не разглядим и не заметим.

Часто возникает вопрос: «Как же преступники в храм ходят?». Но храм, он на то и храм. Церковь принимает всех людей и открывает дорогу к покаянию всякому грешнику. Видя грешника в храме, конечно, мы можем заподозрить, что он лицемерит. Но кто может на самом деле измерить душу человека, его внутреннее состояние? Ведь есть пример, когда разбойник первым вошел в рай, покаявшись и исповедовав Христа Богом на кресте, в последний момент своей жизни, а ближайший ученик предал Господа. Перед Богом каждый человек будет сам отвечать: насколько он искренне кается или же лицемерит.

То, что порой преступник воспринимает храм как место, где он может избавиться от угрызений совести, не отменяет святости Церкви, Божественного милосердия и возможности истинного покаяния для такого человека. Если он не захочет этой возможностью воспользоваться, это, как говорится, его трудности. На себя не нужно брать роль крайнего судии, который может в полной мере оценить глубину покаяния такого человека.

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи