Ближе и роднее всех

Ближе и роднее всех
О том, какими должны быть отношения в семье, в частности между родителями и детьми, подробно говорится еще в Ветхом Завете. Что изменилось с тех пор, кто для нас родители, почитаем ли мы их по-настоящему, являемся ли достойными детьми? Ответы можно найти и самостоятельно, а можно познакомиться с рассуждениями благочинного Краснокутского округа протоиерея Александра Писларя.

— Отец Александр, Священное Писание изобилует примерами того, как должны относиться друг к другу родители и дети. Расскажите о библейском взгляде на вопрос отцов и детей.

— Истинную природу отношений родителей и детей можно понять только в контексте общесемейных отношений. Природу семьи как союза, созданного Богом, лучше всего объясняет Сам Творец в Священном Писании. Пример панорамного обзора семейной жизни дает книга Псалтири, а именно: 126-й и 127-й псалмы. На их примере можно выделить три стадии развития семейной жизни, которые описывает праведный царь Давид Псалмопевец. В соответствии с этими стадиями просматривается и постепенное изменение отношений между родителями и детьми.

Первая стадия — начало семейной жизни. В этот период люди, движимые чувством любви, создают брачный союз, в котором пока нет детей, но уже начинают закладываться основы будущей полной семейной жизни: супруги учатся жить так, чтобы в центре их союза был Христос. Все это происходит на фоне личных супружеских отношений и бытовых забот, ведь муж и жена только устраивают свой домашний очаг. В повседневности мы видим, что нередко супруги начинают семейную жизнь с нуля: у них нет своего жилья, имущества, которое будет необходимо в дальнейшем. И важно (в Псалтири об этом тоже говорится) избежать роковой ошибки — полностью вовлечься в созидание материальных благ, забыв, что есть более важные вещи. Если этот период благополучно был пройден, и Господь даровал чад, наступает вторая стадия.

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые (Пс. 126, 3–4). Царь Давид называет детей наследием и наградой от Бога. Это очень важные понятия, указывающие, что дети, во-первых, являются не нашей собственностью, а собственностью Бога, за которую мы дадим ответ. Во-вторых, дети — награда, дар, милость Божия, проявленная к супругам, без нее невозможна полноценная жизнь.

Сравнение детей со стрелами тоже имеет глубокий смысл. Здесь следует вспомнить строки: Наставь юношу при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состарится (Притч. 22, 6). Автор также уподобляет юношу стреле, которая достигнет цели и никуда не уклонится, если ей сразу задать верное направление. Интересно, что еврейское слово, переведенное на русский язык как «наставь», в оригинале имеет два значения. Первое связано с частью тела — нёбом, и отсылает к обузданию дикого коня, на которого надевают удила. Второе — с кормлением младенца. В древности существовал обычай давать ребенку в уста каплю финикового сока перед тем, как мать будет кормить его своим молоком. Считалось, что таким образом младенец готовится к кормлению материнским молоком. То есть слово «наставь» означает обуздание и, скажем так, воспитание в ребенке жажды к пище, в нашем случае, духовной.

Человеческая природа, имеющая греховное повреждение, нуждается в обуздании. И родители употребляют свою власть по отношению к детям, чтобы искоренить дурные наклонности и пороки. То есть пытаются обуздать страсти. Но мало держать ребенка под контролем, воспитывать в нем уважение и почтение, останавливать перед необдуманными поступками, нужно открыть ему то, что станет смыслом его жизни, воспитать жажду этого истинного смысла. Этого можно добиться не через запреты и строгость, а через пример истинной духовной жизни, которую ребенок должен увидеть в семье.

Третья стадия — оставление семьи взрослыми детьми. В Евангелии сказано: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19, 5). Эти слова указывают на разрыв отношений, но это не значит, что дети полностью забывают и отделяются от родителей. Они теряют прежние эмоциональные связи и зависимость от материальной поддержки семьи: родители не должны больше кормить и содержать своих чад. Тесные отношения с матерью и отцом сохраняются, но приобретают иной характер. Родители должны быть благоразумны и понимать, что они уже не могут употреблять свою власть, потому как взрослые дети уже сами за себя отвечают и готовы к созданию собственной семьи.

Однако родители всегда могут помочь мудрым советом, молитвой, участием, не нарушающим свободу чад. Дети, в свою очередь, должны быть благодарны им и помнить, что родители — самые близкие и родные люди, воспитавшие и вскормившие, нуждающиеся в помощи, которую дети обязаны оказать.

— Почему Бог хочет, чтобы мы почитали родителей?

— Дети, видя со стороны родителей любовь и внимание, вырастают с осознанием необходимости послушания, что становится неким каркасом всего мировосприятия. Послушание выражается в том, что ребенок старается следовать тому, что говорят родители, а значит, он доверяет им.

Входя во взрослую жизнь, человек должен понимать, что мир устроен иерархично, что есть власть светская и духовная, которой подчиняются. Это свободное и осознанное подчинение, понимание, что эта власть несет благо, начинается именно с построения отношений в семье. Ребенок, не знающий законов жизни, не имеющий опыта, с доверием и послушанием относится к родителям — тем, кто старше, сильнее и опытнее его. Мама поддерживает малыша, когда тот делает первые шаги, и он чувствует, что мама — надежный защитник. Затем ребенок начинает исследовать окружающий мир и получает от родителей разные предостережения, но не слушает и в итоге на собственном опыте убеждается в правоте взрослых.

Естественно, что доверие, любовь и уверенность в том, что родители его оберегают, только крепнут. Вообще, ребенок часто в период получения знаний о самых простых вещах прекословит и не подчиняется воле взрослых. Это нормальный процесс становления личности, способной в будущем принимать решения самостоятельно. Конечно, семья должна помочь понять ребенку, что есть правильный выбор, объяснить, что общество и мир имеют иерархию, вершиной которой является Творец. И получается, что через воспитание в семье у ребенка формируется определенное отношение к Богу.

— А что значит почитать родителей? В чем это должно выражаться?

— Слово «почитание» можно понимать по-разному. Например, как признание ребенком жизненного опыта, силы, знаний и способностей, собственно и вызывающих почитание. Или как уважение к тому, кто тебя любит и кому ты должен отвечать тем же, а не просто признавать авторитет и силу этого человека. Кончено, это идеальные отношения детей и родителей.

Но зачастую бывает, что родители апеллируют к своей власти и пытаются подавить авторитетом детей, стараясь при любом удобном случае показать, что они всегда правы и настоят на своем. Это соответствует естественным законам жизни, но здесь кроется некоторая опасность. Мудрые родители не должны злоупотреблять полномочиями, вместо этого им следует очень аккуратно позволять детям проявлять свободу. Конечно, в определенных рамках, не давая этой свободе принять опасную для ребенка форму. Это очень важно, потому что в дальнейшем ему нужно будет принять факт, что жизнь определена Богом, но при этом человеку Богом дана и свобода выбора.

— В Ветхом Завете мы найдем множество заповедей, где говорится, что за почитание родителей наградой станет долгая земная жизнь. Она считалась настолько ценной?

— Нужно помнить, что эти заповеди даны человечеству в ветхозаветное время, когда все, что связано с понятием «благо», воспринималось через призму земной жизни. И поэтому Господь обещает людям награду — долголетие и процветание уже на земле.

В жизни мы видим, что наши дети, вырастая, относятся к нам так, как мы относились к нашим родителям. И если мы относились к своим родителям должным образом, такое же отношение мы увидим от своих детей. Разве это не благо? Разве это не продлит наши дни? Не секрет, что жизнь родителей сокращают переживания из-за того, что не всегда дети оказывают им внимание, уважение, любовь и поддержку. Но если они были добры к своим родителям и хорошо воспитали своих детей, то, я думаю, они обретут долголетие, радостную и спокойную старость.

— Почему непочитание родителей причисляют к тяжким грехам?

— Вспомним, что молитва Господня начинается со слов «Отче наш». Даром жизни мы обязаны и родителям, и Богу. Мы обращаемся к Богу как к Отцу. И если вернуться к разговору об иерархичности жизни, о том, что наше отношение к родителям напрямую связано с отношением к Богу, можно понять: человек, не почитающий земного родителя, никогда не сможет почитать и своего Творца. А что может быть более тяжким грехом, чем отрицание разумным существом, созданным по образу Божию и призванным достигнуть богоподобия, Того, Кто его сотворил? Получается, от непочитания родителей — один шаг до богоборчества.

Даже если мы посмотрим на этот вопрос с общечеловеческой точки зрения, мы увидим, что у развитых народов всегда присутствует почтительное отношение к старшему поколению. Совершенно противоположно отношение к пожилым людям у народов, стоящих на низкой ступени развития. В язычестве, например, родители преклонного возраста не были достойны уважения, считались обузой, от которой нужно скорее избавиться. Поэтому неуважение, непочитание старших — признак варварства, дикости и отсутствия или утраты добрых традиций.

Беседовала Дарья Хохлова

Фото Алексея Лузгана


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 сентября 2017 г. 8 сентября ст.ст. четверг. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба великому праздникуРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомИконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи