Чтобы профессия была в радость

Чтобы профессия была в радость

Отзвенели последние школьные звонки. Позади у вчерашних учеников беззаботное детство и напряженные учебные будни. Выпускники озадачены одним вопросом: куда пойти учится? Кто-то уже определился с выбором учебного заведения, а кто-то еще находится на распутье. И тех и других объединяет одно желание: обрести любимую профессию, которая будет доставлять радость. На эту тему мы беседуем с руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии священником Александром Миловановым.


— Отец Александр, как выпускнику не ошибиться с выбором учебного заведения и определить для себя нужное и полезное направление в жизни?

— Прежде всего, необходимо прислушаться к голосу своего сердца. Затем обратиться к Господу, чтобы Он помог и указал верный путь: Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 142, 8). Это очень важно. Ведь самая тяжелая ноша для человека — это нелюбимое дело, которым ему приходится заниматься. Поэтому не надо следовать общему течению и стремиться стать менеджером или юристом, если ваша душа не лежит к этим профессиям. Сегодня государство представляет на выбор достаточно большой перечень учебных заведений. Надо определить для себя такое дело, которое будет доставлять истинную радость. Ведь и Господь нас призывает к радости.

Не должно быть и меркантильного интереса при выборе профессии. Например, идти учиться на юридический факультет только для того, чтобы, используя служебное положение, скажем, заниматься вымогательством. Это тупиковый путь, который не принесет человеку пользу. Но в то же время определить какую-то профессию (например, того же юриста) как заведомо греховную, а другую (например, врача) как заведомо душеполезную нельзя. Риск духовно-нравственного разложения присутствует практически в любой профессии. Здесь уже выбор за человеком: поступать ему по заповедям Божиим или против них.

— Очевидно, что будущее ребенка особенно волнует родителей. Нередко папы и мамы настоятельно рекомендуют своему чаду поступать в вуз, который, по их мнению, сулит материальные перспективы и успешную карьеру. Ребенку же выбор папы или мамы бывает не по душе. Ослушаться — значит нарушить заповедь о послушании родителям, а поступить по настоянию родителей — исковеркать свое будущее. Как быть?

— Стол переговоров в семье — это лучшая площадка, на которой может закладываться фундамент дальнейшей жизни ребенка. Родители должны обсудить перспективы своего чада вместе с ним и, выслушав его доводы, принять уже совместное решение. А для этого в семье должно быть полное доверие и взаимопонимание. Здесь акцент надо делать на исполнение заповеди Христа — «блаженны миротворцы». Потому что, по слову апостола Павла, дети должны быть послушны родителям во всем, ибо это благоугодно Господу. Но в то же время и отцы не должны раздражать детей, дабы они не унывали (ср.: Кол. 3, 20, 21).

Эта проблема стара, как мир. Споры между поколениями были, есть и будут. И здесь очень важно найти золотую середину. Конечно, молодой человек может ошибаться и не иметь определенного мнения, может просто идти на поводу своих сверстников. Родители же, как люди более мудрые, опираясь на свой жизненный опыт, могут все-таки наставить и направить ребенка по правильному и полезному пути. Но еще раз повторюсь, разумное решение должно приниматься совместно.

— Некоторые родители и дети заходят в храм в период вступительных экзаменов, ставят свечи, просят благословения у священников. Ваше мнение по этому поводу.

— Это традиция нашего народа, которая в наши дни возрождается, и дай Бог, чтобы она укоренялась. Выбор жизненного пути — это кризисная ситуация. А из любого кризиса надо выходить только с Божией помощью. То есть у человека во всех его делах должна быть надежная опора — Господь. Постоянное обращение к Богу придает силы, укрепляет и помогает преодолевать сложные жизненные ситуации. Пользуясь случаем, приглашаю всех родителей и детей посещать в эти ответственные дни храмы. Родителям во время сдачи детьми экзаменов рекомендую читать Псалтирь и акафисты преподобному Сергию Радонежскому, святителю Николаю, святому покровителю вашего ребенка, другим святым.

Пастырский опыт свидетельствует о том, что Господь близок и помогает тем родителям, которые усиленно молятся за своих детей. Как-то мы совершали молебен перед началом доброго дела вместе с мамой и дочкой-выпускницей. После этого девочка поступила сразу во все три вуза, в которые подавала документы. Они с мамой пришли в храм и с радостью сообщили: «Представляете, быть такого не может!» Может! Для верующего все возможно!

— Отец Александр, Вы сказали, что родители должны читать Псалтирь и акафисты за своих чад. А дети ведь тоже должны потрудиться? Что им читать?

— Как-то перед экзаменами в институте меня спросили сокурсники: «Почему ты перед экзаменами читаешь одну и ту же книжку?». А я всегда в период экзаменов не выпускал из рук маленькую синенькую книжку — Псалтирь. Я ответил: «Потому что все остальное надо читать до экзаменов». Псалтирь — это энциклопедия всех душевных и духовных чувств. Она, как ни одна книга мира, подходит к любой ситуации, радостной или скорбной.

Надо с горящим сердцем обращаться к Богу за помощью, пусть и своими словами. Обязательно посоветовал бы читать псалмы пятидесятый и девяностый, молитву «Царю Небесный». Ну и учить надо, конечно, на совесть. Как говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». Господь человека без его усилий не спасает. Человек верит в Бога, а Бог верит в человека. Постарайтесь это доверие оправдать.

— Отец Александр, многие выпускники призывного возраста стремятся поступить в вуз для того, чтобы избежать службы в армии. Что Вы по этому поводу думаете? Есть ли смысл сначала пойти в армию, а образование получать в более зрелом возрасте?

— Здесь однозначно ответить сложно: каждый случай индивидуален. Мне, например, после школы ровно год пришлось поработать. И я благодарен за это Богу. После этого уже я поступил в военное училище. Конечно же, пришлось потрудиться вдвойне и освежать память. Время-то упущено. Но учился я с удовольствием. Отсюда можно сделать вывод, что если затянешь с поступлением, с одной стороны, техника теряется, с другой — мотивация возрастает. Приоритеты в этом вопросе расставить сложно. Что можно посоветовать выпускнику? Конечно, подавать документы! Поступите — учитесь! Не получится поступить — тогда идите служить Отечеству! Как Господь укажет. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все». Получится или не получится, все равно надо за все благодарить Господа.

— Сегодня в школах педагоги обращают внимание родителей и учеников на выбор профиля. То есть в конкретные сроки дети и родители должны выбрать для себя предметы, которые, согласно аргументам педагогов, помогут им правильно сориентироваться в выборе учебного заведения, а в перспективе не ошибиться и с выбором будущей профессии. Действительно ли такой подход в помощь детям и родителям?

— Здесь лучше всего прислушаться к авторитетным мнениям. Например, на сайте «Православие и мир» как-то было опубликовано интересное интервью с русским профессором, который живет и преподает в Америке. Он считает, что ребенок в 16 лет не может определить правильно свою будущую профессию, и привел ряд веских доводов. Например, тот факт, что шестнадцатилетний подросток в любое время может с легкостью поменять свое мнение. Поэтому лишать его каких-то фундаментальных общих знаний было бы несправедливо. Но и профилирование, возможно, может принести благие плоды.

Вопрос этот достаточно сложный. Хотя если общественность высказывается против, то в этих высказываниях, наверное, есть какое-то рациональное зерно. Ведь молодой человек не может предвидеть свое будущее и чем ему предстоит заниматься по жизни. И свидетельство тому, что в России минимальное количество людей работают по профессии. В нашей стране, как это ни парадоксально, большинство выпускников вузов трудоустраиваются не по специальности.

— Наверное, этот факт свидетельствует о несовершенстве системы российского образования?

— Скорее о высокой способности русского человека приспосабливаться и мобилизовываться в любой ситуации, об умении быстро ориентироваться на рынке труда и менять род деятельности. Хотя, как ни крути, опыт приобретается с годами. Поэтому все-таки лучше учиться выбранной сердцем специальности и впоследствии расти профессионально в ней.

— Что бы Вы пожелали нашим выпускникам в преддверии этого ответственного момента?

— Желаю с помощью Божией выбрать ту профессию, которая доставит сердцу радость. Одним словом, быть с Богом и сделать правильный выбор.

Беседовала Елена Гранкина



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи