Без покаяния жизнь становится болотом

Без покаяния жизнь становится болотом

В сознании людей нашего времени практически стерлось понятие греха, размыты границы между добром и злом. Поэтом мирянину, решившему принять Христа, оторвав себя от земного, бывает очень сложно. С чего начинается путь к Богу? Для чего необходимо покаяние? На эти вопросы наших читателей отвечает настоятель храма во имя святого пророка Божия Илии п. Духовницкое священник Евгений Растопшин.


— Отец Евгений, наверное, путь к Богу всегда начинается с искреннего покаяния?

— Я бы так не сказал. Не все люди приходят в храм с покаянным чувством. Кто-то случайно зашел, и в душе зардела искра веры, а кого-то приводят сложные жизненные ситуации и потрясения. Но каков бы ни был путь к Господу, задача Церкви, священника — помочь человеку честно заглянуть в свое сердце, увидеть там множество грехов, страстей и искренне покаяться.

Общаясь со своими прихожанами, я часто задаю им вопрос: «Что важнее: душа или тело?». Многие на него отвечают однозначно: душа. Следующий вопрос: «Вы часто купаетесь?». Кто-то отвечает, что каждый день, кто-то через день. Оказывается, что тело свое мы «холим и лелеем», пользуясь различными ароматными шампунями, а вот о душе, к сожалению, забываем. Ведь не случайно вечернее правило заканчивается покаянными молитвами с перечислением всех грехов. Только после искреннего покаяния душа очищается от нравственной грязи. А иначе она становится болотом. Без покаяния полноценная жизнь христианина просто невозможна.

— Как невоцерковленному человеку определить степень своей греховности? Ведь самому бывает сложно услышать свою совесть, увидеть свои нехристианские поступки.

— Как говорили в советские времена: «Лучший контролер — это совесть». Господь ее дарует каждому человеку, и поначалу она представляет собой, образно говоря, белый чистый лист. Для того чтобы сохранить совесть в чистоте, человек должен реагировать на ее позывы и не совершать поступки, которые поселяют беспокойство в душе. Бывает, что у человека совесть настолько отягощена греховной грязью, что он ее может просто не слышать.

Господь может тронуть сердце человека не только через совесть, но и через различные обстоятельства жизни. Ведь часто в Церковь людей приводят скорби и печали. И зачастую только тогда человек начинает всерьез задумываться, почему в его жизни происходит что-то не так. Среди моих знакомых было немало людей, которые враждебно относились к религии и к Богу. Но сложные жизненные ситуации привели их в храм. Кого-то из петли вытащили, кто-то пил и смог оставить эту страсть с Божьей помощью. Господь всех приводит в свое время.

Если бы мне лет 15 назад сказали, что я стану священником, я бы очень удивился. Ведь в прошлом моя жизнь была связана со спортом и медициной и никак не соприкасалась с церковной жизнью. Вера может кардинальным образом изменить человека. И хорошо, если на его пути встречаются мудрые духовные наставники. Для меня, например, в свое время стал примером мой отец священник Александр Растопшин. Мы заметили, насколько он изменился после прихода в Церковь. Когда человек начинает воцерковляться, он становится добрее, спокойнее, уравновешеннее.

— Чем больше человек воцерковляется, тем больше возникает пропасть между мирским и духовным. Возникают душевные терзания: стоит или нет идти в ту или иную компанию, где нет единомышленников. С одной стороны, христиане должны проповедовать Христа, с другой — можно столкнуться с соблазнами и искушениями. Как же поступать?

— Отказываться нужно только от таких мероприятий, которые (и человек это заранее знает) сопряжены с грехом. Найти причину, чтобы отказаться, можно легко. А нести слово Божие нужно туда, где его способны воспринять. Можно и нужно, наверное, пойти в такое общество, чтобы посеять там семена веры. Соответственно, для этого необходимо самому быть примером и вести себя подобающим образом. Ведь православный человек — это свеча. А свеча должна гореть, освещая путь ко Христу.

Когда я работал в санатории, мне часто приходилось участвовать и в светских праздниках. Например, как-то в санатории мне довелось встречать Новый год. Но все знали, что это время поста. Поэтому на столе помимо праздничной еды была и постная. Мы очень интересно провели время за душевными разговорами. Многие после подобных встреч стали ходить в храм. Поэтому не важно, в какое ты общество попал, главное — везде оставаться христианином. Маловерный же соблазнится и не выходя из дома: через телевизор, интернет, через мысли, которые навевает дьявол.

— Первый шаг к покаянию человека — это исповедь. Кто-то не имеет силы открыться священнику, мотивируя это тем, что он также простой земной человек, подверженный греху. Кто-то сомневается в тайне исповеди. В общем, отговорок находится немало. Ваше видение этой ситуации.

— Абсолютно согласен, что людям, и в особенности мужчинам, считающим себя «венцом творения», на исповедь прийти сложно. Но если уж Господь дал нам это Таинство и разрешительную молитву, то она должна быть прочтена. Исповедь для очищения души просто необходима.

Многие, готовясь к Таинствам Исповеди и Причастия, поверхностно пробегаются по заповедям. Человек не понимает, что если он взял у человека шариковую ручку со стола и забыл ее отдать — это воровство. Тунеядство — это тоже воровство. Ведь человек ворует время, которое отведено Богом для душеполезных занятий. Нашим современникам порой приходится объяснять очевидные вещи.

На исповеди я подробно рассказываю о православном видении греха, как он входит в нашу жизнь. Я думаю, что если человек решился на исповедь, значит, он созрел для этого шага. Он готов к беседе и покаянию. Совесть его просит, чтобы душа очистилась. А те люди, которые не готовы принять Христа, ссылаются на всяческие причины: то священник не устраивает, то погода плохая, то здоровье не позволяет. Они и в храм-то не пойдут.

Я сам крестился в Москве, и можно сказать, случайно. Шел мимо храма со своим братом и знакомым. Зазвонили после службы колокола. Мы зашли, поставили свечки, а сами были некрещеные. Вышел батюшка и предложил желающим покреститься. Мы подошли и спросили разрешение. Батюшка нас окрестил. Первый раз на исповедь я попал через полтора года, и то под напором отца. А теперь вера стала смыслом моей жизни.

— Для невоцерковленного человека, готовящегося первый раз к Причастию, не просто вычитывать большое правило — молитвы, каноны. Да еще нужно ограничивать себя на протяжении трех дней в пище, в общении или просмотре телевизора. Могут ли быть какие-то послабления для человека, который духовно не созрел принять сразу все правило?

— Я думаю, что для человека, который осознал необходимость покаяния, не составит особого труда попоститься и прочитать все правило ко Причастию. В следующий раз ему готовиться будет гораздо легче. Какие-то послабления, конечно, по человеческим слабостям быть могут. Однако не мы эти правила придумали, и не нам их менять. Человек воцерковленный понимает всю важность трехдневного поста, вычитывания покаянных канонов и последования ко Святому Причастию.

Степень послабления определяет духовник. И порой она действительно зависит от воцерковления, но только наоборот: чем больше человек молится, чаще исповедуется и причащается, тем более возможны послабления. Некоторые христиане читают покаянные каноны каждый день. Есть люди, которые живут аскетично, как истинные христиане. Они и так регулярно находятся в молитве и посте. Поэтому не будет грехом, если они приступят к принятию Святых Даров, прочитав лишь правила ко Причастию. А вот новоначальному как раз лучше побольше потрудиться, чтобы укоренить веру в своем сердце.

— И стремление к Богу…

— Конечно, сердце должно гореть для Бога. Нет смысла, если человек приходит в храм без сердечного покаяния. А у нас ведь зачастую многие заходят в церковь, как на экскурсию. Как-то я принимал участие в освящении нового храма. По окончании службы одна барышня вышла из храма и возмущенно высказалась: «А где же росписи? Стены-то голые!». Оказывается, для нее оказалось главным — внешний лоск и красота. И другой пример. У меня есть знакомый священник в Екатеринбурге, который служил почти четыре месяца летом на открытом воздухе. Это место благословил Владыка под строительство храма. И на службы приходило очень много прихожан. По милости Божией на этом месте со временем построили и храм.

Беседовала Елена Гранкина


Советуем прочитать:

•    «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — в этой книге просто, но очень подробно изложено представление об основных грехах и страстях, а также о противоположных им добродетелях.

•    «Грех и покаяние последних времен» архимандрита Лазаря (Абашидзе) — в этой книге автор помогает читателю увидеть тайные недуги своей души, которые порой кажутся добродетелями.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 августа 2017 г. 7 августа ст.ст. воскресенье. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан Воронежский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Попразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прп. Антония Оптинского (1865). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора Фиваидского (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы (IV). Прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239). Прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV). Собор Валаамских святых. Сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Митрофана читаются, если ему совершается служба. * * Чтения прмч. Дометия читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 9, 2-12; Мф. 18, 23-35). Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь - не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, - и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, - и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи