Участь тела

Участь тела Постом мы вспоминаем об «умерщвлении плоти» – аскетической практике, которой учит христианская традиция. Когда-то умерщвление станет совершенно определенным событием. Вспоминать о нем не хочется, а придется. На вопросы о самой малоизвестной стороне бытия отвечает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинское священник Алексий Талалаев.

– Священное Писание призывает спасать душу, но в нем же сказано, что люди воскреснут, обновятся, в том числе и телесно. Почему?

– Церковь – богочеловеческий организм, Тело Христово. В ней соединяются Божеское и человеческое естества. В человеке – материя и дух. Тело не может без души, а душа без тела. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что попечение о здоровье, душевном и телесном, является заботой Церкви. Однако физическое здоровье без здоровья духовного бессмысленно. В Евангелии мы видим, как Господь исцелял не только души, но и тела, указывая, что телесные заболевания – результат греха. Также находим, что должны почитать врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание (Сир. 38, 1-2). Нам заповедано беречь здоровье, лечить и поддерживать тело физическими упражнениями, но не превращать его в идола, ради красоты которого мы готовы на многое.

Об одновременном воскресении души и тела говорит все Священное Писание. Самый яркий пример – воскресение Спасителя, после которого Его плоть приобрела сверхчеловеческие свойства. Точно неизвестно, какие изменения нас ждут, но на примере Христа замечаем, что Он мог делаться невидимым и неузнаваемым, проходить сквозь двери. Человек, будучи двусоставным, также воскреснет и преобразится и телом, и душой. И в таком состоянии будет в Царствии Божием.

– С посмертной участью тела связано множество суеверий. Некоторые люди верили и верят, что тело, уничтоженное, с утерянными частями не воскреснет или воскреснет неполноценно. Так ли это?

– Возможно, подобные суеверия связаны с древними языческими культами и обрядами, в которых использовали человеческие органы. В Православии ничего подобного не было и нет. Совершенно неправильно считать, что человек, лишившись какого-то органа или части тела, не воскреснет или воскреснет неполноценно. Апостол и евангелист Иоанн Богослов писал: Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых (Откр. 20, 14) Это говорит о том, что Господь всесилен и может восставить тело человека из любого состояния, какая бы смерть его ни постигла.

– Сюда же можно отнести вопрос о посмертном вскрытии, в результате которого тело и органы теряют целостность. Как к этому относится Церковь?

– Страх перед этой процедурой имеет несколько причин. Как ни странно, но в России отношение к вскрытию было спокойным. При Петре I в 1700 году появились первые анатомические театры, где врачи изучали строение тела, процессы, протекающие в нем. Это было необходимо для развития медицины, оказания помощи человеку. В католическом мире, наоборот, вскрытие было под запретом. Всему виной суеверия. Это первая причина. Вторая причина – этическая. Апостол Павел называет тело храмом Духа Святого (см.: 1 Кор. 6, 19), Церковь признает его достоинство, в том числе и после смерти. Но не будем скрывать, в жизни есть место непрофессиональному поведению. Этого многие люди и боятся. По закону, от вскрытия практически невозможно отказаться, но в одном можно быть уверенным: процедура на загробную участь и последующее воскресение никак не повлияет. Будем же полагаться на совесть и порядочность врачей, которым тоже придется давать ответ за отношение к людям, живым и усопшим.

– Почему Церковь выступает против кремации? Ничто ведь не влияет на посмертную участь, тело все равно превратится в прах, а Господь все равно его воскресит?

– Во власти Господа воскресить любое тело из любой стихии, и поэтому, по слову раннехристианского автора Марка Минуция Феликса, мы «не должны бояться никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаться старого и лучшего обычая предавать тело земле». В 2015 году Священный Синод принял документ о христианском погребении усопших. В нем говорится, что погребальные обычаи выражают почтение телу как храму Божию и определяются верой в телесное воскресение. До этого же дня возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).

Церковь считает кремацию нежелательным явлением, хотя в некоторых случаях относится со снисхождением. Допустим, если предстоит длительная транспортировка тела или же законодательство страны не предусматривает иного вида погребения, как, например, в Японии. Но, так или иначе, нужно приложить все возможные усилия, чтобы похоронить человека или хотя бы его прах по-христиански.

– Считается ли согласие на кремацию близких людей грехом?

– Ни в одном из постановлений Вселенских Соборов мы не найдем рассуждений на данную тему. Их просто нет, потому как в те времена никому и в голову не могло прийти сжигать останки. Даже чин отпевания, сложившийся в первых веках христианства, являлся гимном, прославлением усопших. Конечно, тогда это были мученики, пострадавшие за Христа, святые люди, а сегодня за отпеванием мы все-таки молимся о помиловании умерших.

Почему Церковь выступает против кремации, объясняют святые. Святитель Николай Сербский писал, что кремация – это неуважение к человеку, насилие над ним, называл ее отжившим варварским обычаем, вытесненным из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. И это так, благодаря христианству тело действительно перестали считать чем-то нечистым, его стали уважать и заботиться о нем.

Но вот почему люди отдают предпочтение кремации? Современный мир боится смерти и на подсознательном уровне старается избавиться от всего, что напоминает о ней. Новые виды погребения, как и продление жизни любой ценой, придуманы не из экономических, экологических и прочих соображений, а из-за страха. Нет тела, нет могилы, значит, нет и смерти.

Между тем Церковь оставляет свободу выбора – она советует придерживаться христианской традиции. Следование ей – не только исполнение воли Церкви, но и помощь умершему. На мой взгляд, если человек не смог или не захотел воспрепятствовать кремации близких, и его за это обличает совесть, стоит принести покаяние на исповеди.

– Если тело после смерти нужно сохранять, то как быть со святыми мощами? Частички до сих пор расходятся по храмам всего мира. Разве это не поругание тела?

– Нет. В одном из песнопений Великой субботы говорится, что душа Спасителя спустилась в ад, и ад увидел не только Божество, но и раны пострадавшего человека. То есть душа несет определенные отпечатки страданий, благодати. То же самое и со святыми. Они были носителями Духа Святого, сосудами Божиими при жизни. Такими же остались и после смерти. Благодать неотделима от них и пребывает в каждой частице святого тела. Поклоняясь мощам, мы поклоняемся Богу, обитающему в них. На этом основано почитание, бережное отношение к телам и неодобрительное отношение к их сжиганию как к уничтожению святыни и лишению себя благодати, к которой мы прибегаем за помощью и исцелением.

– В Покровске есть район, называемый в народе «Живые и мертвые». Раньше там были кладбища, но их уничтожили, и на их месте построили жилые дома. Такой поступок – кощунство или необходимость?

– Об истинной причине этого события, конечно, лучше спросить у краеведов. Но разрушение храмов, кладбищ, на которых храмы всегда были, – это обыденность послереволюционного времени. Так из сознания людей вытравляли все, что связано с Богом и верой. Кремацию популяризировали с этой же целью – чтоб никаких крестов, попов, молитв. Крематории строили на месте и в зданиях храмов. К слову, первый открыли в храме во имя преподобного Серафима Саровского в Донском монастыре в Москве.

В любой религии, пусть далекой от познания Истинного Бога, к умершим, местам захоронения отношение всегда благоговейное, уважительное. Люди верили и верят в бессмертие души и ее связь с телом. Поэтому уничтожение кладбищ – инструмент в борьбе с религиозной памятью, с памятью о прошлом. Это неуважительное, безнравственное и неэтичное деяние, которому не может быть оправдания. Если кто-то переживает, что не останется места живым, то стоит вспомнить слова святого Паисия Святогорца: «Для мусора находят столько места, а для священных останков не находят».

– Существует рассказ о мытарствах блаженной Феодоры, где подробно описан болезненный и страшный процесс разлучения души и тела, прохождения мытарств. Является ли этот рассказ каноном? Можно ли ему доверять?

– Рассказ о блаженной Феодоре не является каноном или догматом. Это образное назидание – каждый человек будет давать ответ за свои поступки, то есть проходить посмертные мытарства. Каким образом – неизвестно. Мы узнаем об этом только после смерти. Я бы не советовал читать эту книгу всем, потому как одного она отрезвит, приведет к покаянию, а другого ввергнет в уныние.

Все люди умирают по-разному, но все они на пороге смерти видят мир духовный. Кто-то видит родственников, кого-то посещают страшные видения. Все это возможно, потому что за душой приходит не только ангел-хранитель, но и бесы. То, как описано разлучение души и тела, также является метафорой, материальным образом. Это примерное объяснение того, что испытывает человек. Святитель Григорий Палама говорил, что душа имеет привычку, любовь к телу и «никак не желает разлучаться его <…> лишь насильно – по причине болезни великой или травмы извне». Возможно, потому душе и больно, горько оставлять тело. Или потому, что человек жалеет о прожитой жизни. В любом случае, этот рассказ – напоминание о том, что смерть не является чем-то романтичным, как это представлено в тех же «группах смерти». Смерть – это серьезный этап в жизни, который каждому необходимо пройти и к которому нужно готовиться.

Беседовала Дарья Хохлова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 ноября 2017 г. 8 ноября ст.ст. вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Собор всех архангелов
Собор всех архангелов

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи