Юродивый Христа ради

Юродивый Христа ради

Сегодня достаточно часто с экранов телевизоров, в разговоре можно услышать слово «юродивый»… Порой оно звучит как ругательство, а иногда как комплимент. Но кто такой юродивый? Божий человек обычный ненормальный, чокнутый, с синдромом Дауна, с физическим изъяном, всегда на паперти, его нельзя обижать, нужно жалеть – вот он, юродивый, в понятии наших граждан. О том, насколько это понятие верно, мы беседуем с епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

– Урод или дурак, но любимый Богом. Кто же такой юродивый на самом деле?

– Нужно учитывать один очень важный момент. На Руси говорили «юродивый» и «юродивый Христа ради». В первом варианте это просто дурачок, ненормальный. А во втором – человек, безумствующий ради заповедей Божьих, презирающий всю правду человеческую, мирскую, презирающий собственные права, здравый смысл ради Христа. В церковнославянском языке слово «юродство» или «юродивый» означает «безумец, лишенный разума». Но безумие во Христе – это подвиг юродства, когда человек принимает на себя колоссальный, удивительный по силе и глубине подвиг и воспринимает окружающий мир, прежде всего сквозь призму правды Божьей. Он через какие-то странные поступки смеется над законами мира сего, над материальной, мирской правдой и правду Божью, евангельские заповеди возводит на максимальную высоту. Наверное, это главная особенность юродства и это его отличает от простого безумства. Нужно понимать, что человек, страдающий физическим недугом и так называемый ненормальный, с синдромом Дауна и тому подобное, наверное, теоретически может быть юродивым. Но юродство – это прежде всего глубочайшая вера человека в промысел Божий. А это значит, что верующий человек, являясь инвалидом, юродивым Христа ради быть может, но тот, кто просто имеет физический изъян и не уповает на милость Божью, не верит в Его силу – нет.

– Получается, что юродство связано с подвигом Божьего человека. Но юродивый часто провоцирует конфликты.

1234.jpg– Не совсем так. Совершая порой не понятные миру, нелогичные поступки, которые раздражают людей, нарушая привычный ход течения жизни, этот человек свидетельствует таким образом о высшей правде. Почему на Руси любили Христа ради юродивых? Потому, что они не боялись сказать правду не только простому человеку, но и царю. Они не просто обличали грехи и пороки, они жили подвигом. Святой Василий Блаженный, например, ходил без одежды в палящий зной и сорокаградусный мороз. (Прим. редакции: поступки Василия Блаженного были на первый взгляд странными. Он мог опрокинуть лоток с калачами, пролить кувшин с квасом. Рассерженные торговцы его били, а он благодарил их за это. Но потом выяснялось, что в муку для калачей был подмешан мел, а квас оказывался не пригодным для питья).

– Как Вы думаете, в современном обществе есть юродивые Христа ради?

– Знаете, наверное, говорить об этом в настоящее время очень сложно. Потому что мы не замечаем вокруг себя святых людей. Если посмотреть на историю нашей Церкви, большинство подвижников благочестия, как правило, бывали гонимы своими единоверными братьями. Их особо не замечали, всячески притесняли, обижали. Я глубоко уверен, что пока Церковь жива, она будет являть примеры святых, и наверняка сегодня есть Христа ради юродивые, которые, может быть, не так ярко, как это было с Василием Блаженным, Ксенией Петербургской, Матроной Московской, но в меру своих сил и своего духовного развития несут свой подвиг. Только спустя какое-то время, Церковь и люди могут все взвесить и по-настоящему оценить и понять подвиг юродивого. Ведь еще одним из серьезных и главных критериев при прославлении того или иного подвижника является не только наличие подвигов в его жизни, но и такая, может быть, банальная вещь, как чудеса, связанные с его именем. Когда по молитвам юродивого Христа ради люди получали исцеление, в их жизни происходили хорошие перемены

– Говорят, что юродство порождает общество в определенный период времени…

– Это касается не только юродства. От общества зависит многое, оно порождает и святых, и юродивых, и безумцев, и негодяев. Понятно, что во все времена были преступники и святые. Но несущей опорой любого общества является его настроенность, те моральные ценности, которыми дорожит народ, тот духовный идеал, к которому он стремится. Кто-то спросит: «Русь называлась святой, но разве в ней не было пьяниц, преступников, негодяев?». Конечно же, были. Но они и назывались пьяницами, негодяями и преступниками. И если взять процентное отношение, то таких людей было меньшинство.

Чем больше общество отказывается от нравственных, христианских ценностей, тем больше вероятность того, что оно погрязнет в насилии, разврате, грехе, будет совершать ошибки. И чем больше в обществе нравственных поступков, подвигов, бескорыстного служения ближним, тем оно будет больше рождать святых людей. Почему Русь называли святой? Не потому, что в ней не было греха, а потому, что, наверное, как никакая другая Русская Церковь явила миру множество примеров подвижничества, святости.

Сегодня общество хочет знать волю Божию. И, в то же время, оно ищет не саму Божию волю, а пророков. Но для того, чтобы увидеть настоящую волю Господа нашего, почувствовать, принять ее, нужно уметь анализировать свои поступки, прислушаться к тому, что происходит вокруг тебя, к словам не только явных безумцев, но и обычных людей, тех, кто рядом с тобой. И тогда вполне вероятно, что мы увидим не только безумных, блаженных, но и настоящих юродивых ради Христа, подвижников, святых, и это самое главное.

 Беседовала Наталия Колоярова



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

4 декабря 2016 г. 21 ноября ст.ст. воскресенье. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Рождественский пост. Разрешается рыба.

Икона дня

Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: "Христос раждается", приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, - перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, - и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись св. Христовых таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти - то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.
(Еф. 5, 9-19; Лк. 12, 16-21). Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертью, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет". "Так", то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть "собирают" не "себе, а богатеют только в Бога". А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, - богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоят в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Архипастырскую поездку в Балаковское и Николаевское благочиние
Все фоторепортажи