Почерпите воду от источник спасения

Почерпите воду от источник спасения

Приближается праздник Крещения Господня, называемый еще Богоявлением. С великим церковным торжеством связано немало предрассудков, сомнительных народных традиций и обычаев. Но священнослужители не устают повторять — лучшей подготовкой и встречей праздника будет чтение Евангелия о Крещении, изучение основных песнопений и причащение Святых Христовых Таин. Ведь человек, понимающий происходящее в храме за богослужением, становится настоящим участником праздника, которому близко и доступно все то, о чем в эти дни говорит Церковь.


Крещение в Евангелии

Клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священник Стахий Сахаров:

— Праздник Крещения Господня, или Богоявления, берет начало в евангельских событиях земной жизни Иисуса Христа, о которых сообщают нам все четыре евангелиста. Мы знаем, что Христос приходит к Иоанну Предтече на реку Иордан, чтобы принять крещение: Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф. 3, 14–15). Так Иисус исполнил «правду», послушание заповедям Божиим, а Иоанн Креститель принял от Господа повеление крестить народ в знак очищения грехов.

Крещение дарует человеку благодать рождения от воды и Святого Духа, отпущение грехов, обновление естества и возможность войти в Царствие Божие. Праздник Крещения стал называться Богоявлением после того, как Иисус Христос, крестившись, вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17). В этот момент людям открылось истинное Богопочитание — тайна о Боге Едином в трех Лицах.

Крещение в истории

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) иеромонах Спиридон (Савин):

— Не многие знают, что освящение воды совершается дважды — в навечерие Богоявления, или крещенский сочельник, 18 января, и в день Крещения Господня, 19 января. В первом случае освящение воды связано с древней практикой крещения оглашенных в воспоминание о Крещении Христа, а во втором — с традицией палестинских христиан совершать шествие в день Богоявления на Иордан, к месту Крещения Господа.

Считается, что над созданием чина освящения вод трудились евангелист Матфей, святители Прокл, архиепископ Константинопольский, и Софроний, Патриарх Иерусалимский. Последование великого освящения воды и в сочельник, и на Крещение совершается одно и то же. Оно состоит из пророчеств о Крещении Господа, отрывков из Евангелия и Апостола, ектений и молитв, призывающих благословение Божие. Завершается освящение троекратным погружением в воду креста.

Освященная на Богоявление вода называется Великой агиасмой, которую принято хранить и принимать с благоговением, а выливать исключительно в непопираемое место. На мой взгляд, лучше всего величие святыни показывает факт существования в XV–XVII веках на Руси чина Причащения богоявленской воды. По совету духовника верующий, которому временно не дозволено причащаться Святых Христовых Таин, мог вкусить Великую агиасму и антидор (часть просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец), обязательно натощак.

Помимо великого освящения воды, которое совершается на Крещение, существует малое освящение. Малое водоосвящение совершается 1/14 августа, на Преполовение Пятидесятницы, в дни храмовых праздников и напоминает о евангельских событиях — возмущении Ангелом вод в иерусалимской купели Вифезда, входя в которые больные выздоравливали (см.: Ин. 5, 1–9), и исцелении Христом у Силоамского источника человека, слепого от рождения (см.: Ин. 9, 1–11).

Крещение в песнопениях

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Игорь Сергеев:

— Уже после отдания Рождества Христова Церковь готовит верующих к празднику Крещения. В храме на вечерне можно услышать праздничные стихиры и тропари, на повечерии — трипеснцы, на утрени — каноны. С 14 января на утрени на катавасии поются ирмосы двух канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно» и «Шествует морскую волнящуюся бурю», составленных преподобными Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Службы навечерия и самого праздника очень напоминают рождественские богослужения. В седмичные дни навечерие (сочельник) состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с Литургией святителя Василия Великого, после которой совершается великое освящение воды. Если сочельник выпадает на субботу и воскресенье, то в пятницу совершают только часы — Литургии в этот день не положено. На часах хор исполняет тропари, содержащие пророчества и прообразы Крещения Господа в водах Иордана, который остановил в это мгновение свое течение, рассказывающие о чувствах Иоанна Предтечи при встрече со Христом. В паремиях же отражен призыв пророка Исаии к принятию спасительной и Божественной благодати: Почерпите воду со веселием от источник спасения (Ис. 12, 3).

Обычно в сочельник, 18 января, служат Литургию святителя Иоанна Златоуста, а за ней — вечерню и водоосвящение. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…», неся на голове Крест, выходит к емкостям с водой и совершает великое освящение. Также в навечерие после отпуста вечерни или Литургии посреди храма поставляется светильник, перед которым духовенство и хор поют тропарь: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе. И кондак: Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.

Всенощное бдение на праздник Крещения начинается великим повечерием, оканчивающимся литией и переходом к утрени. Именно на утрени по полиелее звучит величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских. Хор исполняет каноны. На девятой песни перед местным образом Богородицы диакон поет припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», после которого следует ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». Припев вместе с ирмосом образуют задостойник праздника, исполняемый до отдания праздника Богоявления.

19 января, на Крещение, совершают Литургию святителя Иоанна Златоуста. Но если праздник выпадает на воскресенье или понедельник, положено служить Литургию святителя Василия Великого. Как правило, за богослужением поют антифоны праздника, а вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся…», что напоминает верующим, что при Крещении они «во Христа облеклись».

Крещение в традиции

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Алексий Талалаев:

— Церковь признает важность Крещения Господня для спасения рода человеческого. В этот день совершается великое освящение воды — она становится святыней. И чтобы мы могли достойно встретить праздник, принять эту святыню, Церковь установила пост накануне Крещения, в сочельник.

Сочельник получил название от блюда из риса или пшеницы с фруктами и орехами, которое называется сочиво или коливо. В этот день предписывается строгий пост. Если сочельник приходится на субботу или воскресенье, то на трапезе дозволяется пища с маслом.

Вообще, хотелось бы остановиться на церковных традициях и сказать несколько слов относительно купания на Крещение в иордани. Это не более чем благочестивая и в последнее время очень распространенная традиция. Это не обязательное мероприятие, а свободный выбор каждого. Нужно помнить, что окунаться можно только с благоговением. Иордань — крестообразная прорубь, рядом с которой выставляется крест изо льда, — освящается, вода становится Великой агиасмой. Если человек ведет себя неподобающим образом, то пользы купание не принесет, скорее наоборот. Желающий окунуться заходит в воду, осеняет себя крестным знамением, после чего трижды окунается: полностью или нет — не важно.

Одно из главных заблуждений, связанных с купанием в иордани, — прощение грехов, которые якобы смываются с человека. Грехи отпускаются через личное покаяние, раскаяние, через Таинство Исповеди. Господь прощает человека при условии, что тот не просто перечислит их в присутствии священника, но и постарается исправиться и изменить свою жизнь. А купание было и остается благочестивой традицией, которую человек может соблюдать, если очень хочет, а может и не соблюдать — греха в этом не будет.

Я бы не советовал купаться тем, кто хоть немного, но сомневается. Иначе ради чего это делать? Чтобы не оказаться трусом в чьих-то глазах? Христианин не должен этим руководствоваться. Главным чувством желающего прикоснуться к святыне должно быть смирение, в противном случае в качестве урока человеку может быть преподнесено нечто не совсем приятное.

Другой не менее распространенный обычай — стремление набрать в храме как можно больше освященной воды. Хочу напомнить, что это великая святыня, которая должна храниться у икон. Поэтому, набирая воду, стоит хорошо продумать, где в дальнейшем она будет находиться, ведь мы будем давать перед Богом ответ за то, как обращались со святыней.

Подготовила Дарья Хохлова



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи