Научиться жить сегодня

Научиться жить сегодня

Мы любим анализировать дела минувших лет, особенно когда на пороге — столетие такой даты. 1917 год… Как много ассоциаций рождает эта цифра — трагичных, тяжелых, разных… О том, какие уроки преподнесло нам ушедшее столетие, как нам научиться жить сегодняшним днем и делать то, что каждому из нас определил Господь, мы беседуем с гостем нашей епархии Епископом Братским и Усть-Илимским Максимилианом.

— Владыка, тема грядущих Рождественских чтений в Москве «1917–2017: уроки столетия». Этой теме наверняка будут посвящены многие мероприятия в будущем году. Когда Вы слышите о ней, что приходит на ум?

— Эту тему, действительно, нельзя обойти. Наступит 2017 год, и все мы будем анализировать, размышлять о том, что принесло это столетие. Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения, и нам не дано знать о том, что было бы, если бы … Но прояснять какие-то моменты, давать оценки мы можем. Церковь, безусловно, должна сыграть свою роль в этом общем процессе. И очень хотелось бы, чтобы общество не разобщилось, а, напротив, объединилось в результате извлечения уроков и подведения итогов.

Нам нужно подвести черту, чтобы двигаться дальше. Потому что вопрос в некотором смысле до сих пор открыт. Во многих сердцах живет любовь к социалистическому прошлому. Никто, я думаю, не может сегодня одобрить тех смертей и разрушений, которые несла лавина репрессий. Но были ведь и труженики, которые любили свою страну. Поэтому это хорошая тема для спокойного обсуждения, для извлечения уроков.

— Урок веры, верности, мужества и стойкости в ХХ столетии преподнесли нам новомученики. С вашим краем связана жизнь кого-то из них?

— У нас процесс канонизации новомучеников в самом начале. Это непросто — проследить весь жизненный путь, порой с последнего места заключения нет никаких сведений. Но мы все же пытаемся изучать жизненный путь своих подвижников, издаем о них статьи, буклеты. Собираем сведения о том, где и кто пострадал. Тогда ведь много людей попало под лавину репрессий и за веру, и по другим причинам. У нас в одном районе в один день были арестованы 78 крестьян. Их нашли через 50 лет, останки засыпаны известью в подвале тюрьмы. Просто так вот взяли и расстреляли.

— Какие события в ХХ веке Вы назвали бы знаковыми?

— Мы живем в Сибири, и что-то осталось у нас еще от старых традиций, а что-то новое. Например, Братск — это совершенно новый город, флагман комсомольских строек. Его строительство также относилось к знаковым событиям. Поэтому у нас православные традиции порой вызывают настоящее отторжение. Живут здесь люди, которые провели в подвиге трудовом свою жизнь. Их всю жизнь за это хвалили, воспевали. Они не против церковной музыки, проповеди, но она не зажигает их изнутри. А ст!оит под комсомольский марш выйти на сцену ребятам с флагами — оживают воспоминания молодости.

Мы строим сейчас первый в истории города собор. Первый храм был построен в девяностые годы в лесу. Люди не привыкли даже просто видеть купола, кресты.

— А на основании какого опыта, взывая к чему Вы строите свою проповедь к жителям города?

— Мы стараемся создать среду для тех людей, которых Господь призвал в храм. Стараемся создавать и развивать различные направления внебогослужебной деятельности: православную гимназию, сестричество, реабилитационные центры и многое другое. Чтобы те, кто пришел в храм, могли увидеть сферу для своей личной активности.

Люди приехали в наш город из самых разных мест, но многие традиции были здесь утеряны. У нас, к примеру, монахиня Фекла есть, молдаванка. Она выросла в небольшом селе в Молдавии, в патриархальной среде, родители верующие были. В 17 лет дядя увез ее в Братск на стройку, где жизнь совершенно иная. В возрасте около 50 она пришла в храм. Я спрашиваю: «А почему в храм-то не ходили? Вы ведь из церковной семьи». — «Не знаю, — говорит, — здесь все совсем по-другому было».

Большим утешением для меня являются миссионерские поездки в те места, где люди десятилетиями, а порой и по сто лет не видели православных священнослужителей, не участвовали в Таинствах. Знакомимся с людьми, в домах устраиваем храмы. Там ведь людям жить очень непросто, слишком много ломали их образ жизни, и последствия этих надломов ощущаются вполне.

— Получается, что есть магистральные линии развития истории. А есть жизнь обычных людей, которые не могут в большинстве своем на этот процесс повлиять. И что, к примеру, делать жителю вымирающего села: бежать туда, где эта магистраль проходит, или оставаться на том месте, где родился и вырос?

— Это его свободный выбор. К примеру, у нас в Братске ужасная экология, дети болеют. И я не могу сказать родителям: «Не покидайте родные места», — когда речь идет о жизни ребенка. Конечно, хочется, чтобы человек жил и искал спасения на том месте, где он призван, не бегал от проблем, чтобы жизнь в постоянное бегство не превращалась.

— В разные периоды нашей отечественной истории мы видим, как народ наш завоевывает территории, развивает, в том числе, и культурную, политико-экономическую экспансию. И ХХ век не исключение…

— В начале ХХ века это было стремление к неким идеалистическим целям, воплощения которых никто и никогда не видел. Для этого как в топку подбрасывали и подбрасывали ресурсы собственного народа. Потом государство жило по тем идеям, которые в какой-то момент просто закончились. При этом, конечно, была отдельно взятая жизнь конкретного трудового человека, которая заслуживает уважения. Но коммунистические идеи исчерпали себя, в конце концов даже сами руководители в большинстве своем в них не верили. А русский человек не может жить без стремления к идеалам, без этого он не находит себя в этой жизни.

Когда ко мне приходят люди в переживании: что делать — мир гибнет, я всегда говорю: «Давайте делать то, что мы знаем, и то, что можем изменить. Не надо тратить силы на то, чтобы переживать за все и вся вокруг». Не можешь повлиять — не надо думать, можешь — делай, в том числе и молись. А просто болтать про власть, про руководителей не имеет никакого смысла.

— А ведь Интернет призывает нас прочитать, обдумать и прокомментировать все на свете: от новостей нашего дома до глобальных процессов…

— Глобальные процессы формируются либо из локальных событий, либо управляются кем-то. И не надо верить всему, что говорят. Хорошая современная традиция — начинается Великий пост, выключи все информационные приборы. Если что-то глобальное случится, тебе все равно расскажут. А так, слушать все подряд — только от жизни духовной отвлекаться. Это правило можно и на всю жизнь распространить.

Конечно, если по роду твоей деятельности положено знать, что в мире происходит, то ты должен интересоваться. А если ты слесарь, то зачем постоянно следить за тем, что в Америке делается? Для ложного чувства, что ты разбираешься в мировой политике? Ладно, если бы ты хотя бы опытным был и мог отличить ложь от правды. Политика ведь многих из нас напрямую не касается. Нужно просто жить, любить свою семью, свою Родину, стараться быть нравственным.

И больше нужно позитива. А от чего он будет? Каждый день надо стараться сделать какое-то доброе дело. Негатив ведь и происходит от какой-то гордости, осуждения, от ощущения того, что мы разбираемся во всем. Если ты будешь смиренным, скромным, будешь стараться участвовать в жизни людей с мудростью, с молитвой, это будет правильно. А празднословие, осуждение только разоряет нас, перечеркивая то доброе, что удается сделать.

— А не возникает ли у Вас ощущения трагедии от того, что мы сегодня отступаем — бросаем сначала села, поселки, потом маленькие города?

— Если бы люди просто уезжали, было бы полбеды. Но есть еще и негативное отношение к своему городу, призыв уехать к тем, кто еще остался. В Братске это очень хорошо видно, ведь в советское время он был на особом положении — особое снабжение, гости столичные постоянно приезжали. А теперь некое забвение, денег нет, хотя отдаем мы чуть не полбюджета области.

Мы разучились объединяться в реальной жизни ради каких-то добрых дел, благих целей. Это тоже плод ХХ века.

— И какие перспективы?

— Ну, это же от глобальной политики, от глобальной экономики зависит. Я могу только про свои церковные перспективы говорить — будем открывать приходы, стараться строить храмы, будем развивать социальную, образовательную деятельность. Наша задача в том, чтобы Церковь стала полноправным участником общественных процессов. Пока в умах людей Церковь — это то, что в лесу. Где спокойно, тихо, когда плохо — пришел, помолился. А в обычной жизни она не нужна. И эти стереотипы приходится ломать.

Ведь многим свое отсутствие в храме легче объяснить не своим несовершенством, а несовершенством храма и тех людей, которые там. Мы, конечно, не претендуем на некое полное владение умами. Вера ведь не всякому дается. Но в то же время вера от слышания (Рим. 10, 17). Сначала человек слышит, потом размышляет, а потом уже делает осознанный выбор — нужна ли ему Церковь или нет.

Когда священник общается с людьми, когда храмы стоят в поселках, есть шанс увидеть жизнь Церкви. Тогда и секты не могут паразитировать на мифах о ней, и у самих людей больше возможностей сделать более осознанный выбор. Понятно, что в храм придут только те, кого Господь призовет и кто откликнется на Его призыв. Но мы должны делать свое дело. Ведь неизвестно, что вообще ждет человечество впереди, может быть что угодно. Поэтому жить надо сегодня и делать то, что требуется.

Беседовала Марина Шмелева




Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 ноября 2017 г. 8 ноября ст.ст. вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Собор всех архангелов
Собор всех архангелов

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи