Скорая духовная помощь

Служба милосердия, корни которой уходят в дореволюционное прошлое России, сейчас возрождается вновь. В г. Балаково вот уже второй год при Свято-Троицком храме существует филиал общества милосердия Саратовской митрополии.  

Их пока всего трое: Галина, Ирина и Нина. Две из них — профессиональные медсестры, работают на договорной основе, по определенному графику. Сфера деятельности — инфекционное отделение горбольницы, реанимация и отделение интенсивной терапии. Курирует службу отец Александр Бабич, священник балаковского Свято-Троицкого храма, сам по профессии врач. А еще в его ведении — дом престарелых и женская консультация.

— В чем заключается работа? В первую очередь, во внимательном и кропотливом уходе за больными,— рассказывает отец Александр.— А для сестры милосердия это всегда связано с внутренним деланием, молитвой. Впрочем, молитва никогда не выставляется напоказ, но, как для любого православного, должна быть образом жизни, который и проявляется в добрых делах — в жизни по заповедям. У нас ведь здесь самые тяжелые лежат. Поить, кормить, перевязывать, исполнять другие потребности больного человека, видеть боль, слезы и горе почти каждодневно — это очень тяжело. Как выдерживают? Утешение в молитве находят, Господь дает силы. Учиться делам милосердия приходят добровольцы, в первую очередь, это верующие люди. Хотя в принципе может прийти и любой человек, даже тот, кто еще не пришел к вере. Эта духовная практика — доброделание — очень быстро приводит к Богу, к смирению и любви, без которых невозможно милосердие.

О том, что такое сестринский уход, нет нужды рассказывать. Врачи на собственном опыте знают, что более чем в половине случаев он помогает выживать больным после тяжелых операций. А сестры милосердия лечат не только тело, но и душу. И еще они — связующая нить между больным и священником.

— Задача священника,— продолжает отец Александр,— советовать сестрам, как поступать в конкретных случаях. Когда они обращаются за помощью, мы с ними многое обсуждаем и стараемся все делать сообща. Непосредственно больными занимаются они. Моя функция, скорее, патронаж. Помогает и собственный врачебный опыт.

— А по отношению к больным?

— Я исповедую, причащаю их, молебны служим, поминаем имена пациентов о здравии на Литургии. Если не успеваем сами, медработники передают нам такие записочки для поминовения. Провожу с больными беседы, если они этого хотят и нуждаются в духовном совете. 

На вопрос, обращаются ли к ним люди некрещеные, невоцерковленные, Галина говорит:

— Было и такое. Незадолго до смерти больной, Николай, обратился к нам с такой просьбой. Окрестили его, он соборовался, причастился, такой радостный был… И это не единичный случай. Юлия лежала, тяжелобольная, она уже в кому впала, мы не смогли ее причастить, расстроились очень, а потом, часа через два, по милости Божией она вдруг пришла в себя, буквально на некоторое время. Звоню батюшке, он тут же приехал и причастил ее, и она отошла. А ведь это так важно для нее… Иногда бывает, что до десяти человек желают причаститься. Людям утешение нужно, слово Божие, нужна уверенность, что Бог их не забыл. Мы в первую очередь, когда приходим сюда, спрашиваем, не хотят ли они видеть батюшку. Вызываем отца Александра, он тут же приезжает. Знаете, как нас здесь называют? Скорая духовная помощь. 

В том, что это действительно так, мне довелось убедиться самой. Много лет назад, в начале 90-х, в таежной глубинке батюшка буквально за полчаса до смерти окрестил годовалого ребеночка. И что поразило всех нас, бывших в то время в храме: мама, стоя на коленях возле остывающего тельца, раз за разом повторяла:


3_2.jpg

— Благодарю Тебя, Господи, теперь мой сыночек будет жить вечно…

Можно много рассуждать о доброделании, милосердии, любви к ближнему, а можно просто прийти туда, где тяжелее всего, и без лишних красивостей делать свое дело. А наградой, даже при самом крайнем исходе, будут вот эти слова: «Теперь у Господа он будет жить вечно»… 

Бывший пациент отделения интенсивной терапии Петр, потерявший в ДТП жену и дочь и сам оставшийся калекой, рассказывает:

— Пришел в себя — на стены бросался. Хотелось только одного — умереть, ведь у меня никого больше не осталось. Это сестрички меня на ноги поставили. Врачам огромное спасибо, а им — в десять раз большее, они мне душу оживили. Молюсь за них каждодневно… А ведь я их сначала было за сектантов принял, пока своими глазами крестики нательные не увидел…

— Мешают сектанты?

— Да, они здесь частенько появляются. Приносят свои книги, оставляют их целыми пачками. Причем стараются наведываться в наше отсутствие,— говорит Галина,— прихожу, а книги уже лежат… Сейчас, правда, меньше ходят. Как узнали, что здесь будет православный храм, реже стали появляться. А больным мы разъясняем, чтобы не читали эти книги — там искажено учение Господа, нет духовной благодати. Читать их — просто грех.

Во 2-м инфекционном отделении лежат и специфические больные, люди без определенного места жительства. У многих нет даже документов, и оказать им какую-либо помощь, кроме врачебной, очень сложно.

— Все упирается в финансы,— продолжает Галина.— Ведь для того, чтобы выхлопотать такому пациенту паспорт, нужно в первую очередь штраф заплатить. Церковь сама живет на пожертвования прихожан, благотворителей. Хотелось бы, чтобы помогали нам люди. Те же соцслужбы сюда практически не приходят. А мы были бы им очень рады и вместе могли бы помогать людям. Выписали человека без паспорта из больницы — и куда он? Опять на улицу, опять то же самое…

— Нам очень нужны помощники,— говорит отец Александр.— Будущие медсестры из медицинского училища, например, могли бы здесь пройти хорошую школу любви, терпения, самопожертвования. В Саратове проще, там уже есть определенный базовый костяк — учебный центр сестер милосердия, мединститут, медучилище. Когда епархия к ним обращается, они присылают волонтеров. А главное — там уже наработан определенный опыт, мы же, по сути, только начинаем.

По словам исполняющей обязанности главного врача больничного комплекса Е.А. Кочетовой, помощь, которую оказывает служба милосердия, неоценима:

— Здесь, в инфекционном отделении, у нас лежат люди, которые в силу каких-то жизненных обстоятельств остались без родственников, без ухода. Помимо медпомощи с ними нужно просто поговорить, успокоить. У нас не хватает на это времени — хирурги постоянно заняты в операционной, у терапевта очень много медицинской документации,— а сестрички дают им утешение душевное. Мы спокойны за отделение, где работают сестры милосердия. 

В один голос говорят об этом и главная медсестра больничного комплекса Т.Д. Красулина, и заведующий вторым инфекционным отделением С.А. Виняков, и старшая медсестра того же отделения Л.М. Осташенко, и все больные, с которыми удалось побеседовать.

Ухаживать за больными, стариками, заботиться о детях, о людях, у которых уже сформировалось убеждение, что они никому не нужны и жить, в общем-то, незачем… Пропускать все это через свое сердце, исполняя тем самым главнейшую заповедь Христову о любви к ближнему. Все это — милосердие.

А мне вспомнился недавний случай. Во время пребывания в Балаково ковчега с частицей мощей блаженной Матроны Московской в очереди рядом стоял мужчина, по виду бездомный, с иконкой святой в руках. Сказал, что друг в онкодиспансере умирает, просил приложить иконку к мощам. Поразили его слова: «Вот пришел сюда. Кому мы еще нужны, кроме Церкви? Никому — ни государству, ни близким. Одна надежда осталась — Бог пока от нас не отворачивается…» 

Кто знает, где завтра можем оказаться мы, сегодня вполне благополучные? И не станет ли милосердие других единственной возможностью спасения наших душ? В наших силах оказать помощь людям, которые верят: мы сами отворачиваемся от Бога, а не Он от нас…

Валентина Николаева

Нашей «духовной скорой» очень трудно. Чужая боль давит не меньше своей. Их мало. Пока. Но они уверены, что помощники будут. Ведь за них молятся все их бывшие и настоящие подопечные. Хотите помочь им? Приходите в храм во имя Святой Троицы г. Балаково, там очень ждут вас.  


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 сентября 2017 г. 7 сентября ст.ст. среда. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Мч. Созонт Помпеольский
Мч. Созонт Помпеольский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.
(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . .

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи