Почему Церковь поет?

Почему Церковь поет?

Когда человек приходит в храм на богослужение, то сразу же обращает внимание на звучащую молитву в исполнении хора, то есть на само присутствие музыки. А зачем вообще петь молитвы? Ведь их можно читать.

Интересно и то, как поет хор, и не только хор, но церковно- и священнослужители. Прихожанам хорошо слышны их поставленные голоса, слух, даже музыкальность. Известно, что и в семинарии духовное пение имеет особое значение среди прочих предметов. Собственно, почему Церковь поет? Зачем ей столько музыки? Ведь даже хоров бывает несколько: левый и правый? Для чего они нужны и почему их так называют? Каков смысл и назначение мужских, женских и смешанных хоров? Ко всему остается только добавить, что в храмах еще и потрясающая акустика, располагающая к пению и чтению…

Нередко можно услышать мнение, и самому ощутить, что церковная музыка задевает и уже не отпускает, соприкосновение с ней разворачивает к Церкви, побуждает к молитве. Почему? В этом контексте интересно и то, что в богослужении участвует именно большой хор, а не дуэт и не трио. И почему тогда не используются музыкальные инструменты, в то время как в католичестве органная музыка — полноценный атрибут служения?

Дарья Хохлова

Сегодня подобные вопросы возникают довольно часто, но еще 50–100 лет назад их вряд ли бы задавали. Раньше родственники, собираясь по праздникам, пели — так было принято. В настоящее время традиции пения уходят из жизни русского народа, а вместе с ними и его дух. Ведь в песнях заключаются чувства и переживания, отражающие, что есть русский народ. У этого явления много причин, одна из которых — технический прогресс: наличие телевидения, Интернета, аудио- и видеоносителей. А ведь пение — неотъемлемая часть любого общества, в том числе и русского, выражающая радости, скорби, сомнения, искания. Взгляните на историю человечества — пение во все времена сопровождало людей. Идущие в бой воины — поют, страдающая женщина — плачет, но и это в какой-то степени пение. Есть даже такой литературный жанр — плач.

Церковь, безусловно, тоже поет. Церковное пение является выражением духовных переживаний человека. Практически все богослужение поется: хором, священником, народом. Традиция петь службу восходит к глубокой древности, к самому основанию Церкви. Изначально пелись краткие псалмы, отрывки молитвословий. Со временем богослужебный Устав развился, приобрел современный вид, но пение осталось одной из самых главных его составляющих.

Человек, только начинающий воцерковление, задается многими вопросами, касающимися жизни Церкви и ее учения. И часто ответ находит не разум, а сердце. И церковное пение, позволяющее прикоснуться к Богу, к святыне, проникающее прямо в сердце, пробуждает такие чувства, которые не трогает ни одно слово.

В молитвах и на богослужении мы воспеваем Господа. Светский человек спросит: «А почему воспеваем?» Потому что душа, переполненная радостью, поет. И потом, пение имеет практический смысл — так текст молитвы запоминается лучше и быстрее. Тем не менее, в богослужении есть время не только пению, но и чтению, и даже молчанию. Например, Великий пост — время покаяния, созерцательного отношения к жизни. Человек старается быть внимательнее к себе, к тому, что происходит вокруг. Поэтому в богослужении происходят перемены — пение уступает место чтению священных текстов, и человек, который регулярно ходит в храм, это, конечно же, замечает.

Справедливо отмечено, что священнослужители, как правило, имеют поставленные голоса. Пение — это навык, умение, которому учат в семинариях, церковных школах. В программе семинарского обучения духовному пению отводят час или два в неделю. Почему этому уделяют так много внимания? С одной стороны, к сожалению, сейчас абитуриенты практически не умеют петь, и их нужно учить. Опять же это связано с тем, что традиция петь ушла. С другой стороны, священник должен научиться не только духовным качествам, но и внешней составляющей церковной жизни — ее правилам и традициям. Здесь можно привести такой пример: когда мы обращаемся к врачу, то хотим, чтобы он был профессионалом, а его инструменты были лучшего качества. Так же и в Церкви. Ее благолепие достигается определенными навыками. Священник должен уметь правильно петь, читать.

В церковном Уставе сказано, что читать следует бесстрастно. И это также касается пения. Чтец не передает свое настроение и чувства, а помогает прихожанам прикоснуться к Богу. В свою очередь, церковное пение дает возможность человеку бесстрастно вслушаться в слова и ощутить собственные переживания, то есть настроиться на молитву, помогает отрешиться от суеты.

Светским людям бывает неловко в храме — они не понимают, о чем поют на богослужении. Поэтому им предстоит учиться слушать слова молитвы. И в этом плане устройство храма немаловажно. Однако стоит понимать, что храм — это не концертная площадка и не театр. Мы должны обращать внимание на то, что здесь происходит, а не каким образом. Конечно, на протяжении столетий формировались типы православной архитектуры. Основой послужила базилика — римское государственное учреждение, где совершались первые богослужения, а затем распространение получил крестово-купольный тип. Но, несмотря на все стили, храмы строили так, чтобы прихожанам хорошо было слышно молитву. Ведь мы приходим на службу, чтобы слагать в своем сердце знания о Боге, возвышающие и отрешающие нас от суеты.

Значительную часть молитв на богослужении поет хор. В древности такого хора, какой мы имеем сейчас, не существовало — песнопения воспевали прихожане. Они же реагировали на провозглашаемые догматы. Например, на службе священник говорит какой-то возглас, а хор отвечает: «Аминь». Это слово из древнееврейского языка, до сих пор у нас использующееся и далеко не всем понятное, можно перевести как «истина» или «я с этим согласен». Прихожане отвечали на возглас согласием или несогласием. Со временем напряженность духовных чувств, переживаний христианской общины снизилась, а богослужебный материал увеличился, и поэтому появилась потребность в профессиональных певцах и чтецах. Так стали образовываться хоры. По сути, хор — это народ, Церковь. Сегодня тоже можно встретить храмы, где люди поют всей общиной, но это редкость.

Еще 200–300 лет назад Русская Церковь за богослужением употребляла знаменное пение. Сегодня в большинстве храмов используется пение партесное, пришедшее к нам из Европы в XVII–XVIII веках. Главной тенденцией эпохи было заимствование европейского образа жизни и культуры, как светской, так и церковной. Но это было не так уж и плохо. В период гонений на Русскую Церковь эмигрировавшие миряне и духовенство подарили Европе и Америке православные песнопения, которые по своей структуре были им понятны. Такая метаморфоза дала возможность западным странам почувствовать Православие.

По мере прихода в Россию партесного пения, многогранного и многоголосного, появилась необходимость расширять диапазон хора. Женские голоса добавили краски, благодаря чему хор зазвучал шире, масштабнее. Открылся простор для создания новых песнопений. Это был естественный и непрерывный процесс. Вообще, женские и смешанные хоры — явление довольно позднее. Если говорить о русской церковной жизни, то такие хоры, за исключением монастырских, появились чуть больше столетия назад. В приходских храмах Православной Церкви традиционно существовали только мужские хоры. Потому что богослужение — это в какой-то степени мужская профессия. Женщины в наших храмах стали получать некоторые должности, в том числе пропуск на клирос, только в XIX веке. Появление женского и смешанного хоров было обусловлено ослаблением церковной жизни. В советское время, когда священников расстреливали, а храмы пустовали, на помощь приходили женщины-мироносицы, которые пели, читали и даже помогали в алтаре, хотя это противоречит церковным канонам.

Разделение хоров на правый и левый предназначалось для антифонного пения и появилось еще в IV веке в Константинопольской Церкви при святителе Иоанне Златоусте. Тогда молитвы воспевались попарно, на два клироса. Сегодня это тоже встречается. Хотя чаще всего антифонное пение правого и левого хоров можно услышать на больших, праздничных службах. Но в богослужении есть моменты, прописанные в Уставе, когда некоторые песнопения поет трио, дуэт или даже один человек.

Что же касается использования музыкальных инструментов, то традиционно и в католичестве, и в Православии инструментальная музыка не использовалась. Органная музыка, ставшая для западной Церкви постоянным элементом службы, — позднее явление. В России вообще любая музыка в богослужении не применялась, так как она по-иному действует на человека, вызывает определенные эмоции, а церковное пение и чтение должны пробуждать покаянное чувство, духовное переживание. Можно сказать, что в нашем богослужении используется самый совершенный инструмент — человеческий голос, которым нас наградил сам Господь.

Есть такое понятие — музыкальное приношение. Это некая жертва, похвала, через которую мы выражаем свою признательность и любовь. Что может принести человек Богу? Он может воспеть и прославить Его через молитву. На мой взгляд, каждому прихожанину нужно пройти клиросное послушание, чтобы как можно лучше узнать церковную жизнь. В монастыре регент, учивший нас петь, всегда говорил: «Ваша задача — научиться не столько петь, сколько слушать». Когда человек учится петь, он учится не только музыке, но приобретает такие добродетели, как смирение, единение, чувство локтя. Вспомним воинов, идущих в бой с песней. Они поют, потому что ощущают свою силу и мощь, единение и братство. Церковь не принижает значение личности, она лишь говорит, что не все сводится к талантам и желаниям одного человека. Христианство — религия общества, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Епископ Покровский и Николаевский ПАХОМИЙ


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи