Вопрос Митрополиту. Новые ответы

Вопрос Митрополиту. Новые ответы

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Меня очень заинтересовала поднятая в статье на сайте тема подготовки к Святому Причащению на Светлой седмице, хотелось бы знать, как готовиться мне. Что касается внешних форм подготовки, я вычитываю положенные молитвы и каноны, не вкушаю скоромного 3 дня до принятия Святых Христовых Таин. Но не могу, конечно, сказать - правильно ли это для очищения души, или это формализм? Поскольку так я делаю много лет, то без этих молитв и канонов просто не мыслю себе приступить к Таинству. А на Светлой седмице пока ни разу не причащалась. Может быть еще и потому, что не могу уже приступить не постившись, хотя правилами это допускается. Если мы перестанем формально готовиться (молитвы, каноны, говения) и при этом, не имея еще должного страха Божия и покаяния истинного, дерзнем пренебрегать и этими немногими формальностями, не будет ли это дерзновением перед Святыней? Не получится ли так, что мы будем вкушать Тело и Кровь Христову как бы запросто, как нечто, само собой разумеющееся?! Упаси Бог от такого отношения! А с другой стороны: я причащаюсь раз в месяц, и очень хотелось бы чаще, но поститься 3 дня каждый раз, учитывая еще все посты и постные дни среди недели, осилить мне трудновато, должна признаться. Мне хотелось бы привести свое говение в какое-то правильное, разумное русло, и следовать этому по возможности постоянно. Наталья

Уважаемая Наталья! Когда я был настоятелем Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве, сложилась такая практика: я благословлял многим людям причащаться два раза в месяц. На Светлой седмице можно причащаться. Я думаю, что тут не надо идти на какие-то принципы: или категорически не причащаться, или обязательно, во что бы то ни стало, стремиться причаститься на Светлой седмице. Надо слушать самого себя. Нет у вас потребности причащаться на Светлой седмице — не причащайтесь. В Великий Четверг, на Пасху причастились — и слава Богу. Не надо свой приход к Таинству превращать в какую-то борьбу.

Что касается подготовки, при том, что я считаю, что человеку нужно причащаться достаточно часто, я ни в коем случае не соглашусь с тем, что можно причащаться без приготовления, без чтения канонов и правила ко Причащению — это, конечно, нужно, необходимо. Но это чтение должно быть не механическим, как и любое молитвенное правило, оно должно быть осмысленным, и тогда от него будет толк.

Что касается постов, мне все-таки ближе греческая практика, которая говорит о том, что если человек соблюдает все посты — и длительные, и однодневные — то перед причастием специального трехдневного поста не нужно. Ни одно церковное установление не требует этого, кроме практики Русской Церкви, которая сложилась потому, что был длительный период, когда люди причащались крайне редко — один или два раза в году. Тогда обязательно предполагалось говение в течение трех дней, а иногда и недели — говение как особое время, когда человек не только постился, но и ежедневно ходил в храм на будничные богослужения, утренние и вечерние. Когда люди причащались раз в год, это было совершенно оправданно, нужно.

Сейчас в нашей церковной жизни мы пытаемся совместить практику достаточно частого, регулярного причащения и ту практику говения, которая сложилась в результате крайне редкого причащения. На мой взгляд, соединять эти две противоположные друг другу практики совершенно ни к чему. Но опять же, если у человека есть навык и желание поститься перед причастием три дня — Бог в помощь, пусть постится. Только нужно понимать, что мы разные люди, и вот ту практику, к которой ты привык, которую воспринял от кого-то, не провозглашать единственно возможной и правильной.

Наблюдая в последнее время массированную атаку в СМИ на Церковь (даже не столько на Церковь, сколько на её административно-хозяйственную часть и высшее духовенство) меня изумляет реакция лиц, ведущих диалог от имени Церкви. В их словах нет ни тени самокритики. Но ведь шила в мешке не утаишь — не все нынешние представители духовенства явные последователи Христовых Апостолов. Выводы делаю только на том, что лично наблюдал (а не на пропаганде «материально ангажированных» СМИ). Две тысячи лет назад единственно, кого обличал Спаситель, это были книжники и фарисеи. И нам Он дал заповедь «Берегитесь закваски фарисейской!». Но сейчас у меня такое мнение: 1) Россия в начале 20-го века впала в бездну безумия и богоотступничества только потому, что «соль перестала быть соленой», священство офарисеялось и народ отошел от Церкви и разложился без «соли». 2) Наша современная Церковь возрождается со всем тем, что в ней было на момент катастрофы (антиевангельская безответственность части священства). 3) Если в рядах современного священства не загорится огонек самокритики, ведущий к покаянию, Русская Православная Церковь погибнет навсегда. Второго шанса Господь нам уже не даст. Помогите мне избавиться от этих навязчивых мыслей.

Уважаемый Олег Анатольевич! Я не согласен с тем, что массированная атака идет только на «административно-хозяйственную часть» Церкви и духовенство. Если Вы внимательно читаете СМИ, особенно Интернет, то Вы не можете не видеть, что хула на Бога, на Духа Святаго в прессе, блогах, комментариях тоже усилилась, эти процессы происходят взаимосвязанно.

Что касается того, что Вы говорите о нашем недостоинстве — священников, архиереев — наверное, Вы правы, так же, как прав был апостол, который сказал в свое время: не давайте повода ищущим повода (ср.: 2 Кор. 11, 12). К сожалению, хотя мы помним эти слова апостола, но далеко не всегда им следуем в нашей собственной жизни. Однако говоря о духовенстве, священнослужителях, нельзя забывать об обычных верующих людях — основной массе людей, которые и составляют Церковь. Как можно понять по Вашему письму, Вы так же, как и люди, далекие от Церкви, считаете Церковью только высшую иерархию и духовенство, а себя и других мирян как-то к Церкви не относите.

Что касается наших недостатков — они действительно у нас есть и никто другой не знает их так хорошо, как знаем мы сами. С недостатками Церковь боролась, борется и будет бороться всегда, все время своего существования. Порой эти недостатки приводят Церковь к весьма ощутимым потерям. Это тоже факт, и мы знаем из истории много тому примеров. Но ведь дело в том, что люди, составляющие Церковь, не берутся откуда-то из безвоздушного пространства или из какого-то места, где они хранятся до определенного времени. Это те люди, которые сформировались в нашем обществе, в миру, поэтому у всех нас — и священнослужителей, и мирян — есть какие-то человеческие немощи, слабости и недостатки. Они были с первых дней существования христианских общин, были в великие, славные, золотые эпохи существования христианской Церкви, тем более есть они и сейчас. И поэтому думать о том, что где-то когда-то, в какой-то отрезок времени можно создать Церковь «без страха и упрека» — это утопия. Такие утописты в истории Церкви существовали. Вспомните, к примеру, донатистов в Африке, зилотов, которым блестяще ответил блаженный Августин, используя образы известной евангельской притчи: поле — мир, а не Африка; жатва — кончина века, а не время Доната. Господь всех нас оставляет расти до времени, а уже потом будет отделять зерна от плевел. То же самое можно ответить и всем тем людям, которые сегодня попрекают нас какими-то нашими недолжными поступками.

Что касается Вашей «историософии», что Русская Церковь погибнет навсегда — давайте предоставим судить об этом Богу, Который сказал, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), то есть не одолеют Церкви. Уж если за две тысячи лет христианской истории ни врата ада, ни немощи иерархов, духовенства и мирян не одолели Церкви, будем надеяться, что и дальше Церковь, в том числе Русская Православная, не погибнет. О «втором шансе»: Господь давал нам и дает на протяжении всей нашей истории тысячи шансов каждый день. Если Он заповедал каждому из нас прощать до семидесяти семи раз, то тем более, Сам Он многажды прощает каждого грешника и всех нас вместе.

У меня не устраивается личная жизнь. Мне 33 года. Знакомлюсь с молодыми людьми, 2-3 раза встретимся, а потом они пропадают: ты хорошая, нормальная, но отношения дальше не складываются и не развиваются. Не знаю, что делать и что думать. Честно сказать уже отступилась, я ничего сделать не могу. Однако в душе наступает отчаяние и уныние. Ольга

Уважаемая Ольга! На ваш вопрос очень трудно ответить по Интернету просто потому, что для того, чтобы дать Вам какой-то совет, нужно достаточно долгое время знать Вас. Наверное, что-то конкретное Вам мог бы посоветовать священник, у которого Вы постоянно исповедуетесь и который в курсе основных событий Вашей жизни и тех разочарований, которые Вас постигали.

Единственное, что я могу Вам сказать, — предаваться отчаянию и унынию не надо ни в коем случае. Я думаю, что, во-первых, нужно очень глубоко молиться Богу о даровании просимого, об устроении личной жизни. А во-вторых, нужно очень внимательно, по-новому, посмотреть на саму себя. Так не бывает, что «все идут не в ногу, а я одна иду правильно». Видимо, есть что-то такое в характере, поведении человека, что приводит к одному и тому же результату.

Вы не пишете, насколько Вы верующий, воцерковленный человек. Внимательная духовная жизнь, регулярная исповедь очень помогают человеку увидеть самого себя таким, каков он есть, просить помощи Божией в исправлении. А поддаваться унынию не надо.

Совсем недавно у моего брата в семье выяснилось, что его жена страдает тяжелым психическим заболеванием, передающимся по наследству. У них есть ребеночек. Как уберечь ребенка, и как помочь снохе и семье в целом? Мне посоветовали поговорить об отчитке, но я знаю, что нужно благословение на подобное действие. С уважением, Ульяна.

Я думаю, никакой отчитки не надо, это совершенно ни к чему. А вот проконсультироваться у врача-специалиста — как не допустить развития заболевания, было бы нелишне. Насколько мне известно, психические заболевания действительно могут передаваться по наследству, но не обязательно это происходит, это достаточно редкое явление. Поэтому, главное, как мне кажется, проявлять побольше внимания такому ребенку при его воспитании и обучении, в том числе, надо особенно позаботиться о его нравственном развитии. Это, наверное, гораздо важнее, чем все остальное.

Не могу найти общий язык со своей выросшей дочерью. Осознаю, что моя безбожная жизнь привела к этому плачевному итогу. Я пила, курила, блудила, делала аборты, дочь детство свое провела в сущности как сирота. Обратилась к Богу пять лет назад, когда очень тяжело родился младший сын, но по милости Божьей выжил. Моя жизнь сильно изменилась после этого, я утратила большую часть знакомых, потеряла контакт с мужем (мы остались вместе, но это очень трудное сосуществование, он к Богу не пришел). Возвращаться к тому образу жизни, который вела до этого, не могу и не хочу. К сожалению, старшая дочь тогда была уже подростком, я не успела, да и не могла дать ей никаких навыков жизни с Богом. Теперь мои слова не достигают ее ушей, мои взгляды кажутся ей средневековыми, мое обращение к вере раздражает ее. Я так скорблю за нее, но не знаю, чем помочь. Прошу Вашего совета. Галина

Уважаемая Галина! Действительно, в отношении воспитания детей очень верна поговорка: что посеешь, то и пожнешь. Заботиться о воспитании детей надо буквально с пеленок, потому что иначе получается то, что случилось в Вашей семье. Но не отчаивайтесь. В Вашем положении остается молиться о дочери и, что особенно важно, — подавать ей пример настоящей христианской жизни, христианской любви. Ведь Ваша дочь помнит Вас в том состоянии, в каком Вы пребывали раньше, и если Вы будете стараться «исправить» ее только с помощью упреков и наставлений, то она будет воспринимать Ваши слова не иначе, как скучное морализаторство. Слова ничего не стоят, если не подкрепляются жизненным примером,

Главное сейчас — восстановить в семье нормальные, теплые человеческие отношения, к этому нужно приложить все усилия. Только тогда что-то можно будет исправить со временем. Ничего другого здесь посоветовать невозможно.

У меня трое детей. Старшему 8 лет, и мне с ним очень тяжело. Он обзывает меня, старается побить, переговаривается, не слушается меня, я постоянно должна кричать на него, ему смешно, когда кому-то больно. Раньше я его порола за это ремнем, сейчас думаю, может зря. Я не знаю как мне с ним вести себя, что мне делать, у меня сердце кровью обливается от бессилия. Так-то он не плохой мальчик, бывает добрый, хороший, заботливый. Я его частенько вожу в храм, иногда читаю Библию. Подскажите мне, пожалуйста, как мне себя с ним вести, что мне делать? Ирина

Уважаемая Ирина, Вы ничего не пишете в своем письме о супруге, о том, занимается ли он воспитанием сына. По моему глубокому убеждению, в какой-то момент воспитание мальчика должно переходить из маминых рук в отцовские. Совета на расстоянии здесь дать невозможно, потому что советы можно давать только тогда, когда видишь ребенка, знаешь семью и понимаешь, что там происходит. Поэтому главное, что можно сказать по этому поводу: необходимо, чтобы воспитанием сына занимался муж и чем дальше, тем в большей степени.

Вышла замуж 2 года назад, но венчания не было, только ЗАГС. Муж хочет венчаться, а я сомневаюсь. Я верующий человек, для меня венчание - это очень серьезное решение. А сомневаюсь по той причине, что я неоднократно ловила его на виртуальных изменах, видела фотографии, которые ему присылают другие женщины. Муж дает им номер своего телефона. Я не могу быть уверена, что измен не происходило в реальности. Муж после очередной ссоры сказал, что все это из-за того, что мы не венчаны. А как я могу принять такое важное решение, если уже не верю? Скажите, ведь измена, реальная она или виртуальная, это предательство? Нарушение заповеди? Прав ли муж, говоря, что все так происходит из-за того, что мы не венчаны? Как быть мне в этой ситуации? Признает ли Церковь брак, закрепленный в ЗАГСе? Спасибо. Яна

Уважаемая Яна! Церковь признает брак, зарегистрированный в ЗАГСе, хотя считает это недостаточным, особенно для верующего человека. Если христианин по каким-то причинам отказывается пойти в церковь венчаться, это, конечно, плохо.

Что касается Ваших отношений с супругом… Судя по тому, что Вы написали, они не очень основательны. Конечно, бывает всякое, в том числе, и ревность излишняя, и подозрительность неоправданная со стороны супруги, а бывает и распущенность супруга, которая может привести к измене. Поэтому, если есть такого рода сомнения, наверное, стоит подождать с венчанием, потому что венчание — это обещание Богу чистой жизни в браке, верности на протяжении всего супружества. Если один из супругов не готов или будет давать это обещание формально, не придавая ему значения, то, конечно, это не только не поможет в семейной жизни, но будет еще и некой хулой на Бога, открытым пренебрежением к Нему.

Нужно разобраться в себе, разобраться в ваших отношениях с супругом. Если Вы убедитесь в том, что они прочны, если есть надежда на то, что они будут сохраняться, тогда можно приступить к таинству венчания. Но не ранее того.

Благословите! Моя мама попросила меня задать вопрос. У нее был духовный отец иеромонах, который теперь стал епископом. Из-за его занятости она уже не имеет возможности с ним общаться. Фактически он уже не окормляет ее. Наставления и благословение приходится спрашивать у других священнослужителей. В частности, у одного, который тоже монах. Что ей делать? Она очень переживает. Кого считать духовным отцом? Фотиния

Уважаемая Фотиния! Действительно, епископу сложно окормлять своих духовных чад так же, как во время предыдущего служения, по ряду причин: и из-за огромного количества новых обязанностей, из-за той грани, которую народ сразу выстраивает между собой и епископом. Поэтому будет вполне естественно, если Ваша мама найдет другого духовника — единодушного, единомысленного с ее предыдущим духовником, будет у него окормляться, брать благословение. А за епископа, прежнего духовного отца пусть молится всегда. Если есть возможность иногда советоваться с ним, в этом тоже нет ничего плохого.

Моему мужу предложили стать соучредителем строительства нового храма. Что это несет за собой? И второй вопрос: может ли совет соучредителей (насколько я знаю, их 10 человек) просить для новопостроенного храма конкретного священника в настоятели? Вроде до революции так оно и было, а как сейчас? Людмила

Уважаемая Людмила! Я не совсем понял смысл Вашего вопроса: «Что это несет за собой?». Насколько я понимаю, участие Вашего супруга как соучредителя предполагает помощь в финансировании, потому что строительство храма, как и любое другое, требует средств.

Может ли совет учредителей попросить конкретного священника в настоятели? Прерогатива назначения священника на приход полностью принадлежит епископу, так было и до революции. Но этот вопрос можно поднять и посоветоваться с архиереем. Если он сочтет приемлемой кандидатуру священника, которого рекомендуют соучредители, то почему бы и нет? Я думаю, это вполне возможно.

Можно ли на памятнике поместить изображение ангела или Божией Матери? Татьяна

Уважаемая Татьяна! Всякого рода изображения на кладбищенских памятниках (мне приходилось уже отвечать на этот вопрос) не очень соответствуют нашей православной традиции. Для нас памятником на могиле должен служить крест Христов, который ставится на месте погребения православного христианина. Но уже достаточно давно, несколько столетий, в России по примеру Запада на кладбищах устанавливаются те или иные скульптурные композиции, в зависимости от средств, которыми обладают родственники покойного. Поэтому, скажем, изображение ангела стало у нас почти традиционным. А вот изображение Божией Матери лично я не советовал бы помещать на кладбище.

Как найти покой и перестать желать смерти и различных бед тому, кто клялся в любви и верности и в конце концов изменил? Я понимаю, что разрушаю не только свое здоровье и нервную систему, но еще и пачкаю свою душу, такие гадости нельзя желать и действительно хотеть, чтобы этому человеку было плохо вплоть до смерти. Марина

Ни в коем случае нельзя никому желать бед и смерти даже при самых страшных изменах и предательствах, с которыми мы встречаемся. Даже дело не в своей нервной системе и здоровье,— этого просто нельзя делать, и все. Как найти покой? Покой найти можно только в Боге. Я не знаю, уважаемая Марина, верующий ли Вы человек. Если Вы человек нецерковный, то я, к сожалению, не смогу Вам ничем помочь. Если верующий, церковный, — то только в жизни со Христом, участвуя в таинствах Церкви (прежде всего, в таинствах исповеди и Причащения) можно обрести покой и освободиться от этих мучающих Вашу душу помыслов, которые никакого вреда тем людям, о которых Вы думаете, не принесут, а Вам просто испортят всю жизнь.

Собираюсь замуж за заботливого, доброго человека, который очень любит меня. Но, к сожалению он не верит в Бога. Я догадываюсь что раньше верил, но после черной полосы перестал верить. На Пасху опять матерился на Бога, а мне так больно стало и обидно! Ведь я так люблю этот праздник! Смеется над всеми пасхальными обычаями, матерится. Как его переубедить? Одному батюшке задала такой же вопрос, так он мне сказал, что бежать от такого надо. Да как же бежать, если он так хорошо относится ко мне, и потом разве не могу я отмолить его? Анастасия

Уважаемая Анастасия! К сожалению, думать, что Вы сможете кого-то изменить, «отмолить» наивно и самонадеянно. Опыт огромного количества людей показывает: когда люди думают, что они смогут свою вторую половину (неважно, мужа или жену) после свадьбы как-то переменить, изменить, перенастроить, перевоспитать — в 99, а, может быть, и в 100 % случаев из этого ничего не получается. Я склоняюсь к тому, что Вам сказал знакомый батюшка — бежать без оглядки от такого человека. Изменить его может только один Бог. Вам это сделать не удастся.

Православие и современность


Комментарии

Оставить комментарий

13 августа 2012 12:12:13 геннадий
Повод-ли обратится к архиерею если настоятель таинство Крещение не считает рождением,а называет его договор и срок действия которого до первого греха,не ересь ли это?

Православный календарь

21 августа 2017 г. 8 августа ст.ст. понедельник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Зосима и Савватий Соловецкие с житиями
Зосима и Савватий Соловецкие с житиями

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи