Троица откроется сердцу

Троица откроется сердцу В преддверии великого и светлого, одного из самых любимых в России православных праздников — Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), мы обратились к Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию и попросили его ответить на несколько вопросов о Триединстве Бога, о постижении и почитании Троицы.


— Догмат о троичности, о Триединстве Божества труден для понимания. Вы, наверное, сталкивались с людьми, которые говорят, что не могут этого постичь, принять, что до их сознания это не доходит. Как Вы помогаете таким людям?

— У каждого свой путь к Богу, к постижению Бога, и начинать этот путь лучше не с попыток понять догмат о Святой Троице, а с иных вещей. То, чего не может принять наш разум, проще принять сердцем. Конечно, когда человек встает на путь познания Бога, он должен познакомиться с догматом о Триединстве — одним из основных догматов христианства. Но рационально объяснить его невозможно. Поэтому я предлагаю людям, задающим мне вопросы о Троице, начать с молитвы: «Верую, Господи, помоги моему неверию. Помоги мне узнать Тебя, Господи, откройся мне. Помоги мне познать Тебя и почувствовать». С помощью Божией такие непонятные, такие непостижимые, казалось бы, вещи — потому что не может три быть равно единице! — становятся близки человеческому сердцу.

Когда я сам пришел в Церковь и встретился с этим догматом, он показался мне настолько странным, настолько нелогичным… И знаете, какая у меня возникла тогда мысль? Что это не может быть делом человеческого ума. Что никакой ученый муж, никакой учитель, никакой проповедник не смог бы создать учение, в котором была бы столь нелогичная вещь, как догмат о Святой Троице. Его нелогичность, его сверхъестественность как раз и говорит о том, что это — истина богооткровенная. Credo quia absurdum est, известное выражение Тертуллиана: верю, ибо непостижимо. И если этот догмат невозможно понять человеческим умом, то не надо воспринимать его как препятствие к изучению догматики и богословия. Есть догматы, которые ограничивают нас в наших человеческих исканиях и, возможно, домыслах.

— А что нужно сделать, чтобы полюбить Бога именно как Пресвятую Троицу, чтоб сердце откликалось на возглас «Слава Святей, Единосущной и Животворящей, и Нераздельней Троице»?

— То же самое — начать с малых, элементарных вещей. Помню, как в монастыре настоятель мой говорил мне: хочешь стяжать непрерывную Иисусову молитву, стяжать бесстрастие и доброделание — научись для начала говорить «Доброе утро!» своим собратьям, научись приветливо здороваться и благодарить людей за все доброе, что они делают. Главное богословие, которым мы в своей повседневной жизни должны заниматься,— это богословие сердца. Мы должны богословствовать своей жизнью, добиваясь согласия наших поступков с нашей волей и мыслями. Даже если представить себе такое, что человек умом постиг Троицу,— это ничего ему не даст, если он в своей повседневности не будет подражать Христу, поступками своими уподобляться Богочеловеку. Чтобы принять — не понять, потому что понять невозможно, а именно принять Бога как Троицу,— нужно самоограничение, обуздание собственной воли, смирение. Чтобы полюбить Бога в Его Триединстве, нужно увидеть свои грехи, увидеть страсти в своем сердце. И начать работать над сердцем, попытаться заменить грехи и страсти на добродетели. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

— А почему говорят, что тайна Троицы — это тайна любви?

— То, что абсурдно для «нормального» человека, любящий человек поймет и примет. Почему любят друг друга люди столь различные, столь непохожие, не имеющие вроде бы ничего общего?.. Со стороны иногда кажется, что это действительно полный абсурд, тем не менее — они любят друг друга. Бог есть любовь, и все богооткровенные истины пропитаны любовью и невозможны без нее, и Бога понять без любви нельзя. Кто говорит «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец,— писал апостол Иоанн Богослов в своем первом Послании (1 Ин. 4, 20). Чтобы понять Бога, надо сначала понять ближнего. Чтоб возлюбить Бога, надо начать с элементарных добрых поступков по отношению к тем людям, которые рядом с нами.

— От некоторых сектантов и атеистов можно услышать, что понятия Троицы нет ни в Евангелиях, ни в апостольских Посланиях — это, дескать, догмат поздний, надуманный, наслоившийся. Как мы должны им отвечать?

— Этим людям трудно принять Троицу — так же, как и Христа. «Учитель праведности», «просветленный», «человек, у которого была особая связь с космосом» — все что угодно, только не Богочеловек, не Сын Божий, единосущный Отцу. Потому что это абсурдно — для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор, 1, 23). Людям этим нужно указать на те страницы Нового, и даже Ветхого Завета, где говорится о Троице, хотя нет самого этого слова; где именно Пресвятая Троица открывается человеку. …Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа — самое раннее из Евангелий, Евангелие от Матфея (28, 19). Другой важнейший пример — Крещение Господне в Иордане, Богоявление. Момент, когда миру является Троица Единосущная и Нераздельная: Отец, Сын и Дух Святой. Отсюда и такое почитание этого праздника в Церкви. И апостол Павел неоднократно говорит о Троице. Мы слышим эти слова за каждой Литургией: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13) Жаль, не каждый прихожанин знает, что это слова апостола Павла.

— А ветхозаветная Троица, три дивных гостя за столом у Авраама и Сарры (Быт. 18) — это тоже прообраз? Именно поэтому рублевский образ ветхозаветной Троицы помещают на середину храма в праздничный день?

— Конечно, это прообраз Троицы. И всем известная «Троица» Андрея Рублева — это очень глубокий образ единства, нераздельности: Ангелов Рублева невозможно рассматривать по отдельности, это действительно Триединство. И сотворим ему (человеку) помощника, соответственного ему (Быт. 2,18) — именно сотворим, а не «сотворю» — это тоже прикровенное свидетельство о Пресвятой Троице.

— От Ваших прихожан, от людей, которым известна Ваша биография, мне приходилось слышать, что Вас «Троица любит» — так они выражаются. Ваша монашеская жизнь начиналась на Подворье Троице­Сергиевой Лавры, затем вы были настоятелем Свято-Троицкого собора в Саратове, и теперь в Покровске — тоже Свято-Троицкий кафедральный собор. Это обстоятельство имеет для Вас личное, особое значение?

— Я считаю, что это милость Божия ко мне, Промысл Его в моей судьбе, я благодарю Господа за это. Но сейчас мне хотелось бы о другом сказать. В истории нашего Отечества были периоды затухания духовной жизни и периоды ее подъема. Конец XIV — начало XV века, эпоха преподобного Сергия и его учеников, Куликовская битва, труд преподобного Андрея Рублева, рождение его «Троицы», расцвет духовной жизни, становление русского общества, его самосознания — и сколько храмов строится, именно Троице посвященных. Ученики преподобного Сергия расходятся по всей русской земле и строят Троицкие храмы, основывают Троицкие монастыри. Ранее этого не было, ранее храмы освящались в честь Успения Богоматери, в честь Преображения Господня,— эти события были все же более понятны людям. Обращение к Троице в эпоху Сергия Радонежского не случайно. Для того чтобы подойти к осознанию этого трудного догмата, не только отдельный человек, но и народ должен пройти определенный путь развития, вырасти, получить понятие о внутренней духовной чистоте и возвышенности. И столь же неслучайно рублевская «Троица» вновь явилась миру в страшную пору революции и гражданской войны, в начале 70-летнего периода принудительного атеизма. Исходя из этого и нам, сегодняшним, нужно задуматься и молиться Живоначальной Троице со смирением, терпением и сокрушением о грехах и трудиться ради Ее почитания.

Беседовала Марина Бирюкова

Газета «Православная вера» № 10 (462), 2012 г.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 июля 2017 г. 7 июля ст.ст. четверг. Седмица 7-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Благоверная княгиня Евдокия Московская
Благоверная княгиня Евдокия Московская

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.
(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Завершился многодневный крестный ход Балашов – Вавилов Дол
Все фоторепортажи