А нужно ли Родину любить?

В День Победы принято говорить о любви к Родине, о подвигах, о славе. Но так случилось, что в последнее время слова «патриотизм», «героизм» вызывают снисходительную улыбку, а порой и откровенную насмешку. В обществе, где интересы личности преподносят выше всего на свете, любить Родину становится не модно, а разговоры о патриотическом воспитании кажутся не современными. В связи с этим мы задали нашим собеседникам три вопроса:

1. Зачем христианину, призванному быть гражданином Отечества Небесного, любить Отечество земное?

2. Как воспитать у детей патриотизм?

3. Зачем детям, живущим в мирное время, рассказывать об ужасах войны?

st_2012_05_21_01.jpgЕпископ Покровский и Николаевский Пахомий

1. Мы христиане, наше истинное Отечество на небесах. Но при этом и земное Отечество никто не отменял. Господь сотворил землю актом собственной любви и дал ее в управление человеку. Каждому из нас нужно любить свою Родину, чтобы через бережное отношение к окружающему миру, к ближним научиться ценить духовные блага. Жертвенность патриотизм – это совершенно закономерные чувства, которые заложены в человека Богом.

2. Нужно проповедовать христианские ценности любви, самопожертвования, милосердия, детей воспитывать на примере героев, на примере наших предков. Не надо стесняться пропаганды в хорошем смысле этого слова. Особенно это касается юношества, потому что в этом возрасте душа более впечатлительна, более сочувствует подвигу. Ребенок в 10 или даже в 15 лет не может разобраться в тонкостях политических процессов. Когда он вырастет, то разберется в этом, но любовь к Родине не как мысль, а как чувство уже будет. И опираясь на это чувство, он сможет оценить, кто лжец и предатель, а кто говорит правду.

Воспитание патриотизма одна из первостепенных задач в любом обществе, в любой стране, даже если она переживает непростые времена. Я всегда вспоминаю слова одного крестьянина во время Отечественной войны 1812 года. Французы вели в то время пропаганду среди крестьян, обещая дать им волю. И один молодой парень задумался, действительно французы дают нам свободу, а барин нас мучает, зачем за него воевать? А дедушка ему ответил: «Эх, парень, то барин, а то Россия!».

Не надо бояться патриотизма. В советской школе много было перегибов. Но что однозначно в ней было хорошо – она давала детям систему базовых ценностей, которые впоследствии помогали им устоять на правильном пути, не скатиться в дешевый популизм, в бесконечный сарказм, который сегодня льется с экранов телевизоров, в бесконечное высмеивание всего на свете, и хорошего в том числе.

3. Говорить о войне нужно в любое время. Война – это самой ужасное, самое страшное, что есть на свете, она представляет собой максимальное зло. Но в этом ужасе открываются не только отрицательные, но и самые возвышенные человеческие чувства: самопожертвование, братолюбие, героизм. К этим примерам нужно обращаться, но применяя художественные средства, чтобы не просто показать зло и страдание, а заставить детей, подростков задуматься о добре и зле, об отношениях между людьми.

st_2012_05_21_02.jpgРуководитель Отдела образования и катехизации Покровской епархии священник Александр Милованов

1. Так может ставить вопрос только человек, который не жил в стране или в республике, где Православие не является доминантной религией. Там где нет стремления ко Христу, есть пустота, которая быстро будет заполнена. Конечно, не нужно прилепляться к земному. Но с другой стороны мы должны ценить те обстоятельства, которые нас окружают, которые нам по Божией милости достались, сравнивая их с другими странами, где исповедовать Православие не так просто. Нужно смотреть на православное государство как на те условия, которые ведут нас к Небесному Царствию. Нужно любить свою Отчизну, ценить то хорошее, что в ней есть и преумножать его. Не случайно есть такое выражение: не относись к своей земле так как будто ты получил ее в наследство от предков, а так будто ты взял ее у взаймы у потомков.

2. Патриотизм начинается с любви к родному порогу, к тому месту, где ты родился. Человек, который дорожит хотя бы историей своего рода, города, расширяя свой кругозор, духовно возвышается. Потому что история нашей страны тесно связана с Православием, ведь и страна-то наша возникла, как попытка жить по Христовым заповедям. Те ценности, которые возвещало Православие, легли в основу каждого поселения. И соответственно человек, который будет изучать историю своего рода, откроет для себя много полезного и интересного. Так и будет повышаться уровень патриотизма.

3. Относительно ужасов войны, без этого человек не осознает насколько важно любить свою страну и пытаться ее сохранить. Ценится только то что тяжело дается, а уж существование нашей Отчизны далось нашему народу не просто. Миллионы человеческих жизней были отданы за ее свободу. И поныне есть люди, которые защищают нашу Родину на рубежах. Есть люди, которые защищают страну, преподавая в школах, в вузах, леча людей в районных больницах, просто честно исполняя свой долг. Перед тем, кто осознал страдания людей, есть два пути: или озлобиться, или наоборот начать понимать боль ближнего. Чтобы оценить ту колоссальную жертву, которую ради мира принесли наши предки, нужно говорить детям о войне. К тому же есть хорошее выражение: хочешь мира готовься к войне. Самоуспокоенность приводит народ к гибели.

 8-3.jpgГлавный редактор православного журнала для молодых людей «Наследник», протоиерей Максим Первозванский

1. Человек, который не научился любить свою маму, папу, своего брата, сестру, испытывает большие трудности с тем, чтобы полюбить Бога. Потому что любим мы одним местом – сердцем – и Родину, и Бога, и даже врагов. Поэтому если в сердце нашем не привита любовь в самых разных проявлениях, мы будем испытывать трудности с тем, чтобы полюбить Бога.

Хотя я и не монах, но двадцать лет моей жизни прошли в Новоспасском монастыре. У меня много знакомых, которые к монашеству тяготеют. По моим наблюдениям, те из них, кто научился любви к родителям, братьям, легче любовь обратить на Бога. То же самое касается любви к Родине. Не случайно святитель Филарет Московский говорил: «Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен». Поэтому любовь к своему народу, к своей малой и большой Родине является очень важной составляющей нравственного воспитания ребенка. Иначе Евангельская фраза: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26), воспринимается как нечто ужасное. Если человек никого не любит, эти слова звучат как призыв к ненависти. А на самом деле это призыв любовь небесную поставить выше земных привязанностей.

2. Если родители любят свою Родину, если они по-настоящему радуются ее победам и огорчаются поражениям, то эти чувства воспитываются и в детях. На мой взгляд, как-то специально привить эти чувства сложно. Можно и нужно конечно в военно-патриотических клубах рассказывать детям о подвигах во время войны, посещать со школьниками выставки, мемориалы. Но вообще патриотическое, как и любое другое воспитание происходит в семье. Воспитание – это передача от одного человека другому образа мыслей, образа жизней, нравственных представлений. А это возможно только во время совместной жизни. Если мы 9 мая повязываем георгиевские ленточки, идем смотреть парад, в храме поминаем павших воинов, то дети это впитывают естественным образом. Если папа купил все серии книг Артема Драбкина «Я дрался на …», в которых автор   беседует с ветеранами Великой Отечественной войны, и читает их вместе с детьми,  смотрит соответствующие фильмы это лучше всяких специальных акций и мероприятий.

3. Здесь все должно быть довольно тонко, потому что и дети разные и психическое устроение у них разное. Есть дети очень эмоциональные, им не нужно показывать ужасов войны, достаточно самых общих образов и представлений. Есть более толстокожие, которым можно и более подробно показать батальные сцены, не впадая при этом в крайности натурализма. Советский кинематограф в фильмах о войне, на мой взгляд, умел находить эту грань, с одной стороны в них было показано, что такое война и как это ужасно, а с другой стороны в них не было оторванных рук, ног, рваных ран. Достаточно вспомнить сцену госпиталя из фильма С.Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину». Где с одной стороны виден весь натурализм госпиталя, а с другой стороны ничего так уж явно не показано.




Комментарии

Оставить комментарий

22 мая 2012 15:07:10 Елена
Спасибо за такую нужную статью. Нам всем нужно не забыть , что 9 мая великий день. Это не шашлыки  и пиво.

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи