Чудо для каждого из нас

Чудо для каждого из нас

Церковный календарь полон праздников и торжественных событий. Но ни одного дня в году не ждут так верующие, ни к одному так тщательно не готовятся, к Пасхе — «Праздников празднику и Торжеству из торжеств». О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.


— Владыка, а почему именно Пасха является самым важным праздником, а, например, не Рождество, ведь в этот день Господь приходит в мир?

— В современном мире наибольшей ценностью является жизнь, поэтому Рождение Христа понятнее современному человеку. А для человека верующего во Христа путь по этой временной жизни является испытанием, своего рода экзаменом. Он приходит в этот мир, чтобы достойно прожить и наследовать жизнь вечную. И поэтому Пасха — победа Христа над грехом и смертью, дающая возможность спасения каждому человеку, — отмечается с особой радостью и торжеством.

Пасха Христова есть центр истории, все чаяния человечества до пришествия в мир Спасителя были связаны именно с ожиданием этого явления. Пасха стала центром, к которому человечество шло на протяжении тысячелетий и с которым связана теперь вся его история. В Псалтири мы читаем: Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли (Пс. 73, 12). Даже само место, в котором произошло это историческое событие, становится знаменательным и почитаемым. На Кресте в Иерусалиме произошло событие мирового масштаба, которое изменило мир, дало Богу возможность приобщить человека к вечной жизни, изменить тот страшный порядок господства греха и смерти, которое воцарилось в результате человеческого грехопадения.

Христос называется новым Адамом, Он Бог и человек одновременно. Пришествие Богочеловека в этот мир и Его Воскресение — это основа христианской веры. Недаром апостол Павел пишет: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна… то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 17–19). Секулярный же мир готов увидеть во Христе человека, праведника, учителя нравственности, но не Бога, потому что это влечет за собой необходимость следовать за Христом и меняться.

— Почему во время богослужения, и не только пасхального, мы часто слышим, как о каком-то событии говорится в настоящем времени?

— Когда мы в Церкви вспоминаем какое-либо событие из Священной Истории, мы никогда не говорим о нем в прошедшем времени. Мы становимся его соучастниками. Во время богослужения мы видим ряд символических действий, правил, которые являются попыткой показать с помощью внешних средств иную божественную реальность. Верующие являются не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками этих событий. Как это происходит? В результате Искупительной Жертвы Христа в человеческой душе открывается возможность личной победы над грехом и смертью, личной причастности событиям Священной Истории. Поэтому каждый человек в своем сердце переживает Пасху снова и снова, совосстает со Христом, сораспинается с Ним. И это видно в каждое мгновение жизни человека: как он живет, какими принципами руководствуется. Если он Христа ради терпит поношение, страдания, то он сораспинается, состраждет Христу и через это совоскресает вместе с Ним.

— Как празднование Пасхи влияет на годовой круг богослужений?

— Пасха является не только центром человеческой истории, но и той отправной точкой, от которой отсчитывается годовой круг. Это переходящий праздник, дата которого рассчитывается по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин. Соответственно, в зависимости от этой даты исчисляются даты начала Великого поста, праздников Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и другие.

Что касается самого характера богослужения, до праздника Вознесения Господня 40 дней совершается попразднство Пасхи. На Светлой седмице отменяется пост, каждый день служится воскресная служба, которая совершается в день Пасхи. В последующие дни богослужение приобретает обычный вид, но в него добавляются пасхальные стихиры, тропари, в канонах происходит изменение. Особенно это заметно в воскресные дни. До Пятидесятницы в храме отменяются земные поклоны, по средам и пятницам возможно вкушение рыбы. Таким образом, даже в чисто внешних проявлениях мы можем увидеть значимость этого праздника.

— На протяжении долгого времени мы постились, старались больше молиться, чаще посещать богослужения. Наступает радостный праздник, влекущий значительные послабления в молитвенном правиле, отменяющий пост. Как не впасть в расслабленное состояние духа?

— Нужно следовать уставу Церкви, которая знает все наши недостатки и немощи, склонности. Приходит Великий пост, предполагающий отказ от пищи, увеселительных мероприятий. Наступает Пасха, отменяется пост, обычное молитвенное правило заменяется на часы Пасхи. Мы можем отдохнуть, сходить в гости к друзьям и близким. Но проходит время Светлой седмицы, и нужно вернуться к обычному уставу.

— Все знают, что только накануне православной Пасхи в Иерусалиме в Храме Гроба Господня сходит Благодатный Огонь. Почему это явное чудо никого не убеждает в истинности христианства, Православия?

— Потому что чудеса на самом деле не могут уверить человека в истинности происходящего. Об этом все давным-давно сказано в Евангелии. Христос, когда к Нему подошли фаресеи и стали просить от Него знамения, материального подтверждения Своего Божественного достоинства, ответил: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4), то есть знамения Его Воскресения из мертвых.

Конечно, Христос воскрешал и исцелял людей, но делал это не потому, что хотел кого-то своими чудесами поразить и привлечь. Мы видим, что истинные ученики пошли за Христом не благодаря Его чудесам, а чудеса стали следствием веры человека в Бога. Помните, когда Христос исцелял бесноватого отрока, Он сказал отцу: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему, а тот ответил: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23–24).

Когда человек хочет уверовать, стремится к Богу, тогда Господь посылает ему какие-то подтверждения Своего присутствия, чтобы душа могла немного оттаять. А когда человек просто ждет чуда, чтобы поверить, то ничего доброго из этого, как правило, не выходит. Таких примеров в истории масса. Мы видим, что Христос исцелял, кормил, были явные чудеса, при этом сколько людей кричали: «Распни, распни Его!».

Страшно, когда человек подходит к вере уж слишком рационально, пытается найти в ней обретение каких-то благ, материального достатка. Это свидетельствует о косности, о черствости сердца человеческого. Чудо придет, когда человек по-настоящему начнет искать Бога. Мало ли на свете совершается чудес — исцелений по молитвам от тяжелой болезни, спасения от смертельной опасности. Скептики объясняют их совпадением, случаем, медицинской помощью. Но ведь чудо не нарушает естественного хода порядка, установленного Богом в окружающем нас мире. Чудо совершается в нужное время, в нужный час для конкретного человека, чтобы что-то сказать его сердцу.

— В дни Пасхи внимание светских средств массовой информации часто привлекают народные традиции и обычаи. А насколько вообще важны национальные традиции и обычаи в праздновании этого общечеловеческого праздника?

— Этот вопрос возникает в том обществе, в том народе, где были растоптаны и раздавлены собственные традиции, собственная история. К сожалению, это произошло и с нашим народом. Ведь народные традиции в большей степени связаны с религиозной жизнью, неважно, о ком идет речь — о православных, католиках или, к примеру, о диких племенах, живущих в Африке. Традиционная форма жизни всегда связана с религией.

С нами произошла страшная трагедия, когда, борясь с религией, из-под ног русского народа выбили ту почву, на которой зиждилась вся народная жизнь. Люди потеряли национальную самоидентификацию. Поэтому когда люди проявляют желание вернуться к своим корням, традициям, связанным напрямую с Православием, это вполне естественно и оправданно.

Но при этом нужно понимать, для чего выполняется то или иное действие: для чего красят яйца, пекут куличи, освещают яблоки. И очень странно видеть, когда в течение всего года человек не обращается к национальной традиции, связанной с христианством, а вспоминает о ней за два-три дня перед Пасхой. Этим он очень обедняет свою жизнь, лишает ее глубокой осмысленности. Это как фразу выдернуть из контекста, как прочесть одну страницу из книжки и спрашивать, хорошо или плохо так поступать. Да это не хорошо и не плохо, это никак. Нельзя понять, зачем печь кулич и красить яйца, если человек не постился, не готовился к посту и дальше не проявляет той веры, которая породила русские традиции.

Но если кто-то только начинает свой путь к вере с попытки приобщиться к традиции своего народа, переосмыслить свою жизнь, в этом нет ничего плохого. Только я бы посоветовал сделать следующий шаг и посмотреть, чем наш народ жил в следующую неделю или за неделю до Пасхи.

— Что бы Вы пожелали нашим читателям в праздник Светлого Христова Воскресения?

— Постараться со вниманием и сердечным чувством отнестись к этому празднику, не растерять того, что мы собрали Великим постом, не разменять истинную Пасху на внешние увеселительные мероприятия, одним словом, не променять Воскресение Христово на куличики и яички.

Беседовала Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

25 марта 2017 г. 12 марта ст.ст. суббота. Седмица 4-я Великого поста. Поминовение усопших. Великий пост. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Преподобный Симеон Новый Богослов
Преподобный Симеон Новый Богослов

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феофана исп., Сигрианского (818). Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021). Св. Александра исп. пресвитера (1933). Сщмч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943). Лиддской-нерукотворной (на столпе), иконы Божией Матери (I).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Ев. 6, 9-12; Мк. 7, 31-37). "Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1 Кор. 15, 50). Следовательно, для получения Царствия надобно обесплотить и обескровить, то есть утвердиться в таком характере жизни, что крови и плоти словно нет. Это достигается совершенным отречением от дел кровяных и плотских. "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное". Перечислив все это, апостол прибавляет: "предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5, 10-21). Имеющий уши слышать, да слышит.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Покровске прошла V научно-практическая конференция «Православная книга – путь к преображению души»
Все фоторепортажи