Скорая духовная помощь

Служба милосердия, корни которой уходят в дореволюционное прошлое России, сейчас возрождается вновь. В г. Балаково вот уже второй год при Свято-Троицком храме существует филиал общества милосердия Саратовской митрополии.  

Их пока всего трое: Галина, Ирина и Нина. Две из них — профессиональные медсестры, работают на договорной основе, по определенному графику. Сфера деятельности — инфекционное отделение горбольницы, реанимация и отделение интенсивной терапии. Курирует службу отец Александр Бабич, священник балаковского Свято-Троицкого храма, сам по профессии врач. А еще в его ведении — дом престарелых и женская консультация.

— В чем заключается работа? В первую очередь, во внимательном и кропотливом уходе за больными,— рассказывает отец Александр.— А для сестры милосердия это всегда связано с внутренним деланием, молитвой. Впрочем, молитва никогда не выставляется напоказ, но, как для любого православного, должна быть образом жизни, который и проявляется в добрых делах — в жизни по заповедям. У нас ведь здесь самые тяжелые лежат. Поить, кормить, перевязывать, исполнять другие потребности больного человека, видеть боль, слезы и горе почти каждодневно — это очень тяжело. Как выдерживают? Утешение в молитве находят, Господь дает силы. Учиться делам милосердия приходят добровольцы, в первую очередь, это верующие люди. Хотя в принципе может прийти и любой человек, даже тот, кто еще не пришел к вере. Эта духовная практика — доброделание — очень быстро приводит к Богу, к смирению и любви, без которых невозможно милосердие.

О том, что такое сестринский уход, нет нужды рассказывать. Врачи на собственном опыте знают, что более чем в половине случаев он помогает выживать больным после тяжелых операций. А сестры милосердия лечат не только тело, но и душу. И еще они — связующая нить между больным и священником.

— Задача священника,— продолжает отец Александр,— советовать сестрам, как поступать в конкретных случаях. Когда они обращаются за помощью, мы с ними многое обсуждаем и стараемся все делать сообща. Непосредственно больными занимаются они. Моя функция, скорее, патронаж. Помогает и собственный врачебный опыт.

— А по отношению к больным?

— Я исповедую, причащаю их, молебны служим, поминаем имена пациентов о здравии на Литургии. Если не успеваем сами, медработники передают нам такие записочки для поминовения. Провожу с больными беседы, если они этого хотят и нуждаются в духовном совете. 

На вопрос, обращаются ли к ним люди некрещеные, невоцерковленные, Галина говорит:

— Было и такое. Незадолго до смерти больной, Николай, обратился к нам с такой просьбой. Окрестили его, он соборовался, причастился, такой радостный был… И это не единичный случай. Юлия лежала, тяжелобольная, она уже в кому впала, мы не смогли ее причастить, расстроились очень, а потом, часа через два, по милости Божией она вдруг пришла в себя, буквально на некоторое время. Звоню батюшке, он тут же приехал и причастил ее, и она отошла. А ведь это так важно для нее… Иногда бывает, что до десяти человек желают причаститься. Людям утешение нужно, слово Божие, нужна уверенность, что Бог их не забыл. Мы в первую очередь, когда приходим сюда, спрашиваем, не хотят ли они видеть батюшку. Вызываем отца Александра, он тут же приезжает. Знаете, как нас здесь называют? Скорая духовная помощь. 

В том, что это действительно так, мне довелось убедиться самой. Много лет назад, в начале 90-х, в таежной глубинке батюшка буквально за полчаса до смерти окрестил годовалого ребеночка. И что поразило всех нас, бывших в то время в храме: мама, стоя на коленях возле остывающего тельца, раз за разом повторяла:


3_2.jpg

— Благодарю Тебя, Господи, теперь мой сыночек будет жить вечно…

Можно много рассуждать о доброделании, милосердии, любви к ближнему, а можно просто прийти туда, где тяжелее всего, и без лишних красивостей делать свое дело. А наградой, даже при самом крайнем исходе, будут вот эти слова: «Теперь у Господа он будет жить вечно»… 

Бывший пациент отделения интенсивной терапии Петр, потерявший в ДТП жену и дочь и сам оставшийся калекой, рассказывает:

— Пришел в себя — на стены бросался. Хотелось только одного — умереть, ведь у меня никого больше не осталось. Это сестрички меня на ноги поставили. Врачам огромное спасибо, а им — в десять раз большее, они мне душу оживили. Молюсь за них каждодневно… А ведь я их сначала было за сектантов принял, пока своими глазами крестики нательные не увидел…

— Мешают сектанты?

— Да, они здесь частенько появляются. Приносят свои книги, оставляют их целыми пачками. Причем стараются наведываться в наше отсутствие,— говорит Галина,— прихожу, а книги уже лежат… Сейчас, правда, меньше ходят. Как узнали, что здесь будет православный храм, реже стали появляться. А больным мы разъясняем, чтобы не читали эти книги — там искажено учение Господа, нет духовной благодати. Читать их — просто грех.

Во 2-м инфекционном отделении лежат и специфические больные, люди без определенного места жительства. У многих нет даже документов, и оказать им какую-либо помощь, кроме врачебной, очень сложно.

— Все упирается в финансы,— продолжает Галина.— Ведь для того, чтобы выхлопотать такому пациенту паспорт, нужно в первую очередь штраф заплатить. Церковь сама живет на пожертвования прихожан, благотворителей. Хотелось бы, чтобы помогали нам люди. Те же соцслужбы сюда практически не приходят. А мы были бы им очень рады и вместе могли бы помогать людям. Выписали человека без паспорта из больницы — и куда он? Опять на улицу, опять то же самое…

— Нам очень нужны помощники,— говорит отец Александр.— Будущие медсестры из медицинского училища, например, могли бы здесь пройти хорошую школу любви, терпения, самопожертвования. В Саратове проще, там уже есть определенный базовый костяк — учебный центр сестер милосердия, мединститут, медучилище. Когда епархия к ним обращается, они присылают волонтеров. А главное — там уже наработан определенный опыт, мы же, по сути, только начинаем.

По словам исполняющей обязанности главного врача больничного комплекса Е.А. Кочетовой, помощь, которую оказывает служба милосердия, неоценима:

— Здесь, в инфекционном отделении, у нас лежат люди, которые в силу каких-то жизненных обстоятельств остались без родственников, без ухода. Помимо медпомощи с ними нужно просто поговорить, успокоить. У нас не хватает на это времени — хирурги постоянно заняты в операционной, у терапевта очень много медицинской документации,— а сестрички дают им утешение душевное. Мы спокойны за отделение, где работают сестры милосердия. 

В один голос говорят об этом и главная медсестра больничного комплекса Т.Д. Красулина, и заведующий вторым инфекционным отделением С.А. Виняков, и старшая медсестра того же отделения Л.М. Осташенко, и все больные, с которыми удалось побеседовать.

Ухаживать за больными, стариками, заботиться о детях, о людях, у которых уже сформировалось убеждение, что они никому не нужны и жить, в общем-то, незачем… Пропускать все это через свое сердце, исполняя тем самым главнейшую заповедь Христову о любви к ближнему. Все это — милосердие.

А мне вспомнился недавний случай. Во время пребывания в Балаково ковчега с частицей мощей блаженной Матроны Московской в очереди рядом стоял мужчина, по виду бездомный, с иконкой святой в руках. Сказал, что друг в онкодиспансере умирает, просил приложить иконку к мощам. Поразили его слова: «Вот пришел сюда. Кому мы еще нужны, кроме Церкви? Никому — ни государству, ни близким. Одна надежда осталась — Бог пока от нас не отворачивается…» 

Кто знает, где завтра можем оказаться мы, сегодня вполне благополучные? И не станет ли милосердие других единственной возможностью спасения наших душ? В наших силах оказать помощь людям, которые верят: мы сами отворачиваемся от Бога, а не Он от нас…

Валентина Николаева

Нашей «духовной скорой» очень трудно. Чужая боль давит не меньше своей. Их мало. Пока. Но они уверены, что помощники будут. Ведь за них молятся все их бывшие и настоящие подопечные. Хотите помочь им? Приходите в храм во имя Святой Троицы г. Балаково, там очень ждут вас.  


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

7 декабря 2016 г. 24 ноября ст.ст. среда. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла.

Икона дня

Великомученица Екатерина
Великомученица Екатерина

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВмц. Екатерины (305-313). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВмч. Меркурия (III). Совершается служба на шестьМч. Меркурия Смоленского (1238). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305-313). Прп. Меркурия, постника Печерского (XIV). Прп. Симона Сойгинского (1562). Прп. Мастридии девицы. Сщмч. Евграфа пресвитера (1919). Сщмчч. Евгения и Михаила пресвитеров (1937). Сщмчч. Александра, Алексия, Иоанна, Корнилия и Митрофана пресвитеров (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Тим. 5, 22-6, 11; Лк. 18, 15-17, 26-30). "Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Как же это принимать, как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает о подробности, а жизни не видит, так и рассудок - сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное кичит, и отгоняет благодать Божию: зло в христианстве первой важности.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Совершено Великое освящение храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска
Все фоторепортажи