Троица откроется сердцу

Троица откроется сердцу В преддверии великого и светлого, одного из самых любимых в России православных праздников — Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), мы обратились к Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию и попросили его ответить на несколько вопросов о Триединстве Бога, о постижении и почитании Троицы.


— Догмат о троичности, о Триединстве Божества труден для понимания. Вы, наверное, сталкивались с людьми, которые говорят, что не могут этого постичь, принять, что до их сознания это не доходит. Как Вы помогаете таким людям?

— У каждого свой путь к Богу, к постижению Бога, и начинать этот путь лучше не с попыток понять догмат о Святой Троице, а с иных вещей. То, чего не может принять наш разум, проще принять сердцем. Конечно, когда человек встает на путь познания Бога, он должен познакомиться с догматом о Триединстве — одним из основных догматов христианства. Но рационально объяснить его невозможно. Поэтому я предлагаю людям, задающим мне вопросы о Троице, начать с молитвы: «Верую, Господи, помоги моему неверию. Помоги мне узнать Тебя, Господи, откройся мне. Помоги мне познать Тебя и почувствовать». С помощью Божией такие непонятные, такие непостижимые, казалось бы, вещи — потому что не может три быть равно единице! — становятся близки человеческому сердцу.

Когда я сам пришел в Церковь и встретился с этим догматом, он показался мне настолько странным, настолько нелогичным… И знаете, какая у меня возникла тогда мысль? Что это не может быть делом человеческого ума. Что никакой ученый муж, никакой учитель, никакой проповедник не смог бы создать учение, в котором была бы столь нелогичная вещь, как догмат о Святой Троице. Его нелогичность, его сверхъестественность как раз и говорит о том, что это — истина богооткровенная. Credo quia absurdum est, известное выражение Тертуллиана: верю, ибо непостижимо. И если этот догмат невозможно понять человеческим умом, то не надо воспринимать его как препятствие к изучению догматики и богословия. Есть догматы, которые ограничивают нас в наших человеческих исканиях и, возможно, домыслах.

— А что нужно сделать, чтобы полюбить Бога именно как Пресвятую Троицу, чтоб сердце откликалось на возглас «Слава Святей, Единосущной и Животворящей, и Нераздельней Троице»?

— То же самое — начать с малых, элементарных вещей. Помню, как в монастыре настоятель мой говорил мне: хочешь стяжать непрерывную Иисусову молитву, стяжать бесстрастие и доброделание — научись для начала говорить «Доброе утро!» своим собратьям, научись приветливо здороваться и благодарить людей за все доброе, что они делают. Главное богословие, которым мы в своей повседневной жизни должны заниматься,— это богословие сердца. Мы должны богословствовать своей жизнью, добиваясь согласия наших поступков с нашей волей и мыслями. Даже если представить себе такое, что человек умом постиг Троицу,— это ничего ему не даст, если он в своей повседневности не будет подражать Христу, поступками своими уподобляться Богочеловеку. Чтобы принять — не понять, потому что понять невозможно, а именно принять Бога как Троицу,— нужно самоограничение, обуздание собственной воли, смирение. Чтобы полюбить Бога в Его Триединстве, нужно увидеть свои грехи, увидеть страсти в своем сердце. И начать работать над сердцем, попытаться заменить грехи и страсти на добродетели. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

— А почему говорят, что тайна Троицы — это тайна любви?

— То, что абсурдно для «нормального» человека, любящий человек поймет и примет. Почему любят друг друга люди столь различные, столь непохожие, не имеющие вроде бы ничего общего?.. Со стороны иногда кажется, что это действительно полный абсурд, тем не менее — они любят друг друга. Бог есть любовь, и все богооткровенные истины пропитаны любовью и невозможны без нее, и Бога понять без любви нельзя. Кто говорит «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец,— писал апостол Иоанн Богослов в своем первом Послании (1 Ин. 4, 20). Чтобы понять Бога, надо сначала понять ближнего. Чтоб возлюбить Бога, надо начать с элементарных добрых поступков по отношению к тем людям, которые рядом с нами.

— От некоторых сектантов и атеистов можно услышать, что понятия Троицы нет ни в Евангелиях, ни в апостольских Посланиях — это, дескать, догмат поздний, надуманный, наслоившийся. Как мы должны им отвечать?

— Этим людям трудно принять Троицу — так же, как и Христа. «Учитель праведности», «просветленный», «человек, у которого была особая связь с космосом» — все что угодно, только не Богочеловек, не Сын Божий, единосущный Отцу. Потому что это абсурдно — для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор, 1, 23). Людям этим нужно указать на те страницы Нового, и даже Ветхого Завета, где говорится о Троице, хотя нет самого этого слова; где именно Пресвятая Троица открывается человеку. …Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа — самое раннее из Евангелий, Евангелие от Матфея (28, 19). Другой важнейший пример — Крещение Господне в Иордане, Богоявление. Момент, когда миру является Троица Единосущная и Нераздельная: Отец, Сын и Дух Святой. Отсюда и такое почитание этого праздника в Церкви. И апостол Павел неоднократно говорит о Троице. Мы слышим эти слова за каждой Литургией: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13) Жаль, не каждый прихожанин знает, что это слова апостола Павла.

— А ветхозаветная Троица, три дивных гостя за столом у Авраама и Сарры (Быт. 18) — это тоже прообраз? Именно поэтому рублевский образ ветхозаветной Троицы помещают на середину храма в праздничный день?

— Конечно, это прообраз Троицы. И всем известная «Троица» Андрея Рублева — это очень глубокий образ единства, нераздельности: Ангелов Рублева невозможно рассматривать по отдельности, это действительно Триединство. И сотворим ему (человеку) помощника, соответственного ему (Быт. 2,18) — именно сотворим, а не «сотворю» — это тоже прикровенное свидетельство о Пресвятой Троице.

— От Ваших прихожан, от людей, которым известна Ваша биография, мне приходилось слышать, что Вас «Троица любит» — так они выражаются. Ваша монашеская жизнь начиналась на Подворье Троице­Сергиевой Лавры, затем вы были настоятелем Свято-Троицкого собора в Саратове, и теперь в Покровске — тоже Свято-Троицкий кафедральный собор. Это обстоятельство имеет для Вас личное, особое значение?

— Я считаю, что это милость Божия ко мне, Промысл Его в моей судьбе, я благодарю Господа за это. Но сейчас мне хотелось бы о другом сказать. В истории нашего Отечества были периоды затухания духовной жизни и периоды ее подъема. Конец XIV — начало XV века, эпоха преподобного Сергия и его учеников, Куликовская битва, труд преподобного Андрея Рублева, рождение его «Троицы», расцвет духовной жизни, становление русского общества, его самосознания — и сколько храмов строится, именно Троице посвященных. Ученики преподобного Сергия расходятся по всей русской земле и строят Троицкие храмы, основывают Троицкие монастыри. Ранее этого не было, ранее храмы освящались в честь Успения Богоматери, в честь Преображения Господня,— эти события были все же более понятны людям. Обращение к Троице в эпоху Сергия Радонежского не случайно. Для того чтобы подойти к осознанию этого трудного догмата, не только отдельный человек, но и народ должен пройти определенный путь развития, вырасти, получить понятие о внутренней духовной чистоте и возвышенности. И столь же неслучайно рублевская «Троица» вновь явилась миру в страшную пору революции и гражданской войны, в начале 70-летнего периода принудительного атеизма. Исходя из этого и нам, сегодняшним, нужно задуматься и молиться Живоначальной Троице со смирением, терпением и сокрушением о грехах и трудиться ради Ее почитания.

Беседовала Марина Бирюкова

Газета «Православная вера» № 10 (462), 2012 г.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 января 2017 г. 10 января ст.ст. понедельник. Седмица 32-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Святитель Григорий, епископ Нисский
Святитель Григорий, епископ Нисский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил праздничные богослужения в день памяти преподобного Серафима Саровского
Все фоторепортажи