Смертельно опасен

Смертельно опасен

Покончил с собой после смерти любимого исполнителя… Посвятил свою смерть песне любимого певца... «Объяснил» кулаками, что «Динамо» лучше всех… Подобные «подвиги» фанатов, увы, не редкость. Они так поступают, потому что любят и готовы на все ради предмета своего обожания. Так что такое фанатизм? Нездоровая любовь? Или к любви он не имеет никакого отношения? Об этом мы говорим с настоятелем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) священником Игорем Копшевым.

— Отец Игорь, расскажите, пожалуйста, что такое фанатизм?

— Слово «фанатизм» происходит от латинского fanatici. В классической латыни это слово употреблялось исключительно применительно к жрецам Беллоны, Кибелы, Великой Матери и других восточных божеств, которые практиковали экстатические культы. С бубнами и тамбуринами, одетые в черное, они проходили по улицам города, затем падали на землю и, впав в экстаз, раздирали себе грудь до крови, предсказывали будущее и т.д.

Сейчас же под фанатизмом можно понимать чрезмерное увлечение какими-либо идеями, идеалами, когда это увлечение затмевает для человека всё остальное, делает его, по сути, рабом обожаемого им предмета.

 — В Библии говорится: «Не сотвори себе кумира». Значит, быть фанатом — это грех?

— Более того: фанатизм и вера в Бога несовместимы. Фанатически настроенный человек подавляет и вытесняет в себе многие существенные человеческие черты, его сознание сужается, а эмоциональная и интеллектуальная жизнь становится примитивной. Фанатик не верит по-настоящему в образ Божий в человеке, не доверяет Промыслу Божию, в силу Истины Христовой, то есть фактически не верит в Бога. Картина мира у фанатика страшно упрощается. Такой человек, как правило, одержим одной идеей, не замечает многообразия сотворенного Богом мира. Он беспощаден ко всему, что считает неправильным. Святитель Феофан Затворник пишет: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…».

Фанатик не знает и не принимает свободы, хотя ему кажется, будто именно он и совершает свободные поступки. Он фактически лишен духовной жизни. Он никогда не может критически оценить свое положение. Конечно же, фанатик может признать себя грешником, но только попробуйте указать ему на ложность его пути! Он не в состоянии признать свое заблуждение и в качестве психологической защиты от нападения сам начинает гнать других.

— Певец Сергей Зверев сказал: «Я знаю, на что способны фанаты…». Выходки фанатов зачастую могут нанести вред не только предмету обожания, но и им самим. Почему в человеке появляется столь нездоровое чувство любви? И вообще, можно ли это чувство назвать любовью?

— По моему мнению, фанатизм — это болезнь души, возникшая оттого, что в этой самой душе образовалась пустота, в ней нет Бога. И в ней появляются «имитации» Бога. Так, например, проявляется религиозный фанатизм: человек создает себе Бога, который удобен ему, и это очень опасно. Фанатизм — это своего рода духовная гордость, ориентирование на самого себя, убежденность не в истине, а исключительно в справедливости собственного мнения. Фанатизм — это убеждение, определенная поза, при отсутствии желания понять другого человека; фанатизм — это непробиваемая духовная оболочка, через которую человек не способен увидеть ничего другого; фанатизм является в некотором смысле саморелигией.

Священник Игорь КопшевА что касается любви… Я думаю, что это не любовь, а ее пародия. Желание видеть то, что хочется человеку. Получается так: что-то человеку понравилось, а так как в душе пустота, то это что-то наполняется смыслом, образами и превращается в то, за что цепляется пустая душа. Эти люди несчастны… Но, в то же время, мне кажется, гораздо хуже тем, у кого нет ничего, в том числе, скажем так, легкой формы фанатизма. Ему не к чему стремиться, он ничем не интересуется, его ничто не увлекает… Но, может быть, через фанатизм (в легкой форме, конечно) и пусть неправильное понимание любви, ее пародирование, он придет к любви настоящей. Гораздо страшнее, когда у людей в душе нет ничего, даже такого своеобразного чувства…

— Но и футбольные фанаты могут быть опасны?

— Знаете, опасны не столько фанаты, как те, кто рядом с ними. Я говорю об элементарных хулиганах. В той же группе поддержки настоящих фанатов мало. В основном там те, кому просто нравится вымещать агрессию на ком-то. Они-то и являются зачинщиками драк, скандалов. А фанатами, к сожалению, управлять легко, и вот именно в такие моменты случаются трагедии.

— Многие поклонники, особенно в юном возрасте, проходят стадию фанатизма по отношению к любимому исполнителю (актеру, футболисту). Создаются фан-клубы, где рьяно обсуждаются победы, поражения, творчество кумира. Порой фанатизм — просто игра, но насколько она опасна?

— Достаточно опасна. Если увлечение чем-либо переходит границы и затмевает собой все остальные стороны личности, начинается ее деградация. Здесь важно пустить энергию фанатизма в правильное русло. Вот, например, с теми же футбольными фанатами или ярыми поклонниками какого-либо актера: пусть идут и отремонтируют детскую площадку, уберут двор и сделают это во имя предмета обожания… Так, даст Бог, и одумаются.

— Где проходит тонкая грань, которая отличает фанатов от обычных почитателей каких-либо идей, видов спорта, компьютерных игр, музыкальных исполнителей? Когда кончается поклонник и начинается фанат?

— Поклонники не привязывают свою жизнь к жизни своего кумира, как это делают фанаты. Только фанаты могут наложить на себя руки, узнав о смерти любимого певца; поклонники на такие радикальные меры не способны. В отличие от фанатов поклонники с удовольствием общаются друг с другом, не испытывая при этом никакой ревности.

— Часто с гордостью говорят: «Он фанат своего дела». Насколько это правильно? И есть ли здесь чем гордиться?

— Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).. Если под выражением «фанат своего дела» имеется в виду простое трудолюбие, упорство — это одно, и ничего греховного здесь нет. Но если какой-то труд затмевает для человека всё остальное, то это явный сигнал, что пора остановиться и переосмыслить ту систему ценностей, в которой он живет. Нужно понять, что для нас действительно важно, первостепенно, а что временно и преходяще.

Беседовала Наталья Колоярова

«Курьер Поволжье» № 10 от 14 марта 2012 г.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 июля 2017 г. 7 июля ст.ст. четверг. Седмица 7-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Благоверная княгиня Евдокия Московская
Благоверная княгиня Евдокия Московская

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.
(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Завершился многодневный крестный ход Балашов – Вавилов Дол
Все фоторепортажи