Зачем мне нужен Великий пост?

Зачем мне нужен Великий пост?

Чего мы ждем от поста? Возможно, чуда. Ведь Великий пост — это шанс, это дар от Бога нам и наше обещание Ему совершить невозможное — изменить себя, обрести свободу через жертву, через «сплошные ограничения и запреты». Впрочем, все индивидуально — у каждого свои чаяния. Узнаем, какие они у наших респондентов — священнослужителей и мирян Покровской епархии. Зачем именно им нужен Великий пост?

Священник Вячеслав Москалев, 56 лет, клирик храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона п. Степное:

— Все, что установила наша мудрая Церковь, нам полезно. Иногда мы этого не понимаем, сопротивляемся, но потом осознаем, что все здесь устроено не просто так. Все здесь — на благо человека. Великий пост — золотое время, великий дар. Бывает, по мере приближения поста человек печалится, думает: «Придется себя ущемлять в пище, сне, молиться больше». На самом деле, пост дается, чтобы мы смогли увидеть истинных наших братьев, которые молятся рядом с нами и знают, что именно постом обнаруживаются немощи, что только смиряя плоть, мы просветляем свой разум и обращаемся к Господу.

Чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского, моление в храме в темноте, пение тропарей, где рассказывается, за что первые люди были изгнаны из Рая, что они, а значит и мы, потеряли, — все это заставляет погрузиться в сердце, остаться наедине с собой, задуматься о том, как мы живем. И главное — увидеть, какие страсти нас одолевают. Увидеть не в общих чертах, а внимательно рассмотреть и постараться избавиться от греховных привязанностей.

Должен ли человек соблюдать Великий пост? Человек верующий понимает, что он, да и все люди — должники Бога, ибо искуплены великой ценой — кровью Господа нашего Иисуса Христа. Мы обязаны Ему всем: и своим рождением, и тем, что можем дышать, вкушать, видеть и осязать мир. За это мы должны быть благодарны. Все наше служение, Литургия — это благодарение Создателя, к Которому мы обращаемся: «Отче наш». И если Отец говорит, что надо делать именно так, а не иначе, значит, мы должны его слушаться. Потому что Отец делает все ради нашего блага и никогда не ошибается.

Надеюсь, что за время Великого поста мои исповеди станут осмысленнее. У каждого человека возникают мысли, которые он от себя прячет, боится принять, убеждая себя в том, что этих мыслей у него нет, что нет в нем столько плохого. Великим постом, наоборот, нужно приблизиться к этим глубинам, вместе с преподобным Ефремом Сириным попросить: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения». Прошу Господа даровать мне видение моих грехов, чтобы я мог заглянуть в их самые глубины, чтобы пелена, в житейской суете застилающая все, спала, я увидел себя настоящего и обратился к покаянию, которым открываются врата Рая.

Священник Артемий Добрынин, 29 лет, руководитель миссионерского отдела Покровской епархии, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Приволжское:

— Для нас пост — это аскетический подвиг. И совершаем мы его, чтобы наша плоть не властвовала над душой. Через такое делание у человека проясняется духовное внимание. Великий пост мы соблюдаем по примеру Спасителя, Который постился на протяжении сорока дней в пустыне. Своим примером и словами Сам Спаситель увещевает нас к посту: Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34). Мы постимся, выражая этим подвигом раскаяние перед Богом, как это делали святые подвижники.

Надежда Олеговна Сидорова, 26 лет, педагог воскресной школы «Солнечный остров» храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса):

— Великий пост необходим для того, чтобы изучить себя, свои зависимости и слабости. Пост нужно держать. Ведь если во время постного подвига не хватает воли и сил для покаяния, преодоления страстей, то вряд ли эти силы будут в повседневной жизни. Пасху Христову хочется встретить по-настоящему, с большой радостью, а это возможно только после серьезного духовного труда. От Великого поста я жду очищения, освобождения от всего, что мешает мне на пути ко спасению, и ощущения истинной пасхальной радости.

Елена Владимировна Мартянова, 36 лет, библиотекарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):

— Великий пост мне нужен для того, чтобы пройти школу воздержания. Ведь человек, привыкший поститься, даже всю свою жизнь постящийся, как это делали великие подвижники Православной Церкви, приобретает огромную силу в борьбе с соблазнами, научается воздерживаться от греховного. Цель поста — это стремление к Богу. И соединяет нас с Богом покаяние, участие в богослужении и таинствах Церкви: исповеди, Причастии Святых Христовых Таин. Я жду от Великого поста новых духовных познаний, достижений и очищения своей души, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение.

Юлия Андреевна Милованова, 36 лет, прихожанка храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска:

— Мне нужен Великий пост, чтобы на время остановиться и отложить в сторону все ненужное, суетное, чтобы как можно больше места в жизни и сердце отвести Господу. Великий пост — это один из островков в нашем море забот и попечений. На поприще постного подвига мы стараемся делать больше добрых дел, берем на себя дополнительные ограничения, усиливаем молитвенное правило. Пост помогает обнаружить немощи души, ее недостатки, грехи, показывает нам необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи и спасения.

Великий пост нужен для изменения повседневной жизни. Когда мы соблюдаем пост, то учимся радоваться тому, что у нас есть. Вот, например, какую радость у нас вызывает разрешение употреблять растительное масло в пищу в субботу и воскресенье. А если за время поста удалось сделать кому-то доброе дело, то на душе сразу становится теплее от того, что ты пригодился, твой труд оказался полезен.

Когда постишься не один год, то уже ждешь это время, физически и духовно. Пост без молитвы — диета, а потому для меня Великий пост — это, в первую очередь, красота и глубина богослужений, это чтение на первой седмице Великого покаянного канона святителя Андрея Критского, когда храм вечером полон людей, это Литургия Преждеосвященных Даров, Пассия. Великий пост — это подготовка к Пасхе, совершенствование любви к Богу и ближним. Чтобы торжественно встретить светлый праздник Пасхи и прочувствовать его величие, человек должен пройти через физическое воздержание. Не надо рассматривать пост как диету или череду постоянных ограничений. Пост — это радостное событие, духовное обновление, предваряющее Пасху Христову!

Артем Иванович Струкачев, 20 лет, студент геологического факультета НИУ СГУ им. Н. Г. Чернышевского, чтец Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:

— Великий пост — средство, помогающее в достижении духовных целей, таких как поддержание молитвенного настроя, покаяние, примирение с обидчиками и исправление своих недостатков. Соблюдать пост необходимо, так как он установлен Православной Церковью, и нельзя называть себя христианином, то есть частью Церкви, не выполняя ее установок. Но поскольку пост, прежде всего, нужен самому человеку, то имеют место и послабления, и самостоятельный выбор меры, строгости поста. Великий пост — воспоминание поста Христа, который Он держал в пустыне, и подготовка к Пасхе. Я надеюсь, что Великий пост для меня не будет напрасным.

Евгения Леонидовна Земскова, 19 лет, секретарь отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии (ОРОИК):

— Во время Великого поста я стараюсь делать то, на что обычно у меня не хватает времени, — совершенствовать свою душу. Иногда требуется совсем немного. Достаточно ограничить себя в любимых пирожных и развлечениях, почитать несколько недель подряд дополнительные молитвы, постараться сдерживать себя хоть немного в проявлении негативных эмоций, но зато становится как-то легче, светлее на душе. Не скажу, что всё проходит идеально. Часто сама себе напоминаю старую грелку: в одном месте залатала, в другом прорвало. Но все же главное для меня — постоянно напоминать себе о том, что нужно идти дальше, стараться еще и еще, не останавливаться для саможаления и самоунижения. А это крайне трудно. Помимо возможных побед над собой, от Великого поста я жду Пасхи, ведь именно к ней пост и ведет.

Дмитрий Александрович Яковлев, 20 лет, воспитанник Саратовской православной духовной семинарии, иподиакон:

— Великий пост нужен для борьбы со страстями и возрастании в добродетели. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Святые отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвости ум наш, в должной тонкости и духовности наше сердце». Воздержание — первая ступень, вводящая в духовную жизнь, ведь чтобы достигнуть внутренней чистоты, нужно чем-то жертвовать. В Великий пост этой жертвой являются излишества нашей жизни. Не только еда, но и Интернет, развлечения и т. д.

Поэтому для меня пост — это прежде всего воздержание от всего, что отвлекает от молитвы и размышления о спасении. Об этом говорит и преподобный Исаак Сирин: «Телесные же наслаждения не только усиливают страсти и восставляют их на душу, но даже исторгают ее из самого корня, и с тем вместе разжигают чрево к невоздержанию, бесчинию до крайней расточительности, и понуждают безвремено удовлетворять телесным потребностям. Одолеваемый сим не хочет стерпеть малого голода и владеть собою, потому что он — пленник страстей».

Я держу Великий пост по нескольким причинам. Во-первых, пост был установлен Самим Христом. Как Он сорок дней и сорок ночей в пустыне умерщвлял плоть, так должны это делать и мы. Пост — это великий дар нам от Спасителя. Во-вторых, святые отцы говорят об огромной пользе поста как для души, так и для тела. Пост открывает грехи и страсти, стоит лишь на один день отказаться от того, что нравится. Пост показывает злобу и коварство лукавого, искушающего людей. «Для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особой силой свирепеют во время поста», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. В-третьих, пост для меня является личным аскетическим опытом, который помогает вырваться из мирской суеты и стать ближе к Богу. Средствами для этого являются Святое Причастие, исповедь, молитва, чтение Священного Писания.

Подготовила Дарья Хохлова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 сентября 2017 г. 8 сентября ст.ст. четверг. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба великому праздникуРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомИконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI), Исааковской (1659). Икон Божией Матери: Курской-Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи